Франц Рубо – основоположник русской школы панорамной живописи
2 мин чтения
Ф. Рубо «Казаки у горной реки», 1892

Ф. Рубо «Казаки у горной реки», 1892

Рубо известен как автор батальных панорам «Оборона Севастополя», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго»

Масштабные войны XIX века, в которых принимала участие Россия, не могли не отразиться на искусстве, новый импульс к развитию получает существовавший и прежде, батальный жанр.

Среди выдающихся русских художников, писавших «батальные» картины, творчество Франца Алексеевича Рубо находится на особом месте. Рубо в числе тех художников, которые способствовали становлению реалистической школы панорамной живописи России, Рубо по праву называют основоположником отечественной панорамной живописи.

Рубо родился 17 июня 1856 года в Одессе, при этом он не был поданным российского самодержца, но себя всегда считал русским художником:

«Я родился и жил более 22-х лет в России, где получил свое образование… я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником…»

Художественное образование он получил в Одесской рисовальной школе и в Баварской Академии художеств – здесь его учителем был польский художник дали Юзеф Брант, у него будущий панорамист перенял профессиональные навыки в рисунке, композиции и технике живописи.

Франц, будучи студентом, много путешествовал по Малороссии, Кавказу и Средней Азии. При нем всегда был карандаш, в Академию Рубо возвращался с целой кипой этнографических и природных зарисовок и этюдов, составивших обширный материал для будущих полотен.

Уже первые самостоятельные работы начинающего художника посвящены военной тематике – «Отряд арабов» (1881) и «Атака запорожцев» (1881) – батальная сцена станет основной в творчестве художника.

Кроме батальных у него есть полотна жанровой тематики – сцены из жизни народов Кавказа и Средней Азии. Художника привлекала экзотическая природа этих мест, интересны ему были и люди, проживающие на этих территориях.

Рубо досконально изучал этнографические источники, с кавказскими, например, как отмечают исследователи, он «сроднился». В 1880 годы он оттачивает мастерство по соединению батальных и жанровых сцен с пейзажами. А доскональное знание пейзажа, по словам Франца Алексеевича, «подскажет необходимое для баталии».

По заказу тифлисского музея «Храм Славы» он создал серию картин из истории кавказских войн. Она охватывает период с Персидского похода Петра (картина «Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года», 1893) до одиннадцатой русско-турецкой войны.

Работа над кавказской серией становится вехой в творчестве на пути к созданию батальных панорамных полотен. В них индивидуальные манеры и талант художника раскроются в полной мере.

Первая из панорамных картин «Штурм аула Ахульго» (1890) получила высокие оценки критиков и зрителей. За эту работу Рубо получил звание профессора Баварской Академии художеств. Художник Михаил Нестеров отметил, что в этой картине «мастерство и ловкость идут рука об руку с талантом».

Ф. Рубо «Оборона Севастополя» (1904). Фрагмент «Солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана»

Панорамное полотно «Оборона Севастополя» (1901-1904) стало следующим шагом в творческом развитии художника. Консультантами картины выступили генерал-майор Алексей Поливанов, герой Севастопольской обороны инженер-генерал Петр Рерберг, военный историк генерал Андрей Зайончковский.

Панорама, открытая к юбилею обороны Севастополя в мае 1905 года, привлекала всеобщее внимание и стала видным событием в мировой батальной живописи.

К написанию третьего батального полотна «Бородинская битва» (1912) художник приступил после детального изучения исторических и мемуарных материалов. Картина стала вершиной творчества баталиста.

В 1912 году прославленный художник уехал в Германию, начавшаяся Мировая война, а затем и революция, не позволили вернуться ему на Родину. Но и за границей он оставался проводником русской культуры.

По его инициативе на Международной выставке в Мюнхене был создан русский отдел. Формирование этого отдела и всю деятельность, связанную с ним, художник осуществлял за свой счет. Рубо был не притворным, но истинным патриотом России.

Скончался Франц Алексеевич в 1928 году в Мюнхене.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Александр II: военные поселения упразднить Далее в рубрике Александр II: военные поселения упразднить17 июня 1857 года указом Александра II упразднена система военных поселений Читайте в рубрике Российские ученые изучили системы органов мелких насекомыхУченые выяснили, что не все их органы уменьшаются пропорционально телу в целом. Российские ученые изучили системы органов мелких насекомых
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!