Новости – Русские победы
Русские победы
Сталкер кинематографа Андрей Тарковский
Сегодня исполняется 86 лет со дня рождения Андрея Тарковского
4 апреля, 2017 00:15
5 мин
Андрей Тарковский снял всего семь фильмов, если не считать студенческих работ, но каждый из них стал шедевром.
Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года на Волге, в семье литераторов, мать, Мария Вишнякова была поэтом и прозаиком, отец Арсений Александрович также поэтом и переводчиком восточных языков.
И хотя отец ушел из семьи, когда Андрею было всего три года, связь с ним Тарковский ощущал многие годы, даже выбор первой профессии арабиста, он совершил «под влиянием» отца.
Но режиссером Тарковский стал благодаря матери. В 1954 году он поступил во ВГИК, на режиссерское отделение Михаила Ромма, на курсе с Тарковским учились Василий Шукшин, Элем Климов, Андрон Кончаловский.
Тарковский во время учебы понял, что кино – это «единственное искусство, где автор может чувствовать себя творцом безусловной реальности, собственного мира в буквальном смысле… где кино оперирует материалами, данными самой природой, непосредственными кусками времени», а режиссер является демиургом.
И Тарковский стал таким демиургом кинематографа (британский режиссер Дэнни Бойл называл Тарковского «кинематографическим богом»). Уже его первый фильм «Иваново детство», об украденном войной детстве юного разведчика Вани, получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля и высокие отзывы мэтров Ингмара Бергмана, Кшиштофа Кесьлёвского и философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра.
Следующая кинолента «Андрей Рублев» – исторический эпос и фильм-проповедь для советского атеистического кинематографа стала открытием, режиссер впервые приоткрыл духовную и религиозную сторону средневековой Руси, и в тоже время затронул тему о судьбе художника в России.
Тарковский поднимал экзистенциальные вопросы человеческого существования и напоминал зрителю об утраченных истинах бытия.
В 1972 году он снял фильм по роману Станислава Лема «Солярис». Этическая проблематика в этот раз рассматривалась через контакт человека с внеземной цивилизацией.
Своим фильмом режиссер говорил об ответственности человечества: «…проблема нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира».
Хотя Лем негативно воспринял «экранизацию» романа, «Солярис» получил Специальный гран-при жюри на Каннском кинофестивале 1972 года.
«Зеркало» (1974) является фильмом-исповедью, в нем художник рассказывает «о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о… взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга». Многие кинокритики считают фильм вершиной творчества режиссера.
«Жертвоприношение» (1986) имеет множество толкований. Сам Тарковский так объяснял идею фильма: «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
Режиссер не знал, что «Жертвоприношение» станет его последнем фильмом, он отдал все свои силы и жизнь искусству, и сам принес себя в жертву.
В 1986 году великий режиссер скончался от рака легких, он был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его надгробии сделана надпись: «Человеку, который увидел ангела».
Небесный мир Тарковский открыл и другим людям, он хоть и не был церковным человеком, но его фильмы меняли людей, они приходили в Церковь и даже принимали священный сан. Так, по крайней мере, говорят католики.
Духовные лица называют Тарковского своим наставником, кинокритики – сталкером кинематографа, а для большинства зрителей он остается самым загадочным режиссером.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости