Странные бактерии из вечной мерзлоты
1 мин чтения
Странные бактерии из вечной мерзлоты

Они оказались устойчивы к современным антибиотикам

Научная группа доктора геологических наук Анатолия Брушкова, заведующего кафедрой Геокриологии Геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, не перестаёт удивлять открытиями необычайных свойств бактерий, живущих в вечной мерзлоте.

Сначала она обнаружила, что возраст таких бактерий может достигать от нескольких тысяч до  нескольких миллионов лет. А теперь сделала открытие, что по крайней мере у одного обитающего в вечной мерзлоте микроорганизма устойчивость к антибиотикам появилась намного раньше, чем у бактерий, «атакующих» сейчас человека.

Это выяснилось в ходе экспериментов с современными антибиотиками для одной из выделенных из вечной мерзлоты бактерий. Одновременно для неё проводились секвенирование (определения последовательности нуклеотидов в цепочке ДНК) и анализ генома.

Механизм, позволяющий бактериям жить в вечной мерзлоте так долго, до сих пор неизвестен. Температуры вечной мерзлоты, занимающей около 65% территории России, недостаточно низкие, чтобы клетки или бактериальные споры находились в ней в мёрзлом состоянии, но при этом их окружают лёд и частицы горных пород. Исходя из нынешних представлений, они должны были бы давно погибнуть из-за многочисленных повреждений генома и клеточных структур, которые накапливаются довольно быстро.

«Вдобавок оказалось, что древние микроорганизмы тоже устойчивы к антибиотикам! Следовательно, это не связано с современной адаптацией к ним микробов, а имеет гораздо более древнее происхождение», — рассказал Анатолий Брушков. ­— Площади мерзлоты сокращаются в результате глобальных изменений климата, и появление в современной биосфере бактерий из некогда мёрзлых пород может преподнести сюрпризы», — заключил учёный.

Работа проводилась в сотрудничестве с Каролинским институтом в Стокгольме. Результаты опубликованы в журнале Microbial Ecology in Health and Disease.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Достанем из под воды… Далее в рубрике Достанем из под воды…В ДВФУ пройдут Всероссийские соревнования по морской робототехнике Читайте в рубрике «Русские победы» Битва при Верках: новый этап русско-польской войны21 октября 1658 года у селения Верки русские войска разбили поляков Битва при Верках: новый этап русско-польской войны