Новости – Русские победы
Русские победы
Александр Островский: с него начинался русский театр
Василий Перов «Портрет писателя А.Н. Островского», 1871
Сегодня 195 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского
12 апреля, 2017 12:35
2 мин
Творчество Островского стало важнейшей вехой в развитии русского национального театра, советские искусствоведы, следуя Добролюбову называли его пьесы «лучом света в темном царстве» и записывали Александра Николаевича в число писателей-революционеров. Но был ли таким Островский на самом деле?
Александр Николаевич Островский родился в 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Как и Добролюбов он происходил из духовного сословия, священником был его дед, а вот отец, хоть и получил духовное образование, по церковной стезе не пошел – стал чиновником. Он занимался адвокатской практикой, вел дела многочисленных знакомых купцов.
Благодаря обширной домашней библиотеке мальчик рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству. Его первые произведения посвящены именно купеческому быту.
Первой публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» (1848). Литературный критик Степан Шевырёв заявил о появлении «нового драматического светила в русской литературе».
А революционеры-демократы приветствовали нового драматурга, столь живо и реалистично показавшего быт купеческого сословия. В ранних произведениях Островского они видели только темную, обывательскую сторону жизни купечества. Революционерам это было только на руку, малейший повод они старались использовать для разжигания протестных настроений.
Но Островский не стал соратником бунтарей. Драматургу хотелось выяснить истинный характер проблем людей, обладающих деньгами и подпавшими под их власть.
В драме «Гроза» (1859) ему удалось по-настоящему раскрыть свой талант. По сути «Гроза» — это анатомия греха, подробный разбор технологии возникновения греховной страсти, ее развития и последствий.
Но общество увидело в произведении лишь социальную проблематику, а духовную, которую ставил автор, попросту не разглядело. Для русской литературы это был не первый случай, духовно глубокие «Мертвые души» и «Ревизор» Николая Гоголя тоже были прочитаны поверхностно.
Надо заметить, что сам Островский и не надеялся на понимание современников. Он писал потомкам: «Что я сделал для русской драматической литературы — это оценится впоследствии...»
А сделал он немало, с Островского начинался русский театр: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Большинство его пьес до сих пор не сходят с театральных подмостков, многие – экранизированы, послужили основой создания кино- и телесценариев, или стали сюжетом для опер, как например, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
И умер писатель за письменным столом, занимаясь своим любимым делом, он переводил пьесу Шекспира «Антоний и Клеопатра».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости