Новости – Русские победы
Русские победы
Долететь до Северного полюса? Долетим!
22 марта 1937 года из Москвы к макушке планеты отправилась первая в мире высокоширотная авиационная экспедиция
21 марта, 2016 00:00
7 мин
История освоения Арктики в ХХ веке — это прежде всего история попыток добраться до Северного полюса, последовательно приспосабливая к этому все новые и новые технические средства. И прежде всего — самолеты: ведь полет занимает в десятки, если не в сотни раз меньше времени, чем путешествие на корабле или на собачьих упряжках. К тому же авиация гораздо меньше зависит от рельефа по маршруту путешествия — хотя, особенно если говорить об авиации 1930-х, гораздо более чувствительна к погоде и времени суток.
В этой воздушной гонке к Северному полюсу отечественные летчики и полярники всегда занимали особое место. Именно пилоты советской авиации первыми сумели добраться до полярной макушки Земли. В мае 1937 года первый полет над Северным полюсом совершил экипаж ледового разведчика КР-5 (АНТ-7) с бортовым номером Н-166 под командованием летчика Павла Головина. Это был самолет-разведчик первой советской высокоширотной авиационной экспедиции, которая стартовала из Москвы к Северному полюсу 22 марта 1937 года. А главной задачей экспедиции стала прокладка воздушного маршрута, организация доставки и доставка участников первой отечественной дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-1» — легендарной папанинской.
На организации полетов к Северному полюсу в середине 1930-х годов настаивали многие отечественные специалисты. Среди них были и опытные полярники-исследователи — например, начальник главсевморпути Отто Шмидт и ученый Иван Папанин, и летчики, прежде всего участники операции по спасению челюскинцев — те же Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Очень активно настаивал на прокладке трансполярного маршрута Валерий Чкалов. Именно он в конечном итоге добился того, что в начале 1936 года вопросу организации такой экспедиции посвятили специальное совещание в ЦК ВКП (б). И хотя на этой встрече самому Чкалову не позволили лететь через полюс, рекомендовав для первого рекордного перелета маршрут Москва–Петропавловск-Камчатский, решение об организации полярной научно-исследовательской станции в районе Северного полюса приняли именно тогда.
К середине марта совместными усилиями полярников, ученых, летчиков и моряков был разработан план воздушной экспедиции на Северный полюс. Согласно ему, эта экспедиция должна была не просто достичь полюса, но и доставить к нему оборудование и личный состав дрейфующей станции. Сделать это одномоментно было невозможно, и потому требовался промежуточный аэродром с базой снабжения, который решено было организовать на острове Рудольфа. А первым этапом подготовки экспедиции стала разведка воздушной трассы Москва — Земля Франца-Иосифа, которую провели самолеты Н-127 и Н-128 под командованием Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и летчика Василия Махоткина. Они вылетели из Москвы 29 марта 1936 года, а 21 апреля Водопьянову удалось-таки достичь бухты Тихой на Земле Франца-Иосифа. Через пять дней из Тихой самолет Н-127 вылетел в рекогносцировочный полет на север от острова Рудольфа и привез обнадеживающие известия: на дрейфующих льдах центральной части Арктики можно рискнуть посадить тяжелые самолеты.
Самолет Г-2 доставил часть экспедиции к Северному полюсу
Самолет Г-2 доставил часть экспедиции к Северному полюсу. Фото: ownlib.ru
Подготовка к авиаэкспедиции на Северный полюс и заброске дрейфующей станции «Северный полюс-1» заняла почти год. После полета Водопьянова и Махоткина в дело вступили моряки, которые начали завоз необходимого оборудования на остров Рудольфа: строительные материалы для островной базы и полярной станции, научное снаряжение для дрейфующей станции, горючее, масло и запчасти для самолетов. Зимовать на острове в ожидании весны 1937 года остались 24 человека, которым предстояло подготовить авиабазу для экспедиции и поддерживать авиаразведку полярной части маршрута.
Основу самолетного парка экспедиции составили четырехмоторные самолеты Г-2, они же АНТ-6 — гражданский вариант тяжелого дальнего бомбардировщика ТБ-3. Эти машины получили стандартные для северной авиации того времени номера серии «Н»: Н--169, Н-170, Н-171 и Н-172. Командиром первой машины был Иван Мазурук, второй — Михаил Бабушкин, третьей — Василий Молоков, а четвертой — Анатолий Алексеев. Командиром авиаотряда (он одновременно числился и командиром Н-170, и если он управлял машиной, то Бабушкин занимал место второго пилота) был Михаил Водопьянов. Начальником же всей экспедиции стал знаменитый полярный исследователь академик Отто Шмидт, а его заместителем — начальник Управления полярной авиации Главсевморпути, опытнейший полярный летчик Марк Шевелев. Кроме того, в экспедиции принимал участие двухмоторный самолет-разведчик КР-6 (АНТ-7) с бортовым номером Н-166, которым командовал Павел Головин. Кроме него, был еще легкий разведывательный самолет Р-5 с бортовым номером Н-128, которым управлял летчик Леонард Крузе.
Старт авиаэкспедиции был дан 22 марта 1937 года в Москве, на Центральном аэродроме имени Фрунзе на Ходынском поле. За 18 часов и 49 минут летного времени, которые в реальности растянулись на 27 календарных дней, отряд полетел около 4000 километров и достиг острова Рудольфа. Такая разница между полетным и реальным временем объяснялась просто: судам подолгу приходилось ждать летной погоды в промежуточных пунктах — Холмогорах (восемь дней), Нарьян-Маре (двенадцать суток) и Маточкином Шаре (шесть суток).
С острова Рудольфа самолеты экспедиции провели несколько разведывательных полетов, прорабатывая маршруты заброски дрейфующей станции «Северный полюс-1». В ходе этих полетов 5 мая 1937 года самолет Павла Головина впервые в мире и достиг Северного полюса. Спустя полмесяца, 21 мая в 4.52 утра, в воздух с острова Рудольфа поднялся пилотируемый Михаилом Водопьяновым флагманский самолет Н-170, на борту которого находились начальник экспедиции Отто Шмидт и полярники-папанинцы. Через семь часов Н-170 впервые в мире приземлился в непосредственной близости от Северного полюса — и на ледовом поле началась работа по разворачиванию первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». Через 16 дней, 6 июня 1937 года, все самолеты высокоширотной экспедиции двинулись в обратный путь. До Москвы они добрались спустя 19 дней, приземлившись в 17.07 25 июня на Центральном аэродроме, откуда стартовали три месяца назад.
По итогам этой уникальной экспедиции все ее участники — в общей сложности 39 человек — постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года были награждены высокими наградами. Восемь человек были удостоены звания Героя Советского Союза: начальник экспедиции Отто Шмидт, флаг-штурман экспедиции Иван Спирин, замначальника экспедиции Марк Шевелев, начальник станции «Северный полюс-1» Иван Папанин, командир самолета Н-166 Павел Головин, командир самолета Н-169 Иван Мазурук, командир самолета Н-170 Михаил Бабушкин и командир самолета Н-172 Анатолий Алексеев. Уже имевшие высшее звание летчики Михаил Водопьянов, командир отряда и самолета Н-170, и командир Н-171 Василий Молоков были удостоены второго Ордена Ленина. Такой же награды удостоились трое полярников «Северного полюса-1» — Евгений Федоров, Петр Ширшов и Эрнст Кренкель, а также практически все члены экипажей самолетов высокоширотной экспедиции (всего этот орден получили 18 человек). А командир разведывательного самолета Р-5 с бортовым номером Н-128, который проделал громадную работу по обеспечению полетов основных бортов экспедиции — летчик Леонард Крузе — был удостоен ордена Красной Звезды, как и еще 13 участников экспедиции.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости