Новости – Русские победы
Русские победы
Архитектор Кваренги – выдающийся итальянский архитектор, созидавший в России
Россия стала той страной, где многогранный талант итальянца раскрылся в полной мере
20 сентября, 2017 17:40
3 мин
Джакомо Кваренги родился 20 сентября 1744 года в итальянском городе Бергамо в семье городского судьи, который в часы досуга занимался рисованием. Увлечение отца перенял сын, после частного обучения в родном городе, он продолжил художественное образование в Риме.
Здесь он вливается в творческую среду города, знакомится с известными мастерами художественного и архитектурного искусства, проявляет интерес к музыке и литературе, что будет способствовать формированию его художественного вкуса.
Архитектурное многообразие древнего Рима, наследие античности и эпохи Возрождения, поглощает всё внимание Джакомо, он тщательно изучает уникальные культурные памятники: измеряет, зарисовывает, пишет комментарии. И вскоре получает первый заказ на реконструкцию одной из церквей близ Рима. К тридцати годам он становится известным художником и архитектором. Но не все высокохудожественные идеи художника были воплощены в действительности, Кваренги не видел перспектив для работы в Европе.
Площадкой для воплощения его масштабных замыслов стала Россия. Императрица Екатерина II хотела видеть итальянцев, и итальянец приехал в 1780 году.
«Архитектор ее величества» возвел Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и четыре храма близ Царского Села. О постройке церквей Кваренги упоминал в письме другу Маркези: «…одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...»
Эти храмы в окрестностях Павловска прекрасно охарактеризовал академик Игорь Грабарь: «Такой же простотой и благородством отличаются и другие церкви. Лучшая из них в Московской Славянке... во всех случаях это простые, гладкие стены, почти полное отсутствие каких бы то ни было украшений, кроме колонн, портиков и иногда колонок звонниц. Несмотря на холодную гладь лишенных орнамента стен, это не холод стиля ампир, а скорее суровость Палладиевых стен…»
В 1780-е Кваренги создал свои лучшие проекты: Концертный павильон в царскосельском парке, Эрмитажный театр в Петербурге, административные здания Академии наук и Ассигнационного банка, ряд сооружений, вошедших в комплекс Зимнего дворца и Эрмитажа. В самом Зимнем дворце архитектор значительно обновил интерьеры.
К московским постройкам относятся Старый Гостиный двор и Странноприимный дом, торговые ряды на Красной площади, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Он много работал по частным заказам высокопоставленных вельмож.
Итальянец внимательно изучал русскую культуру, слепое следование европейским архитектурным канонам он отвергал. «Рабское следование одной теории и заветам великих мастеров без внимания к месту, обстоятельствам и обычаям страны, может привести архитектора к созданию лишь посредственных произведений», - отмечал он.
Блестящий мастер эпохи классицизма работал при трех российских самодержцах: Екатерине II, Павле I и Александре I. Классицизм, уже начинавший складываться к тому времени в России, получил при Кваренги градостроительный размах.
Когда Наполеон, носивший титул короля Италии, стал готовить завоевательный поход в Россию, он издал указ о возвращении домой всех итальянцев. Кваренги решительно отказался, за что заочно был приговорен к смертной казни и конфискации всего имущества. Он лишился Италии, но приобрел новую родину - Россию. В 1814 году знаменитый архитектор получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира I степени.
Вскоре король Италии был сослан в ссылку, а вернувшаяся с победой русская армия прошла через Триумфальные Нарвские ворота, сооруженные по проекту российского архитектора Джакомо Кваренги.
Его современник Филипп Вигель отмечал, что творениями итальянского архитектора, «более всего красится Петербург». Наследие великого Кваренги составляет целую эпоху в зодчестве двух столиц.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости