Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Русские победы

Георгий Лукомский – одна из самых заметных фигур в архитектурной жизни России Серебряного века

Благодаря Лукомскому, многие европейцы в 20-х – 30-х годах XX века познакомились с русской культурой
Кирилл Брагин
14 марта, 2017 12:00
3 мин
Георгий Лукомский, 1909 год
По своему образованию Георгий Лукомский мог бы заниматься архитектурным проектированием, он обладал и незаурядным талантом художника. Но прославился он изучением художественного наследия и борьбой за его сохранение.
Георгий Крескентьевич родился 2 (14) марта 1884 года в Калуге в семье инженера-технолога путей сообщения, обедневшего дворянина Подольской губернии, происходившего, согласно семейным преданиям, из княжеского рода Гедиминовичей.
После Февральской революции Лукомский входил во Всероссийскую коллегию по делам музеев. В качестве председателя Царскосельской художественно-исторической комиссии разработал вместе с Александр Бенуа проект музеефикации Царского Села, организовал регистрацию, ремонт, реставрацию и изучение дворцов и парков, был главным противником разграбления бывшей резиденции императора Николая II — Александровского дворца.
Лукомский учился в Орле, в Петербурге, в Казани, работал в Москве. Походил по столицам, поездил по глубинке - и везде искал, фотографировал, зарисовывал сокровища старины, писал о них в столичных журналах «Аполлон», «Старые годы», «Зодчий». Не обошел Лукомский своим вниманием и Украину. Поклонник петербуржского классицизма, Лукомский увлекся и украинским барокко, даже написал о нем книгу.
С 1918 года Лукомский поселился в Киеве. Здесь он возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Провел регистрацию и описание 160 гражданских зданий. Неутомимо, ежедневно, иногда под огнем гражданской войны он изучал киевскую старину. Упорядочивал реквизированные коллекции, составлял каталоги, выбивал средства для музеев, выполнял серию зарисовок - словом, спасал от уничтожения, расхищения и забвения уникальные реликвии. Однако с советским режимом не ужился. Выехав за границу в 1920 году, обосновался в Западной Европе - Германии, Франции, Англии. Но Киев произвел на него впечатление, не померкшее даже на фоне европейских дворцов и соборов. И в 1923 году в Мюнхене вышла книга Лукомского «Киев». А в ней - более ста авторских фотографий, на которых всесторонне, в деталях изображены шедевры киевского барокко.
Благодаря Георгию Лукомскому, многие европейцы в 20-х – 30-х годах познакомились с русской культурой. Он устраивал выставки художников-эмигрантов, издавал такие книги, как «История современного русского искусства» и «Художник в русской революции», где описывал свою работу по спасению памятников старины от варварского уничтожения. Далеко не все удалось Лукомскому спасти. Однако его книги и сегодня являются ценным собранием документов для исследователей дореволюционного искусства.
Деятельность Лукомского высоко ценил Александр Бенуа: «Поистине, Г. К. Лукомский — настоящий феномен. Его не ведающая устали деятельность по отысканию и запечатлению все новых и новых памятников архитектуры, с которой он издает книгу за книгой, каждый раз обильно снабжая ее документальными иллюстрациями... заслуживает, чтобы ему прощались некоторые недочеты в этой деятельности и чтобы, в общем, художественный мир оставался бы ему благодарным».
темы
3 мин