Новости – Умная Страна
Умная Страна
Было бы желание
Стало известно, что поможет студентам адаптироваться за рубежом
24 ноября, 2017 12:00
3 мин
Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) экспериментальным образом установила, что только личное осознанное решение, а не внешние давящие факторы – залог успешной адаптации студента в зарубежной стране.
Учёба за рубежом, помимо опыта и знаний, несёт неизбежные испытания из-за необходимости адаптации в незнакомом физическом, культурном и языковом пространстве. На успешную адаптацию может влиять много факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст и так далее. В связи с этим молодые люди могут переживать чувство изоляции, депрессивные состояния и снижение уровня субъективного благополучия.
Другое возможное испытание – культурный шок. Это проявления неадекватных психологических реакций и развитие психических расстройств в ответ на смену обстановки. Научные результаты подтверждают, что опыт культурного шока негативно влияет на психологическую и социокультурную адаптацию иностранных студентов.
В ходе исследования была изучена связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Всего в исследовании приняли участие около 130 человек, обучающихся в Университете Миссури (77%) и других вузах США. Около половины испытуемых были в возрасте 18 - 25 лет, остальные - старше 25. Более 70% респондентов представляли азиатские страны, 12% - европейские, по 6% - Северную и Южную Америку.
Выяснилось, что студенты с собственной личной (автономной) мотивацией, приехавшие учиться в США, потому что для них это интересно и значимо, легче переживают культурный шок и у них более высокий уровень субъективного благополучия. А вот молодёжь, получающая образование за рубежом, чтобы угодить родителям или потому что слышала, что после её ждёт работа с более высокой зарплатой, наоборот, сталкивается в процессе адаптации с проблемами.
В ходе исследования респондентам предлагалось оценить, насколько им подходит ряд утверждений, почему они выбрали учёбу в США. Автономной мотивации соответствуют: «Потому что я хочу гордиться собой»; «Я высоко ценю учёбу в США»; «Я доволен учёбой в США». Контролируемую же мотивацию характеризует согласие с утверждениями: «Честно, я не знаю, почему я выбрал (- а) учёбу в США», «Потому что, если я не учился (-ась) бы в США, все вокруг сошли бы с ума», «Потому что я чувствовал (-а) бы вину, если бы не учился (-ась) в США».
Автономная мотивация на учёбу за рубежом, вероятно, помогает студентам быть более открытыми новому опыту, отмечают учёные. Соответствие собственным устремлениям даёт новичкам необходимые ресурсы, чтобы противостоять стрессу в незнакомой ситуации.
Исследователи прояснили влияние и других факторов на адаптацию студентов за рубежом. Так, повышенная экстраверсия (открытость) и низкий уровень нейротизма (тревожности и неуверенности в себе) способствуют лёгкому привыканию молодых людей к новой среде. А трудности с коммуникацией, неуверенное владение языком, наоборот, могут провоцировать культурный шок. Также студенты более старшего возраста легче адаптируются к новым условиями, чем их молодые коллеги.
Результаты этого исследования можно использовать в подготовке к обучению в зарубежных вузах. Например, заранее, перед отъездом, прояснять мотивацию студента и работать с ней. В этом могли бы помочь беседы в ключе: «Похоже, ты едешь за границу, чтобы угодить своему отцу. Но давай подумаем, что из этого может выйти полезного для тебя, а не только для папы».
В 2015 - 2016 учебном году более 300 000 иностранных студентов пополнили американские вузы. Авторы отмечают, что полезно было бы продолжить исследования и изучить национальные различия - например, как переживают адаптацию американские студенты, приезжающие на учёбу в другие страны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости