Настоящие морские гиганты: «Император Александр III» и иже с ним
4 мин чтения
Эскадренный броненосец «Император Александр III». Фото:  Из фондов ЦВММ

Эскадренный броненосец «Император Александр III». Фото: Из фондов ЦВММ

24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге были заложены два первых эскадренных броненосца типа «Бородино», ставшие легендами Цусимского сражения

Русский флот, стараниями императора Александра III к концу XIX столетия превратившийся в один из крупнейших военных флотов в мире, переживал настоящий кораблестроительный бум накануне Русско-японской войны. Взятый в годы александровского правления темп прироста численности кораблей, появления новых проектов и расширение классификации Российского императорского флота сохранились и при наследнике знаменитого царя — императоре Николае II. Именно при нем российские моряки получили серьезные подводные силы, именно при нем закончилось кардинальное изменение структуры и возможностей флота. При нем же в России была заложена самая крупная серия линейных кораблей эпохи броненосного флота — эскадренные броненосцы типа «Бородино». Первые два корабля проекта — собственно «Бородино» и «Император Александр III» — заложили 24 (11 по старому стилю) мая сразу на двух санкт-петербургских судостроительных заводах: соответственно, Новом Адмиралтействе и Балтийском заводе.

И на момент закладки, и на момент вступления в строй в 1903-1904 годах корабли типа «Бородино» являлись одними из самых современных и совершенных не только в российском флоте, но и по сравнению с флотами других держав. Основой для создания «бородинского» проекта стал броненосец «Цесаревич», спроектированный и построенный для России во Франции. От него эскадренные броненосцы типа «Бородино» унаследовали расположение артиллерии главного калибра — 305-миллиметровой — в двух двухорудийных башнях на баке и на юте, а вот орудия меньшего калибра — 152 мм (12 орудий), 75 мм (20 орудий) и 45 мм (20 орудий) расположили несколько иначе, стремясь обеспечить для них наибольший сектор обстрела. Отличала корабли типа «Бородино» и более мощная броня: они имели два сплошных броневых пояса, нижний из которых имел толщину 203 мм, а верхний — 152 мм. Фактически, как и «Цесаревич», эскадренные броненосцы «бородинской» серии были первыми в мире кораблями такого класса, которые были защищены по всей ватерлинии двумя непрерывными рядами броневых плит.

Фактическим отцом эскадренных броненосцев типа «Бородино» стал главный корабельный инженер Санкт-Петербургского морского порта Дмитрий Скворцов. Именно ему Морской технический комитет поручил, основываясь на французском проекте броненосца «Цесаревич», создать новый проект, рассчитанный на возможности отечественных верфей и применение почти исключительно российских материалов и механизмов. Причем Скворцову предписывалось «придерживаться идеи эскизного проекта» французских корабелов и сохранить «скорость хода, осадку, артиллерию, бронирование и запас топлива на 5500 миль», хотя и при допустимом «некотором увеличении водоизмещения».

Дмитрий Скворцов, за спиной которого к этому времени уже была работа над постройкой таких кораблей, как броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» и однотипный с ним «Генерал-адмирал Апраксин», справился с задачей всего за 20 дней! И справился блестяще, надо сказать. При том, что толщина бронирования у эскадренных броненосцев типа «Бородино» была чуть меньше, чем у «Цесаревича», их внутренняя конструкция стала более оригинальной и гарантировала лучшую сопротивляемость и живучесть. К тому же за счет незначительного — всего на 5 мм! — уменьшения толщины брони «Бородино» и другие корабли этого проекта получили защищенную броней 75-мм артиллерию: ее удалось разместить в бронированном каземате, закрытом сверху 32-мм броней и разделенном 25-мм броневыми переборками. Кроме того, корабли этого типа делились поперечными водонепроницаемыми переборками, обеспечивавшими непотопляемость, на 11 основных отсеков: таранный, отсек носовых цистерн, носовой отсек боезапаса, носовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, первый и второй кочегарный отсеки, машинный отсек, кормовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, кормовой подбашенный отсек с боезапасом главного калибра, отсек рулевой машины и механизмов и румпельный отсек.

Модель эскадренного броненосца «Бородино» 1901 г.

Модель эскадренного броненосца «Бородино» 1901 г. Фото: Из фондов ЦВММ

Несмотря на то, что в процессе утверждения проекта эскадренных броненосцев типа «Бородино», а особенно в процессе постройки серии, в чертежи и документацию постоянно вносились текущие изменения, в итоге все пять броненосцев — «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» — получились очень неплохими кораблями. Хотя строительная и эксплуатационная перегрузка, из-за которых броненосцы оказались недостаточно быстрыми и маневренными, к сожалению, стали одной из причин того, что в реальном бою эти «настоящие морские гиганты», как называли их русские газеты того времени, потерпели поражение в Цусимском сражении. В нем участвовали четыре броненосца — все корабли «бородинской» серии, участвовавшие в Русско-японской войне; пятый, «Слава», не успел отправиться на Дальний Восток.

Из четырех броненосцев, входивших в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и принявших участие в Цусимском сражении, три — «Бородино», «Император Александр III» и «Князь Суворов» — погибли. Эти эскадренные броненосцы, которые были новейшими на тот момент кораблями этого типа в русском флоте, составляли ядро 1-го броненосного отряда. На «Суворове» держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский, и именно этот броненосец возглавлял колонну. По нему первому и открыли огонь японские корабли. А в итоге три красавца-броненосца, до последнего сопротивлявшиеся противнику и отвечавшие на японские снаряды своими, выполнив свой долг, ушли на дно, так и не спустив Андреевского флага. Вместе с ними погибли и все члены их экипажей: спасись удалось лишь одному матросу из числа служивших на эскадренном броненосце «Бородино». Что касается «Орла», то его вместе с другими кораблями 2-й эскадры, остававшимися в строю, контр-адмирал Николай Небогатов сдал японцам. Они восстановили и модернизировали корабль, и он под именем «Ивами» служил до 1924 года, пока не был расстрелян в качестве корабля-мишени японской авиацией.

«Орел» пережил всех своих товарищей по проекту. После гибели в Цусимском сражении трех других броненосцев серии на службе в русском флоте остался только эскадренный броненосец «Слава». Спущенный на воду в 1905 году, он банально не успел на Русско-японскую войну и остался на Балтике. Он участвовал в обороне Рижского залива в 1915 году, в 1916 году прошел ремонт и модернизацию, а в октябре 1917 года принял участие в Моонзундском сражении. Оно-то и стало для «Славы» последним: из-за полученных в бою повреждений корабль практически потерял ход и был потоплен у входа в Моонзундский канал.

И все же, несмотря на то, что служба практически всех эскадренных броненосцев типа «Бородино» была недолгой и не сказать, чтобы счастливой, этот проект навсегда остался в истории русского флота и русского судостроения. Ведь опыт, полученный отечественными корабелами при проектировании и строительстве этих уникальных кораблей, а русскими моряками — во время боевой службы, оказался бесценным. Хотя применить его в полной мере не успели ни те, ни другие: слишком быстро наступили смутные революционные времена, а по их окончании эпоха броненосцев фактически подошла к концу. И все же «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» успели в нее вписать свою славную страницу.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Ракеты обрели крылья Далее в рубрике Ракеты обрели крылья23 мая 1934 года состоялся первый полет крылатой ракеты 06/1, спроектированной под руководством Сергея Королёва Читайте в рубрике Лазерные пушки: США получит оружие из «Звездных войн»СМИ: США испытали мощный боевой лазер Лазерные пушки: США получит оружие из «Звездных войн»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
24 мая 2016, 21:47
Кстати, на типе Сталинград,. если не ошибаюсь принцип максимального угла входа в воду то же был реализован. интересно: в 1973г., во время очередного арабо израильского кризиса/войны, советские корабли -артиллерийские крейсера и эсминцы, а так же ракетные бегали за амерскими авианосцами. Предполагалось повредить, а может утопить арт/ракетными залпами и добить самолетами ЧФ, через-30-45минут (ракетоносцами и бомберами). Теперь на место 68к, бис пректов ставим Сталинград, что было бы с амерскими авианосцами с учетом боя Шарнохорста и Гнейзенау с аглицким авианосцем??!!!
23 мая 2016, 17:33
tsushima точнее.
23 мая 2016, 13:00
Дополню про тип Бородино: создатель Цесаревича французский инженер Лагань. Интересны причины гибели в Цусиме. Мое мнение: 1. перегруз черпали воду раньше чем рассчитывалось, 2. большая скорость японце они вышли в голову русских и резали им курс, у последних из боя исключались кормовые орудия и 3-й отряд, больший вес японских и меньший русских снарядов ГК, последние создавались для 20-25 кабельтовых, а в Цусиме было больше и попадание на углах близких к нормали а было под углом из за курсового угла, и макаровского колпачка/АРС не имели, в отличие от 6 дюймовых, что могло исправить ситуацию с углом, правда еще в 1-ю мировую при отклонении более 20 градусов обычно снаряды пробития и разрыва не давали . Держи русские или часть эскадры большую скорость при меньшем перегрузе и бой борт на борт с броненосным отрядом японцев, в котором 2 броненосных крейсера типа Гарибальди и вся артиллерия работает и с пробитием проблем нет, правда остается тихоходный отряд старых кораблей, нов нем есть достаточно мощный Сисой и броненосцы береговой обороны, да и Наварин. Судьбу Осляби не знаю, но интересно: Ослябя против Гарибальди. Однако все пошло как пошло. Кстати есть сайт:tsusima.su.
23 мая 2016, 11:42
В последующем, Тяжелый крейскр Севостополь/Кронштадт, так же был рассчитан на острый курсовой имея за 7, под 8 лошадей на тонну, против 4 у современников Дюнкерк, Шарнхорст, Гнейзенау. Так же принцип максимального узла входа в воду был реализован на типе Советский союз, 23 проект кажется, только войне не позволила их построить. хотя разрабатывались проекты и на английских принципах с наклонной переборкой ниже ватерлинии ( нижний пояс). Англичане так же реализовали принцип максимального угла на типе король Георг 5 и непостроенном лайоне, при этом максимально заглубив пояс (до 3-метров, актуально с учетом снарядов Ямато и Мусаси и бой с французами в Касабланке это подтвердил), да на Венгарде, кажется то же. Ну а после второй мировой бронированные гиганты уже не строили, кроме легких крейсеров например 68 проекта и типа Киров (Петр Великий 4-й в серии).
23 мая 2016, 11:22
На последующих измаилах основной пояс вырос до 237мм, второй слой то же возрос: скосы были 75 переборку не помню, кажется то же. Калибр 356 при снаряде 748кг., при V 731м/с.,(англичане 719 1 мировая, 722 2-я, при не знаю, но скорее всего 780-790м.с., и не ниже 757) Скорость 24-26узлов. А англичане орудия Измаила критиковали - слабая пробиваемость в борт на малых дальностях т.е. изначально острые курсовые и стрельба в палубу они универсальные орудия делали для всех дистанций и ракурсов, при этом уделяли особое внимание точности их 15 дюймовки имели вес 80 тонн, против российских76, и 45 калибров против 50, т.е. подкрепление было солиднее и детонационную волну гасило лучше правда и созданы они были к 2 мировой . Вес залпа Измаилов 8,9 тонн. Тем же путем пошли амеры на Норт Кэролайнах и Саут Дакотах с 406мм. 701м/с, при 1225кг. Дальномеры на россияназ 6 метров база, у немцев4, англичан 3,57. Только японцы переплюнули к 1918 на нагато Мутсу -8м. Кстати пробиваемость Севостополей в палубу и во 2 Мировую была приличной.
23 мая 2016, 11:53
Иногда думаешь, что амерский флот после 1-й мировой создавался со значительной российской помощью (эмигрантов) на типе Миссури и Аляске в литературе указывается V 762 м/с, как на Севостополях.
23 мая 2016, 11:04
Севастополи были интересны и противоминной защитой: под башнями дно было даже не двойным, а тройным. Видимо был учтен опыт русско-японской: подрыв на минах Петропавловска и Сикисимы с кажется Ясимой. По опыту ее же броневой пояс был выполнен выше чем у зарубежных сверстников-5,3 м., против 2,5 в среднем, при этом основной и верхний пояс слились, что за рубежом произошло через 1/2 десятилетия у амеров и 20 -25лет у остальных (англичане король Георг 5 и т.д.). При большей высоте бронированного борта (условно не пробитого в бою) угол вхождения пробоин, находящихся выше основного пояса в воду при крене был больше. Т.е. боевая устойчивость возрастала, а противник с меньшей высотой основного(толстого) пояса имел больше шансов сделать "оверкиль". Кроме того Х.Того вел бой на острых курсовых углах и русские снаряды, более легкие чем японские (332 и 386кг.) с большей начальной скоростью (и скоростью встречи с целью) были не эффективны при пробитии борта, а японские более тяжелые и с меньше скорость эффективности не теряли, особенно при попадании в палубу, а небронированный борт тем более.. А Севастополи имели скорость 21,75 узла и 23-24 на форсаже и могли занять выгодную позицию на острых курсовых. В 1911г., получили тяжелые снаряды 471кг, против 332 старых иV762м/с., против 797, их борт почти не имел небронированных мест: над водой примерно до 4 м. (в зависимости от загрузки) основной брони 225мм., выше 127 мм каземат 2,2м. за основным +50мм переборка из цементита и нижеее + 50 мм скос палубы. При бое на острых курсовых на дистанции выше малой (предел средней и дальная) пояс Севастополей не пробивался а их снаряды попадали скорее в палубу, которая тогда почти не бронировалась. С учетом внутреннего пояса (коробчатая схема бронирования) даже борт на борт можно, наверное до 340,343,356мм калибров у противника). Общий вес залпа,5,6 тонн как у 13,5 дюймовых английских линкоров с снарядом 560кг., при этом трех орудийные башни давали дополнительный залп, когда 2-х орудийные (немцы, англичане) уходили на перезарядку, т.е. стреляли интенсивнее на треть. А про Севостополи часто пишут слабобронированные, морально устаревшие при вступлении в строй видно авторы не слыхали про курсовые углы, зону свободного маневрирования вытекающую их наваль и эффектив лимит, коробчатое бронирование (французы его на Дюнкерке, Страссбурке, ришелье, Клемансо повторили на горизонтальном ронировании).
23 мая 2016, 11:10
Может эти авторы про Кц, Кнц, не слыхали, а на борт может погорячился, но с учетом правила мину 2-х дюймов делающих снаряд болванкой можно предположить280мм гарантированно может, 305, 340,343, 356 скорее всего может - снаряд будет рватся на втором слое брони при пробитии или станет болванкой и до бронированной подачной трубы/колодца ГК не долетит.
23 мая 2016, 10:24
Автор забыл упомянуть: тип Бородино имел противоторпедную защиту-перебору в 38мм., в двух метрах от борта. Ее в то время не имел никто, разве, что французы. Поэтому в бою корабль имел защиту от снарядов и торпед к примеру англичане создали подобные корабли в 1мировую тип Королев Елизавет, немцы с типа Вестфален. Суворов обстреливала японская эскадра, он вышел из боя, периодически обстреливался опять, потом его атаковали торпедные корабли-миноносцы/дестроейры и он несмотря на перегрузку затонул с трудом. Перегруз в Цусиме привел к тому, что порты 75 мм. орудий входили в воду при 7,5 градусах крена вместо 10 по Новикову. Кстати, по моим данным толщина пояса Бородино 190мм, на Цесаревиче 250, но броня была другой. В дальнейшем ПТЗ 2,4м, применалась на типе Андрей Первозванный, Севастополь3,4, кроме черноморских, Измаил и ее применение стало мировой практикой.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!