Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Русские победы
Русские победы

«Буква М из красных трубок – Вход в Молодость или в Мечту...»

15 июня 1931 года июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве
Виктор Мартынюк
2 мин
Транспортные проблемы в столице появились не сегодня, они существовали всегда. Старожилы вспоминают, что в конце XIX века поездка с Арбата на Таганку превращалось в целое путешествие, виной тому были ужасные дороги и дурные экипажи.
Появившиеся конки ситуации не изменили, их скорость, по словам чеховского персонажа, была «равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час». Трамваи ездили быстрее, но добраться до пункта назначения на трамвае было проблематично – они до отказа были забиты и обвешаны пассажирами. Путешествие с рабочей окраины в центр занимало более двух часов.
В предчувствии транспортного кризиса, июньский пленум ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года принял решение о строительстве столичного метрополитена.
Москва ждала метро с 1870-х годов. Именно в этот период появился первый проект строительства московской подземки. Дело тогда приостановилось из-за финансовых споров разработчиков с московскими чиновниками. В следующий раз о метро вспомнили в 1913 году. Проектов было несколько, пока выбирали, началась Первая мировая война.
К строительству метро приступили только в 1932 году, в трескучие тридцатиградусные морозы. Работать приходилось ночью: днем мешало движение. Железные штыри для разбивки не шли в мерзлый грунт. Костры и паяльные лампы, которыми строители пытались отогреть почву, не помогали. Не хватало современного оборудования, отбойных молотков было всего несколько штук, орудовали в основном кайлом, ломом и лопатами.
Приглашенные для консультаций английские специалисты – пионеры метростроя в недоумении пожимали плечами: как такими примитивными способами можно строить столь необычное сооружение? Но работа шла с таким рвением, что сомнений в том, что метро в Москве все-таки появится, не возникало. Его возведение стало общенациональным делом.
На всесоюзный призыв «Метро строит вся страна!» съезжались представители всех республик СССР: горняки Донбасса и Урала, тоннельщики Закавказья и колхозники из близлежащих деревень. А ведь добровольцам не сулили легкой жизни: работа была трудная и незнакомая. Однако сюда стремились не только молодые. Даже старики норовили обмануть отборочную комиссию и завербоваться на стройку. 75 тысяч человек участвовали в строительстве метрополитена.
Заказы для московской стройки выполняли свыше 500 предприятий. Цемент привозили с Волги и Северного Кавказа, лес – из Чувашии, Архангельска и Урала, мрамор из Карелии, Украины и Кавказа. Оборудование поступало из индустриальных центров страны – Ленинграда, Харькова. В Мытищах строились вагоны для поездов, на Кузбассе прокатывались рельсы.
В конкурсе на художественное оформление станций метрополитена участвовали лучшие архитекторы Москвы.
Московское метро было построено позже, чем в некоторых столичных европейских городах. Но отличалось от них в разы.
«Как не похоже это великолепное и изящное сооружение на сумрачные подземелья парижского метро, на казарменное бесстрастие берлинского унтергрундена, на хмурую серость лондонского андерграунда, на неприветливые коридоры нью-йоркского собвея», - отмечал писатель Лев Кассиль.
«Буква М из красных трубок – Вход в Молодость или в Мечту...», такой смысл вложил в легендарную букву поэт Евгений Долматовский – метростроевец в своей комсомольской юности.
Пуск первой линии метро, от Сокольников до Парка культуры, состоялся 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Чтобы стать первыми пассажирами, сотни людей всю ночь стояли у вестибюлей. Картонный билетик одной поездки стоил 50 копеек. Он действовал лишь 35 минут после того, как вахтер ставил на нем специальный штамп. Но для поездки под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была менее 12 километров.
Станции поражали своим пышным архитектурным оформлением. Их отделали мрамором и лепниной, украсили фигурными светильниками, мозаичными панно, скульптурными композициями...
«Мы хотим, чтобы это сооружение… поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие», — заявил на торжественном открытии первой очереди метро в мае 1935-го «железный нарком» Лазарь Каганович.
Московское метро, ставшее лучшим в мире, до сих пор остается таким и по сегодняшний день. 
темы
Москва
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин