Умная Страна
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Умная Страна
Умная Страна

Иной Санкт-Петербург

Установлен современный культурный код города

Виктор Мартынюк
1 мин
Учёные Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) провели масштабный социальный опрос на тему, как нынешние жители города воспринимают образы Северной столицы и типичного петербуржца.
В телефонном опросе приняли участие 1163 человека старше 18 лет.
Оказалось, что романтический образ города Петра постепенно отходит в прошлое. Более того, в массовом сознании он перестает ассоциироваться с каким-то определенным местом — достопримечательностью, ограниченной территорией или районом, хотя позитивное отношение и устойчивые ассоциации с традиционными символами сохраняются. Однако современный Санкт-Петербург уже не делится на локации и воспринимается жителями как единое целое.
«Благодаря активному строительству новых районов и все более частой смене места жительства горожане уже не так привязаны к конкретным частям города», — рассказала руководитель исследования, профессор СПбГУ Ольга Попова.
Тем не менее, для многих, переехавших в Санкт-Петербург в сознательном возрасте, границы города чётко обозначены и не сливаются с Ленинградской областью.
Постепенно теряется восприятие Санкт-Петербурга и как «окна в Европу» — сегодня так его «видят» уже менее 40 % горожан. Социологи объясняют это глобализацией и ростом открытости России в целом.
Зато город с выдающимся культурно-историческим капиталом и экономическим потенциалом остаётся привлекательным как с точки зрения трудоустройства, так и получения качественного высшего образования.
«Самые частые ответы на вопрос об образе города связаны с его эмоционально-позитивным восприятием. У многих респондентов встречаются такие определения, как «мой город», «любимый город», «город принял меня»: более 20 % не наделяют Санкт-Петербург какими-то определенными признаками, а отмечают свое тёплое восприятие мегаполиса, говорят о духовной близости с ним», — подчеркнула профессор Попова.
Безусловно, создание позитивного образа города во многом зависит от уровня организации массовых праздников и акций. Самым важным для 94 % горожан оказался День Победы. А в тройку любимых праздников вошли День города (87 % опрошенных), «Алые паруса» (84 %) и празднование Нового года на Дворцовой площади (73 %).
Второй темой исследования стал характер типичного петербуржца. Ольга Попова отметила, что большинство респондентов оказались настоящими городскими патриотами. Например, рождение в Петербурге воспринимается ими как большая удача в жизни, но при этом они подчёркивают, что это не делает их какими-то особенными или избранными.
Около 7 % считают, что у петербуржцев нет специфических черт характера, потому что жители мегаполисов всего мира становятся всё более похожими друг на друга. Однако большинство опрошенных (примерно 80%) ассоциируют образ современных петербуржцев с ленинградцами 1960 – 70-х годов: вежливыми, образованными, эрудированными и отзывчивыми. Особенно часто респонденты обращали внимание на манеру публичного поведения петербуржцев по отношению к приезжим — готовность помочь, объяснить маршрут и рассказать о достопримечательностях.
Зато с точки зрения восприятия особенностей современной эпохи петербуржцы оценивают себя менее позитивно. Активную гражданскую позицию и социальную ответственность у горожан отметили примерно 50 % опрошенных, а толерантное отношение к трудовым мигрантам — около 62 %.
Ольга Попова считает, что результаты проведенного исследования ещё долго будут актуальны. Установки, связанные с формами социальной идентичности, обычно остаются неизменными в течение 7–12 лет.
Проект «Исследование региональной идентичности взрослого населения Санкт-Петербурга» был осуществлён на средства гранта городского Комитета по науке и высшей школе. Сбор эмпирических данных провели специалисты ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ.
темы
наука
Новости партнеров
Реклама
Реклама
1 мин