Североосетинская «фетва против ИГИЛ»

Североосетинская «фетва против ИГИЛ»

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

В условиях отсутствия позитивной и жизнеутверждающей идеологии (впрочем, российская Конституция запрещает любую государственную или обязательную) определенная часть неустроенной молодежи способна увлечься радикальными идеями.

Главной проблемой подобного рода на Кавказе стала информационно-пропагандистская атака запрещенной в РФ террористической радикально-исламистской группировки, называющей себя «Исламским государством» (ИГ или ИГИЛ). Хотя в ее орбиту вовлекаются и люди весьма солидного возраста, основную целевую аудиторию, безусловно, составляет молодежь. Именно с ней в первую очередь работает и руководство духовных управлений мусульман, разъясняющее пагубность исламистской идеологии.

ИГ «не является праведным исламским халифатом», а его главарь Абу Бакр аль-Багдади — халифом мусульман, констатируется в обращении Религиозного совета мусульман Республики Северная Осетия-Алания, принятом на прошедшей в Моздоке конференции «ИГИЛ на весах шариата». «Никому не дозволено присягать на верность ИГИЛ, отправляться туда или поддерживать их каким-либо образом, — отмечается в документе. — Тем же, кто обманулся призывами этой группировки и последовал за ними, необходимо задуматься над своим положением, образумиться и вернуться к прямому пути».

«Присяга так называемому халифату, отправление туда или любая поддержка его словом и делом являются недозволенными, — разъясняет руководство североосетинских мусульман. — …Авторитетнейшие ученые исламской уммы не допустили упущений в разъяснении ошибочности и порочности этого пути. Они составили множество научных опровержений, которые находятся в свободном доступе в сети интернет, в связи с чем не видим необходимым упоминать их очередной раз. Скажем лишь, что объявление ИГИЛом халифата является нелегитимным и не соответствует условиям и принципам исламского шариата. Добавим к этому еще и то, что это государство воплощает идеологию хариджизма и цепного такфира, объявляя мусульман неверующими и дозволяя пролитие невинной крови и захват имущества». Именно так были объявлены вероотступниками и казнены некоторые известные современные мусульманские ученые, не говоря уже о рядовых верующих. Между тем, подчеркивается в обращении Религиозного совета, «имам Муслим приводит хадис о женщине, которая попала в ад за кошку, которая умерла по ее вине. Что же тогда можно сказать о тех, кто не по праву проливает человеческую кровь?»

«Все ученые, студенты и проповедники … отрицают этот "халифат", проявляют свое несогласие с ним и считают, что условия, необходимые для провозглашения халифата, не осуществились в нем, — еще раз напоминают авторы документа. — Разве этого недостаточно как доказательства, чтобы понять его ложность и недействительность?!» Обращение к мусульманам заканчивается призывом ко всем, осознавшим суть так называемого «Исламского государства», предостерегать родных и близких от этого зла, разоблачать его, а также получать исламские знания «из достоверных и заслуживающих доверия источников».

Эта новая «фетва (богословское заключение. — РП) против ИГИЛ» разъясняет и дополняет предыдущую фетву — обращение к мусульманам Северной Осетии «относительно Сирии и отправления туда для участия в боевых действиях», принятую в конце мая 2013 года. «Людям, не имеющим основательных знаний по исламу и не имеющим правильного представления о происходящем в Сирии, запрещается побуждать к участию в войне в Сирии, также вдаваться в рассуждения относительно правоты или правильности групп, находящихся там», — указывалось в документе, кстати, первом в России. Также запрещалось отправляться туда самостоятельно — по шести причинам, от отсутствия разрешения руководства мусульман и родителей до вреда от обвинения мусульман Осетии в радикализме. «Тот, кто хочет блага для народа Сирии, пусть обращает к Аллаху мольбы о скорейшем облегчении для сирийского народа» или помогает беженцам одеждой, лекарствами и продовольствием, предлагалось в фетве.

Фото: АР

Фото: АР

Несмотря на определенную опасность, которую представляет ИГ в плане вербовки в свои ряды некоторых малограмотных россиян, духовные управления мусульман избегают прямого осуждения группировки. Разумеется, не потому, что разделяют ее «идеалы», а прежде всего по соображениям безопасности. Принимая фетвы, прямо осуждающие идеологию и практику ИГ и запрещающие участие в ее деятельности российских мусульман, исламское руководство выводит себя на линию огня. Подобные документы, помимо ДУМ РСО-А, приняли лишь Совет улемов ДУМ РФ (в апреле) и Совет по фетвам ДУМ ЧР (в июне текущего года). В последнем из них говорится, что участники таких преступных группировок заслуживают либо смертной казни, либо полной пожизненной изоляции от общества при доказанности их преступлений в судебном порядке. Муфтий Чечни Салих Межиев, надежно прикрытый авторитетом и силой главы республики Рамзана Кадырова, может позволить себе и такие жесткие высказывания.

Североосетинская «фетва против ИГИЛ» не случайно презентовалась именно в Моздоке. Ситуация в этом небольшом городе, районном центре, пожалуй, самая неблагополучная в республике. Перед началом конференции местные жители перечислили с десяток первоочередных, на их взгляд, проблем, от коррупции на низовом уровне и распространения наркомании до развала промышленности и сельского хозяйства. «Я геополитикой не занимаюсь, я так скажу: хозяина здесь нет!» — заметил один из горожан, и остальные согласились с этим мнением. Проблема радикального ислама для них далеко не на первом месте (главной молодежной бедой жители района считают безработицу), и многие не скрывали скептического отношения к мусульманской конференции. «Не совещания "для галочки" надо проводить, а работать непосредственно с молодежью», — полагали местные общественные активисты. Однако уровень мероприятия, глубина прозвучавших докладов и искренность выступавших заставили большинство из них изменить свое мнение.

Впрочем, убеждение, что, помимо невежества в базовых богословских вопросах, в экстремистские группировки приводит и невозможность молодежи реализовать себя, вполне справедливо. Тот, кто не хочет или не может учиться или работать, но одновременно считает себя слишком «продвинутым», чтобы влиться в местную мусульманскую общину, неизбежно попадает в группу риска. В Моздокском районе, испытывающем серьезное влияние соседних Чечни, Кабардино-Балкарии и Дагестана, такой молодежи достаточно много. В конце октября 2013 года, незадолго до сочинской Олимпиады при сборке самодельного взрывного устройства здесь подорвались трое молодых ребят, старшему из которых было всего 25 лет. Двое погибли, третий остался жив и дал подробные показания. Эта тройка, оборудовав укрепленный блиндаж и раздобыв огнестрельное оружие, готовилась к «войне с Россией» под радикально-исламистскими лозунгами. Они планировали принять участие в боевых действиях, которые, как вещал вскоре ликвидированный тогдашний главарь «Имарата Кавказ» Доку Умаров, якобы «должны были начаться после Олимпиады».

Инцидент наглядно продемонстрировал как попытки ползучей экспансии дагестанских исламистов в Северную Осетию (главарь маленькой банды набрался радикальных идей во время поездок в Дагестан), так и наличие определенной социальной базы для таких поползновений. И хотя с тех пор столь вопиющие случаи более не повторялись, проблема контроля над местным исламским сообществом по-прежнему актуальна. Те, кто не ходит в мечети, предпочитая самостоятельно «изучать ислам» в интернете или у радикальных дагестанских проповедников, неподконтрольны официальным исламским структурам и могут представлять серьезную опасность для всего общества. Как достучаться до них — большой вопрос.

Остается надеяться, что богословские доводы против ИГ, в очередной раз озвученные на моздокской конференции, произведут впечатление и на эту публику. «ИГ создано Америкой и будет существовать, пока это будет необходимо Вашингтону, — пояснил собравшимся муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов. — Каждый отправляющийся туда должен понимать, что он присоединяется к секте, воюющей против ислама. То, что мы наблюдаем в Сирии и Ираке, — это не ислам, это война против него».

Очевидно, что государство и общество должны помогать руководству ДУМ РСО-А, как и другим духовным управлениям мусульман, в борьбе с радикализмом в исламе. Именно эти люди, как и местные имамы, находятся на переднем крае битвы за кавказскую молодежь. Вместо этого в последнее время против Гацалова разворачивается оголтелая кампания клеветы и лжи, о чем «Русской планете» уже приходилось писать. По-видимому, деятельность самого активного муфтия Северного Кавказа не устраивает тех, кто хотел бы, чтобы в регионе восторжествовало ИГ, «принимающее эстафету» у скончавшегося естественной смертью «Имарата Кавказ». Эти цели странным образом совпадают с предсказаниями американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor («Стратегическое прогнозирование»). В своем недавнем докладе ее эксперты отмечают, что противостояние между Россией и Западом будет усиливаться, а его центр — смещаться с Украины на Кавказ. И хотя стратфоровцы говорят в первую очередь о Закавказье, регион един и взаимосвязан. Чем грозит дестабилизация в Осетии, несущей почетное звание форпоста России на Кавказе, объяснять, наверное, не стоит, все и так очевидно. В общих интересах — не допустить подобного развития событий. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Просмотреть другие мнения


Комментарии
27 августа 2015, 16:11
Все официальные лидеры ислама официально как бы осудили ИГИЛ всеми как бы способами. Но ряды его растут. Почему? Всё просто. Ещё имам Ибн аль-Джузи чётко сказал о дозволенности обмана кафиров. В свете этого хадиса все фетвы об осуждении экстремистов предстают совсем в ином свете.
28 августа 2015, 11:15
и это правда, каждый правоверный мусульманин спит и видит халифат
28 августа 2015, 15:56
Есть другая поговорка: "Что бы мусульмане не делали, у них все равно получится халифат"
28 августа 2015, 11:35
Это конечно не так. Большинство мусульман, как и любой нормальный человек, вообще не заморачивается эдакими глобальными вопросами.
27 августа 2015, 21:50
этот персонаж, про которого ты упомянул, не говорил такого, эта тебя кто-то цинично обманул или воспользовался твоей доверчивостью, или ты ваххабитской литературы перечитал
27 августа 2015, 23:39
Специально для особо одарённых: "Аль-Кауанин аль-Фикхия", 1-104. Имам Ам-Навави ещё более конкретен: "Шарх Сахих Муслим", 12-45. Кстати, ваша чудовищная безграмотность и ваше бравирование хамством прозрачно намекают, что ничего из вышеуказанного вы не читали и читать не собираетесь.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!