Новости – Русские победы
Русские победы
Евреи на берегах Амура
Памятник первым переселенцам Биробиджан
7 мая 1934 года была образована Еврейская автономная область
7 мая, 2018 16:00
7 мин
Накануне 1917 года в России проживало около 6 миллионов евреев, доставшихся империи вместе с территориями Польши. Поскольку евреи сохраняли религиозную аутентичность, не переходили в православие, являвшейся государственной религией, и не ассимилировались, то к ним применялся ряд ограничительных мер, в том числе ограничения территориального характера.
Евреи (иудеи) могли проживать только в черте оседлости, и это положение сохранялось вплоть до Февральской революции 1917 года. Указ Временного правительства ликвидировал «все ограничения в правах российских граждан, обусловленных принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». В стране стало развиваться два направления, первые, сионисты, выступали за эмиграцию евреев на историческую родину, в Палестину, вторые, представители секулярной партии Бунда, считали, что еврейскую автономию надо устраивать в Восточной Европе.
Пришедшие к власти большевики также обсуждали вопрос о еврейской автономии, но в соответствии со своими представлениями об устройстве страны. Примечательно, что советская Россия, только что вышедшая из Гражданской войны, и пребывавшая в сложном положении, находила силы для разработки альтернативной сионизму программы и сотрудничала в этом направлении с международными еврейскими организациями. В качестве «Земли обетованной» рассматривались разные регионы страны, среди которых особое положение занимал Крым. В проект, получивший название «Крымская Калифорния», американская еврейская организация «Джойнт» вложила около $ 30 миллионов, но по ряду причин автономную единицу для евреев решили устроить на Дальнем Востоке.
В 1930 году ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района», а спустя 4 года, 7 мая 1934 года этот район получил статус Автономной Еврейской национальной области, в которую власти постепенно стали переселять советских евреев.
«Русская Планета» (РП): С какой целью советскими руководством было принято решение об образовании административной единицы для евреев? Ведь евреи не обладали никакой формой государственности, и история многонациональной России не знала еврейских уездов или губерний.
Дмитрий Верхотуров (ДВ): Мотив этого решения об образовании ЕАО был простой: сформировать национальную автономию с компактным и плотным проживанием еврейского населения.
К тому моменту у евреев уже были административные автономии в Крыму и на Украине: несколько национальных районов (с делопроизводством и образованием на идише), а также россыпь национальных сельсоветов. В СССР того времени практиковались такие формы национальных автономий в районах с сильно смешанном в национальном отношении населением. ЕАО должна была вывести еврейскую автономию на более высокий уровень и поставить ее в ряд с такими крупными автономиями как татарская, казахская (до 1936 года в составе РСФСР), якутская и т.д. То, что это получилось только отчасти, является следствием целого ряда факторов экономического и политического свойства.
РП: Евреи сыграли не последнюю роль в октябрьском перевороте и были опорой советского строя. Чем объяснить, что проект по созданию национальной автономии евреев в Крыму закрыли и евреям выделили место на задворках страны?
ДВ: Крымский проект не закрыли. Еврейские поселения и колхозы там существовали и даже благоденствовали вплоть до войны (они были уничтожены осенью 1941 года, вскоре после захвата Крыма немцами). Но в силу того, что Крым вообще был средоточием разных национальностей, и там было довольно сильное соперничество за автономные права и за землю, было решено не развивать еврейское переселение в Крым, сверх того, что уже было сделано. Кроме нежелания возбуждать межнациональные трения, у этого решения были и хозяйственные причины. Евреи осваивали сухую степь, и ее освоение было чрезвычайно тяжелым для колонистов и к тому же дорогим.
Поскольку в конце 1920-х годов бедность в еврейских местечках не была ликвидирована и поток евреев, желающих стать земледельцами, не уменьшался, то глава Всесоюзного переселенческого комитета М.И. Калинин решил приискать для евреев большой надел земли, так, чтобы хватило не на горстку колхозов, а на целую национальную автономию с крепкой экономикой. На Украине и в Белоруссии свободных земель уже не было, а вот на Дальнем Востоке, на Амуре были обширные районы свободной земли, уже подготовленные к крестьянскому переселению. Вот потому Калинин и решил выделить Биру и Биджан для евреев.
У этого решения была своя логика, и она была совершенно не связанной со стремлением «загнать евреев на задворки». Подчеркну, что район Биры и Биджана имел прямое железнодорожное сообщение со всей страной, и по совокупности условий стоял сразу после Владивостока и Хабаровска.
РП: Если бы Сталин в 1930-е годы пошел навстречу международным еврейским организациям, обратившихся с предложением принять евреев из Германии и Восточной Европы, а позже ЕАО повысил бы до статуса республики, то могло что-нибудь измениться в судьбе советского и мирового еврейства? Иначе говоря, были ли у нас шансы создать, пусть в рамках СССР, проект «Израиль»?
ДВ: Мне неизвестны обращения еврейских организаций к Сталину или просьбы к нему принять евреев из Германии. Возможно, что таковые и были.
Некоторый приток евреев из европейских стран, из США и даже из Аргентины имел место, и иностранные евреи были среди колонистов в Крыму и в Биробиджане. Но их, во-первых, было очень немного, несколько тысяч человек, во-вторых, это были тщательно отобранные с помощью зарубежных коммунистических организаций люди, как правило, квалифицированные рабочие.
Так что в 1920-е и 1930-е годы СССР почти не принимал зарубежных евреев. И не только в силу определенной подозрительности к гражданам из капстран, но и в силу того, что у СССР не было тогда экономических ресурсов для приема и устройства сотен тысяч и миллионов людей, не имеющих ничего за душой. Даже переселение собственных, советских евреев в Крым велось на финансовую и техническую помощь американских еврейских организаций, в первую очередь «Джойнта».
Так что я не думаю, что в реальности существовал вариант переселения евреев из европейских стран, в частности из Германии, в СССР.
А что касается проекта «Израиль», то вот биробиджанский проект как раз и был советским конкурентом сионистской Палестине, в силу чего я его в шутку называю «Израилем-на-Амуре». В начале 1930-х годов ему придавалось именно такое звучание.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости