Новости – Мнения
Мнения
Варшавский саммит: новые угрозы
Андрей Бабицкий, журналист
Темой прошедшего в Варшаве саммита НАТО стало определение нового статуса России — как безусловного врага.
12 июля, 2016 18:05
7 мин
На первый взгляд могло показаться, что прошедший в Варшаве саммит НАТО был полномасштабным бенефисом Петра Порошенко, подобного которому для него еще ни разу не проводили, ибо, помимо Украины, вторая заявленная тема встречи — продление военной миссии в Афганистане — была, конечно, глубоко второстепенной.
Однако речь на историческом мероприятии все же шла не об Украине, тема была гораздо шире. По итогам саммита был определен новый статус России — как безусловного, на длительную перспективу военного и политического врага.
Не так важны организационные решения (они оказались не столь значительны, хотя мы о них еще поговорим), как то обстоятельство, что НАТО подвело черту под темой диалога с Россией, всякими попытками разобраться в сложных и неоднозначных проблемах с тем, чтобы прийти к какому-то, пусть кривому, но решению, позволяющему обойтись без радикальных военных средств воздействия. На самом деле новая идеология противостояния блока и России — это возвращение к холодной войне, к жесткому идеологическому противостоянию с военными конфликтами на периферии.
Нельзя сказать, чтобы результаты варшавской встречи стали шокирующим и неожиданным изменением политики западных стран, входящих в НАТО. Они лишь закрепили и доктринально оформили то, что уже давно являлось нормой в политической практике взаимоотношений между Россией и Западом. Однако некоторые моменты саммита указывают на то, что ухудшение отношений может оказаться куда более значительным и драматическим, чем если бы мы продолжали держаться рамок, хотя и крупного, но полудружеского раздрая между «своими», который длится уже пару лет.
Из «прелестей» холодной войны, которые нам придется вспомнить, первое — это гонка вооружений, которая крайне невыгодна сегодня России, поскольку в этом соревновании она изначально находится на заведомо проигрышных позициях. НАТО планирует увеличить расходы на оборону, которые в результате должны составить порядка 1 триллиона долларов. Россия тратит на эти цели 67 миллиардов долларов. Понятно, что экономический кризис не позволит странам блока изыскать необходимые средства быстро, но в том, что в целом в военную сферу будет вкладываться существенно больше средств, сомневаться не приходится. Нам это угрожает в первую очередь тем, что Альянс получит возможность в короткие сроки разрабатывать и вводить в действие все более совершенные вооружения, тогда как мы не будем поспевать за стремительной технологической сменой поколений новых типов оружия.
Следующий малоприятный аспект перезагрузки холодной войны — это фактически расконсервация всех «замороженных» конфликтов на территории бывшего СССР. России припомнили все — не только Крым и Донбасс, но включили в парадигму длительной агрессии Приднестровье, Карабах, Южную Осетию и Абхазию. Все сепаратистские образования вновь актуализируются как территории, которые должны быть без всяких компромиссов возвращены государствам-хозяевам. Собственно, два из них — Украина и Грузия — объявлены партнерами НАТО. Соответственно, здесь и стоит ожидать максимального сосредоточения усилий по раскручиванию маховика конфликтов.
Йенс Столтенберг и Петр Порошенко на саммите глав государств и правительств стран НАТО в Варшаве
Йенс Столтенберг и Петр Порошенко на саммите глав государств и правительств стран НАТО в Варшаве. Фото: Celestino Arce Lavin / Zuma / TAСС
Главной же жертвой варшавской встречи окажется две отложившиеся республики Донбасса — ДНР и ЛНР. Сложно сказать, какая именно часть галопирующего бреда Петра Порошенко по завершении саммита является не чистым продуктом больной фантазии, а хотя бы частично опирается на реальные договоренности, но сам факт того, что президенту Украины разрешили использовать официальное мероприятие Альянса как площадку для полной ревизии Минских соглашений, говорит о том, что контролировать соблюдение им каких-то правил отныне его кураторы не намерены. Что скажет, то и будет.
Из сказанного Порошенко можно сделать однозначный вывод: Киев планирует выполнять только те пункты плана мирного урегулирования, которые считает приемлемыми для себя. Контроль над границей и обеспечение порядка в Донбассе силами вооруженной миссии ОБСЕ. И только после этого выборы местных органов власти. Разработка «дорожной карты», как заявил глава Украины, будет проходить в ходе неких консультаций представителей США, ФРГ, Великобритании, Франции и Италии. Участия России и республик этот формат не предусматривает. Здесь можно ставить точку — Минск полностью списан в утиль.
Конечно, Порошенко, видимо, как обычно не вполне точен в передаче своих впечатлений от беседы с руководителями пяти стран, но ему позволили вывалить на голову журналистов всю выше изложенную чепуху. Никто его не поправил, не привел в чувство, не напомнил о Минских соглашениях, что все же регулярно происходило раньше. Это может означать, что России как «стране-агрессору» отказано отныне в учете ее позиции, а «страны-жертвы» агрессии могут как угодно далеко заходить в своих притязаниях и интерпретациях происходящего.
Жесткая риторика саммита запускает новый виток военного противостояния на Украине. Самому Киеву полномасштабные военные действия не слишком нужны из-за высокого риска новых поражений и недостатка ресурсов. Но логика холодной войны должна непременно опираться на все новые доказательства злой воли Москвы, которая не отказывается от своей экстенсивной, захватнической политики. Украинское руководство, во всем зависимое от Запада, можно вынудить ввязаться в любую авантюру, и вероятность того, что его принудят выйти на новый уровень обострения в Донбассе, совсем не нулевая.
Об этом косвенно свидетельствует и то, что три страны Альянса — Польша, Великобритания и Канада — начнут поставлять Украине оружие, а военная помощь со стороны только США составит 500 миллионов долларов.
Возвращая сепаратистские территории государствам-хозяевам (пока, естественно, только декларативно), НАТО полностью закрыло для себя вопрос о правах человека на этих территориях. Любому беспристрастному наблюдателю очевидно, что, взяв под контроль границы с Россией (представим себе, что это возможно), Киев сразу же организует гигантскую кампанию расправы со всеми неблагонадежными. Благо для этого у него есть карательные нацистские батальоны, прославившие себя массовыми преступлениями в зоне АТО. А именно о том, что в первую очередь надо обеспечить возвращение границ под юрисдикцию Киева, заявила вчера канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Очевидно, что России придется искать ассиметричные ответы, для симметрии у нее недостаточно сил. Пока, несмотря на то что ситуация в течение последних двух лет только ухудшалась, линию обороны удавалось держать.
Но после Варшавы придется учитывать, что вызовы становятся все более жесткими, а голос разума все менее отчетливым.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости