Уроки гибридной войны на Украине
7 мин чтения
Зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

«Русская планета» изучила последствия вооруженного конфликта в Донбассе для теории и практики ведения боевых действий

Вооруженный конфликт на востоке Украины был окрещен «гибридной войной» — сочетанием классических боевых действий с «партизанщиной», когда одно государство использует на территории другого мобильные боевые группы или оказывает поддержку нерегулярным подразделениям. О его полном завершении говорить еще рано, но уже сейчас можно подвести промежуточные итоги: назвать приблизительную цифру потерь военной техники, оценить задействованные виды вооружений, проанализировать стратегические успехи и неудачи сторон конфликта.

Преимуществом Вооруженных сил Украины (ВСУ) стал явный перевес в живой силе и в вооружении, особенно в бронетехнике. Преимуществом подразделений непризнанных республик ДНР и ЛНР — применение тактики партизанской войны и современного вооружения, отсутствовавшего у их противника. Согласно докладу экспертов независимой военной консалтинговой компании ARES, участники вооруженного конфликта использовали самое разнообразное оружие — от винтовки Мосина начала ХХ века до новейшего самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1».

Бог войны

Отличительной особенностью военной кампании на востоке Украины стала значительная роль артиллерии — как ствольной, так и РСЗО, рассказал «Русской планете» главный редактор журнала «Арсенал», полковник запаса Виктор Мураховский.

«Обычно в современных войнах артиллерия обеспечивает примерно 30% огневого поражения, а остальные 70% — авиация. Например, в военных конфликтах последнего времени, в которых участвовали США, доля авиации в огневом поражении противника была очень высока — 85–90%. На Украине ситуация прямо противоположная. Оказалось, что тактические средства ПВО в виде ПЗРК и ЗУ типа ЗУ-23 фактически вытеснили тактическую авиацию с поля боя, поэтому основное огневое поражение наносилось артиллерией», — пояснил он. По его словам, применялась вся номенклатура орудий: от минометов калибра 82 миллиметра до тактических баллистических ракет «Точка-У».

Останки сгоревшего украинского танка в поселке Новосветловка. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Останки сгоревшего украинского танка в поселке Новосветловка. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

В украинских вооруженных силах артиллерия представлена 27-м реактивным артиллерийским полком и двумя бригадами — 55-й и 26-й. Последняя считается наиболее боеспособной и укомплектована самоходными и буксируемыми 152-миллиметровыми гаубицами «Мста», самоходными пушками «Гиацинт» и реактивными системами залпового огня «Ураган».

На первом этапе конфликта превосходство украинской армии было серьезным, ее артиллерия успешно подавляла массированным огнем позиции противника. Но в начале июля у вооруженных сепаратистов появились системы борьбы с артиллерией и они начали отражать артобстрелы, а также наносить ответные удары.

По данным независимого проекта Lost Armour, который собирает отчетность исключительно на основе фото и видео свидетельств, ВСУ потеряли в боях 20 единиц ствольной артиллерии, еще 19 стали трофеями врага. Ополченцы непризнанных ДНР и ЛНР потеряли одну пушку, уничтожили 19 реактивных систем залпового огня (РСЗО) и две захватили.

Безоблачное небо Донбасса

С самого начала вооруженного конфликта у ВСУ было полное превосходство в воздухе. Попытки бойцов самопровозглашенных республик овладеть аэропортами Донецка и Луганска с ходу не увенчались успехом. Луганский аэропорт им удалось взять под контроль только в начале сентября, при этом он был полностью разрушен. Бои за донецкий аэропорт продолжаются и сейчас — группа обороняющих его украинских кадровых военных и добровольцев за свою стойкость получила в стране прозвище «киборги».

По данным польского издания Dziennik Zbrojny, командование Воздушных сил (ВС) Украины состоит из трех воздушных командований: «Центр», «Юг» и «Запад». Каждое из них имеет в своем распоряжении тактическую авиацию, ПВО и части обеспечения. Транспортная авиация и другие службы находятся в непосредственном подчинении командования ВС.

Несмотря на отсутствие у бойцов ДНР и ЛНР авиации, украинские ВВС не смогли достигнуть серьезных успехов. Главные причины неудачи — устаревшая советская техника, низкий уровень подготовки пилотов, плохая работа с данными разведки. Такие причины называет военное издание Jane’s со ссылкой на неназванного высокопоставленного командира ВСУ. Как анонимно объясняет украинский военный, средства на подготовку пилотов выделялись недостаточные, нехватка опыта также связана с отсутствием боевых конфликтов за предыдущую 23-летнюю историю государства.

Противники Киева активно применяли комплексы ПВО, сделав полеты над контролируемой территорией весьма опасными. Как уверяет представитель украинской власти, против авиации использовались современные ПЗРК, захваченные в ходе боевых действий, во время присоединения Крыма в марте этого года и полученные напрямую из России. «Мы считаем, что сейчас повстанцы используют около 20 батарей ПВО», — отметил военный.

Для летчиков военных самолетов требуется более высокий уровень подготовки, чем для экипажей наземной техники, рассказал в разговоре с РП военный аналитик Александр Храмчихин. «Значительная часть устаревшей техники вышла из строя еще на земле, реально летало гораздо меньше самолетов, чем продолжало числиться. Ополченцы действовали вполне стандартно для таких конфликтов, но у американцев, будь они на месте украинцев, потери были бы значительно меньше», — объяснил он.

Данные о потерях несколько разнятся. Агитационные СМИ и паблики непризнанных республик сообщали о более чем 30 уничтоженных единицах техники ВВС Украины, но большинство этих заявлений не нашли документального подтверждения. Lost Armour приводит сведения о 16 сбитых самолетах и вертолетах. Согласно источнику Jane`s, было потеряно десять вертолетов: пять многоцелевых Ми-8 и пять ударных Ми-24, а также 12 самолетов: транспортные Ан-30, Ан-26, Ил-76; шесть штурмовиков Су-25, бомбардировщик Су-24 и два многоцелевых истребителя МиГ-29.

Общие потери бойцов ВВС составили 89 человек, самой трагичной военной катастрофой за время конфликта стало крушение Ил-76, на борту которого находилось 49 человек — все они погибли. Ответственность за атаку на себя взяла непризнанная ЛНР.

 Штурмовик СУ-25 над железнодорожным вокзалом в Донецке. Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Штурмовик СУ-25 над железнодорожным вокзалом в Донецке. Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Во время боевых действий обе стороны активно использовали беспилотники, в основном для разведки и корректировки огня. Как отметил эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов в беседе с РП, в основном использовались мини-БЛА ближнего и малого радиусов действия. «Они позволяют оперативно получать данные видовой разведки как в дневное, так и в ночное время, в том числе, в некоторых случаях, с определением координат обнаруженных объектов. Это обстоятельство, вкупе с высокой мобильностью и достаточно низкой стоимостью, делает подобные средства чрезвычайно востребованными в подобного рода конфликтах», — резюмирует эксперт.

Горящая броня

По сведениям портала «Армия Украины», механизированные и танковые войска ВСУ состоят из двух отдельных танковых бригад и семи отдельных механизированных бригад, распределенные между территориальным управлением «Север», Западным и Южным оперативными командованиями. К ним также относится отдельная горно-пехотная бригада.

После распада СССР и обретения независимости Украине отошел огромный парк боевой техники сухопутных войск Советской армии. Согласно данным изданной Минобороны Украины «Белой книги-2013», весной 2014 года на вооружении украинской армии состояло 683 танка и 1965 боевых бронированных машин. Еще 40 танков и 199 боевых бронированных машин числилось за военно-морскими силами Украины, и 262 БМП находились в подчинении Командования высокомобильных десантных войск.

Как отмечало РИА «Новости-Украина», в этот перечень не вошло значительное количество устаревшей техники, пребывающей на базах хранения, арсеналах и ремонтных заводах. Только на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе находилось около 585 танков Т-64 и Т-72 различных модификаций. За годы независимости старая бронетехника обслуживалась плохо, учения с ее участием практически не проводились, что крайне отрицательно сказалось на ее боеспособности.

В сентябре президент страны Петр Порошенко признал, что «на 60–65% военная техника в частях, которые стояли на первых рубежах, была уничтожена, и нечем было защищаться». К середине августа только на основании фото- и видеоматериалов удалось насчитать 385 единиц безвозвратно потерянной для Вооруженных сил Украины бронетехники, а еще 183 единицы стали трофеями вооруженных сепаратистов и в дальнейшем приняли участие в боях против украинской армии.

Ополченцы называли еще большие цифры: якобы им удалось подбить или захватить 1800 единиц БМП, танков и БТР. Об этом «Интерфаксу» рассказал источник в структурах ДНР и ЛНР. «Из общего числа потерь бронетехники примерно 500 единиц составили безвозвратные потери. Речь идет о полностью уничтоженных БМП, БТР и танках, а также о той бронетехнике, которую ополченцы захватили в качестве трофеев и используют по назначению в своих интересах», — пояснил собеседник агентства. По его словам, около 100 единиц из 500 уничтоженных составили танки Т-60, Т-72, Т-80.

Достоверность этих сведений проверить невозможно, тем более что оружие и бронетехника часто во время боев неоднократно переходили из рук в руки. Но Мураховский, который считается одним из самых уважаемых в России экспертов по бронетехнике, соглашается с цифрой в 100 уничтоженных танков и еще 400 единиц других машин.

«Еще раз показала очень высокую роль не только индивидуальная выучка, а слаженность действий подразделений и организация взаимодействия. Со стороны украинских вооруженных сил в этом отношении был не просто провал, а катастрофа. Система управления так и не была налажена во время всего периода активных боевых действий», — подчеркивает он.

По его словам, украинской армии не удалось создать обычную систему комплексного материально-технического обеспечения: во многих случаях хлебозаводы и даже полевые кухни не были развернуты, и войска на фронте питались либо подножным кормом, либо сухпайками. Были большие проблемы со снабжением вещевым имуществом, средствами защиты и запчастями для автомобильной техники.

Обломки упавшего самолета Ан-24 недалеко от взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Донецка. Фото: Алексей Фурман / РИА Новости

Обломки упавшего самолета Ан-24 недалеко от взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Донецка. Фото: Алексей Фурман / РИА Новости

Система технического обеспечения ремонта абсолютно не справилась со своей задачей, считает Мураховский: «В результате большое количество вооружения и военной техники было безвозвратно утрачено. Непрерывный текущий ремонт боевых повреждений не был организован, вышедшая из строя техника отправлялась в тыл, тем самым она выводилась с фронта».

Неназванные друзья

Появление у подразделений непризнанных республик бронетехники и тяжелого вооружения они сами объясняли военными трофеями, доставшимися от украинской армии. В свою очередь, Украина и страны НАТО неоднократно обвиняли Россию, что она не только активно поставляет самопровозглашенным ДНР и ЛНР новейшую военную технику, но и посылает воевать на стороне сепаратистов регулярные формирования российской армии.

Украинские источники сообщали, что в августовских боях за Иловайск, где украинские войска попали в окружение и потерпели серьезное поражение, якобы принимали участие подразделения мотострелковых, танковых и воздушно-десантных войск российской армии. По сведениям Би-би-си, на стороне «ополченцев» были замечены отсутствовавшие в украинской армии и поступившие в Вооруженные силы России в 1999–2013 годах БТР-80AM, танки Т-72B3, ЗРК «Панцирь-С1» и ручные пулеметы «Печенег». Россия эти обвинения постоянно отвергала, а руководство самопровозглашенной ДНР наличие в рядах «ополченцев» кадровых российских военных  объясняло «нахождением их в отпуске». В многочисленных интервью бывший полевой командир ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) пользуется термином «отпускники», а источник военной техники называет «военторг».

Мураховский отказался комментировать заявления Украины об участии в конфликте соединений армии России. «Самыми боеспособными подразделениями, воюющими на стороне ополченцев, показавшими высокую выучку, тесное взаимодействие и организованность стали те формирования, которые обеспечили разгром основных группировок украинских войск в период с 23 августа по 2 сентября», — добавил эксперт.

В то же время, по мнению Мураховского, противникам Киева не удалось создать единой системы вооруженных сил.  «В основном действовали мелкие отряды, между которыми не было нормального взаимодействия. Взяв во второй половине лета подразделения украинских войск в несколько "котлов", вопреки законам военного искусства они не стали сосредотачивать все силы и средства для последовательного уничтожения этих "котлов". В результате украинским военным в большинстве своем удалось из них выбраться», — заключает эксперт.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Киев просит винтовки Далее в рубрике Киев просит винтовкиАмериканская делегация не планирует обсуждать возможность поставки оружия украинским военным во время своего визита в Киев Читайте в рубрике «Все равно они нам уступят»Власти Гонконга попытались разобрать баррикады движения Occupy Central в центре города, что привело к очередным столкновениям с демонстрантами «Все равно они нам уступят»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
04 декабря 2014, 05:35
Я разговаривал с кумом,живёт в Украине.Он говорит,вот эти русские оттяпали у нас Крым,а мне так обидно.Я спрашиваю его:друже,когда ты был последний раз в Крыму?Он отвечает:да николы,грошей всегда мало.Так зачем тебе Крым?Так це ж Украина!
Крым был захвачен и поделён в основном украинскими олигархами-коррупционерами,всё стало приватным,рядовому украинцу отдых там был не по карману,поэтому Украина его так легко отдала.Донбасс в отличии от Крыма находился в руках преимущественно одного олигарха,фамилию его мы все знаем.Его другие олигархи решили" раздербанить"Отсюда война.
11 декабря 2014, 13:14
Я с Вами не согласен.Война все-таки не поэтому.Олигарх это всего-лишь человек.Вспомните кто на майдане булочки раздавал.Что касается того что в капиталистическом мире мое это только табурет под жопой я согласен)
04 декабря 2014, 20:29
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
02 декабря 2014, 12:32
Потери американской армии были бы в аналогичной ситуации были бы меньше. Афторы статьи ещё бы ygbcfkb? как им было хорошо сосать у Обамы, и как им было хорошо заниматься с ним аналом.
26 ноября 2014, 16:01
Ну и как, по мнению этих европейских экспертов - задействование подобных сил, по результатам Госпереворота, против своих же (теперь уже бывших) граждан - это вообще нормально!??
Ведь это все равно что как если бы Англия , в случае успешного шотландского референдума, стала бы бомбить и расстреливать из танков Шотландию!!!
То же самое. Они это понимают !?!
04 декабря 2014, 20:39
Донбасс , и это реалии -был "очарован" крымским сценарием. Уверен что все кто "за" именно на него надеялся. А вышло как вышло. Помню Чехословакию и Польшу в начале 90х .Сначала зменение доктрины военной ,а потом и передислокация и перенацеливание. Сейчас украинская армия это массовая фикция и единичная профессиональная подготовка. Не более. Внеблоковый статус и янукович президент вырастили МВД ,прокуратуру итп. так как статус обозначал врагов только внутри. По разумению "оранжевых" же,до януковича - всё должно было быть в армейских делах ....за счет НАТО и США .Ну такие они по природе....оранжоиды. Итог очевиден. А слова автора о каких "гибридах" - это просто искажение генетики и биологии в удобной форме
26 ноября 2014, 16:18
Кто они? вы к кому конкретно обращаетесь?

Если к Порошенко и Яценюку и прочим агентам США у власти - то они все понимают, мало того, они еще и слушают команды из Вашингтона и боятся без подсказки из США слово ляпнуть..

Если о рядовых украинских зомби, так их сначала вылечить надо, от пропагандистской зависимости...
02 декабря 2014, 13:11
Лечится контрпропагандой. Другими способами не вылечить. Здесь еще один момент есть - вся пропаганда под крышей порошенков и яценюков в купе с американскими друзьями.
27 ноября 2014, 10:54
Скорее он имел ввиду европейское общество и отдельных его высокопоставленных представителей.
26 ноября 2014, 20:21
Не нужно никого считать зомби. Там такие же люди как и здесь, мы даже говорим на одном языке. Вы же сами не были среди них, не разговаривали с ними. Судите только по кучке интернет-троллей, задача которых как раз демонстрировать полную отмороженность и писать всякие русофобские гадости.
26 ноября 2014, 18:53
Лечит время. Грузины тоже орали и бунтовали в 2008, а теперь ласковые и добрые стали, как посидели пять лет под санкциями и вино свое в речки сливали..
27 ноября 2014, 10:55
Зачем сливали? Вино зрело в погребах, набирало вкус и цену.
Но там немного другая история - там госпереворота не было...
26 ноября 2014, 15:48
Это вообще была не война, а бессмыленное убийство нескольких тысяч человек, ставшие жертвами машины НАТО, пытающийся что есть силы поругать славянские народы
26 ноября 2014, 20:14
Изо всех сил надеюсь, что их жизни потеряны не напрастно и Украина наконец придет в себя и прекратит это кровопролитие, сядет за стол переговоров.
27 ноября 2014, 10:52
Переговоры и мир безусловно нужны. Но мирный выход лишь один - федерализация, как и предлагали российские дипломаты еще в самом начале конфликта. Но разьве нас кто-то слушал!??
28 ноября 2014, 19:58
Для чего нам федерализация??? Мы хотим пойти путём децентрализации!!! Даже в РФет федерации в ее чистом виде - чиновники в субъектах назначаются, а не выбираются.
А насчёт оболваненного и зомбированного простого народа, приезжайте к нам (центральная Украина, Кременчуг) и поговорим. Зомбировали как раз вот эти 2 проблемные области, которым в уши вложили, что они кормильцы Украины... Но любой школьник, проведя не сложный анализ и просто почитав данные о промышленности Украины придет к выводу, что без Украины им не выжить экономически.
Например:
"Донецкий бассейн представляет собой восточную часть большого каменноугольного бассейна, расположенного в основном на Украине. Это один из самых старых районов добычи угля в стране, разработка которого началась еще в 18 веке. Соответственно все лучшие пласты уже выработаны, а в настоящее время добыча ведется в шахтах на большой глубине. Поэтому себестоимость высокая и перспектив данный бассейн не имеет. (!) - это раз!
Второе: добыча железной руды, для металлургических заводов в этих областях происходит отнюдь не в этих регионах (!) Эти заводы строились исходя из близости угольного бассейна, но никак не из-за близости рудников, а они (рудники) в Днепропетровской и Полтавской областях. - это два!
Эти связки делались еще при СССР - один регион зависит от другого.

Теперь о "республиках" (ДНР, ЛНР): вот скажите мне пожалуйста теперь, в свете вышеизложенного, ВЫ, россияне, готовы обеспечивать сырьём эти сталелитейные заводы?, доплачивать зарплаты шахтёрам за нерентабельный уголь? Ну и пенсии и соцвыплаты, в свете того, что они (республики) считают себя независимыми от Украины и всё такое (референдумы с бюллетенями, напечатанными на туалетной бумаге и явкой обеспеченной раздачей продовольственных карточек гуманитарки).

Теперь о главном, по теме: армия и война... да да ВОЙНА... С кем? С народом Донбасса? Кстати, почему вы пишете "в Донбассе", но в тоже время "НА Украине?))) но это так, просто интересно))

Так вот о войне... причины ее начала далеко не в профашистских настроениях украинского народа, да да не удивляйтесь НАРОДА, а просто в том, что когда мы все наблюдали как планомерно РФ (понимать В.В.П. и еже с ним) просто так, по причине того, что мы не захотели в ТС, а в ЕС отбирала часть территории суверенного государства, какими бы красивыми лозунгами ЭТО не прикрывать, но это аннексия территорий суверенного государства, которое РФ ничем не угрожало!!! Полностью согласен с комментатором "Момент" (не понимаю почему его заминусовали, может за "уничтожение людей") армия Украины армией называлась только на бумаге - ее не было, сейчас может кое что начинает вырисовываться (не факт). Ну а если посудить то от кого нам, украинцам было защищаться? С одной стороны "братский народ", "старший брат", с другой ЕС... ан нет...
"Вы убиваете свой народ!" - НЕТ, мы защищаем СВОЮ территорию, СВОЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ!
Согласен, с самого начала наша верхушка повела себя не правильно - нужно было сразу ехать в эти регионы и говорить с народом, но они начали пилить кресла... а момент был упущен. Но нашлись хорошие полит технологи, провокаторы и агитаторы, которые мастерски сделали эту работу за них, но к сожалению не в нашу пользу. А когда верхушка спохватилась было уже поздно, по марку держать нужно - вот и получилоссь то, что мы и наблюдаем сегодня.
Пока закончу, мыслей много, а пальцы устали)) Хотелось бы услышать ваше мнение.
11 декабря 2014, 13:08
Все это чушь.Весь этот конфликт связан не с тем что РФ вмешалась в дела суверенного государства,а с тем что Советский Союз распался без всякой справедливости по воле политиков В итоге во всех республиках начались межнациональные конфликты,поддерживаемые извне,поскольку Россия еще недобита и контроль над ней полностью не установлен.Нефть газ вода и территория не принадлежат мировому сообществу и не были дограблены с приходом Путина.ВВП в этом конфликте защищает интересы части Украины,которая не желает лечь под мировое сообщество.Не подчинившихся мировому сообществу было решено уничтожить,но ВВП справедливо посчитал что так не годится(о чем сам и говорил в интервью) Ну это же настолько очевидно,что странно что приходится еще что-то объяснять.У Украины в этом смысле нет сувернитета.Так вот.В чем-же главная причина?Дело в том что после второй мировой войны был провозглашен принцип территориальной целостности государства.Это типа неизменное понятие,которое ни в коем случае нельзя нарушать.Почему?Да потому что существует угроза мировому порядку.Именно поэтому и были посланы войска на Восток.Выходом из кризиса была федерализация Украины.Таким образом юридически были бы соблюдены нормы международного права.Но украинское руководство отказалось от этого.Почему? я не знаю.Этот вопрос не изучал.Россия здесь виновата только в том,что она защищает народ,не желающий лечь под мировое сообщество.А песни про сувернитет Украины это сказки для быдла.Уже достаточно украинцев почувствовали на себе прелести сувернитета в виде мин во дворе.
03 декабря 2014, 22:47
Курту в ЗШ. Сними его так как мысль застревает .Аргументы .Да пожалуста : №1 -по поводу "выработанных районов Донбасса" ....мы удже в Одессе наблюдаем как "выработанный донецкий уголь" заменяют южноафриканским ,засерая всё в Ильичевске. Дальше при понижении температуры ты ,есть надежда,почувствуешь дыхание 90х с веерными отключениями и газом,который в комфорке горит оранжевым. Таких как ты пафосных у нас сейчас большинство.Это те кому до 40 ка.Но нет ничего убедительнее в переубеждении - как ощущение на собственной шкуре не только отсутствие привычного комфорта , но и понимание дегенерации за 23 года всего того что называется "государственная машина". Армия - это слепок именно ее . И последнее таким как ты : уяви себе что сын,племянник, или младший брат пойдет воевать на Донбасс только в состоянии "зомби" и таких родителей - сотни тысяч. Да,живут они не по всей Украине, но все они понимают что эта война "очень плохого с плохим" . 23 года . СССР например в 1940м вышел на показатели обогнавшие Российскую империю в пиковом 1913м. Дал всеобщее образование,медицину и обязательно "лампочку ильича". Только не надо тут сейчас вставлять о формах и методах достижения этих "достижений". У нас за 23 года все достижения -это разграбление и доразграбление от СССР и...конечно шикарные олигархи. Мы Россия при ельцине ...замороженная
29 ноября 2014, 23:23
Да запросто Курт.РФ это остаток Российской империи,которую восстановили большевики от моря до моря.Отбились Царство Польское и Княжество Финляндское.Но попытки их присоединения РСФСР,а потом СССР предпринимал.Все гораздо проще,РФ вернулась на имперский путь развития.Но ее место заняло США.Победа была бы возможна поверни мы к демократии,но даже слово демократия смертельный яд для империи.Горбачев только заикнулся,демократия ,гласность ,перестройка и от СССР осталось только РФ.Но рано или поздно все империи умирают.
29 ноября 2014, 23:31
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
26 ноября 2014, 15:03
Что и говорить, уровень безалаберности у украинских командиров зашкаливал. То ли со своим народом им так воевать не хотелось, то ли военных знаний не хватало, но многие сотни и сотни бойцов полегли из-за тупого разгильдяйства командования. Ни обеспечения, ни медпомощи - вообще ничего. Иногда начинает казаться, что основной целью этой войны было стравить и уничтожить как можно больше людей с обеих сторон.
11 декабря 2014, 12:29
Любая война-это геноцид воющего народа.Тысячи инвалидов,десятки тысяч искалеченных морально и десятки тысяч трупов,причем под патриотические лозунги агнцев,добровольно идущих на заклание.Война это форма естественного отбора,когда жирные коты в высоких кабинетах уничтожают преимущественно молодых людей.
26 ноября 2014, 18:51
А что такое, по сути, украинская армия? после развала СССР всем украинским офицерам предложили выбор - Украина или РФ? Все нормальные офицеры, с опытом и пониманием, приняли российскую присягу, понимая, что оторванная Украина долго не протянет..

В том числе и мой отец, хотя он сам украинец с донбасса. Из его украинских друзей-офицеров, кстати, только один остался в Украине, и щас превратился в аццкого нацика, который ненавидит всех российских друзей по советским временам, и его очень жалко - зомби, чего возьмешь...
26 ноября 2014, 20:42
Все это наше советское воспитание - больных надо жалеть, вот мы и жалеем соседей, называем их братьями, а они нас давно ненавидят. Вы скажете, что это не их вина? Ну а кто допустил свое зомбирование, кто выходил на демонстрации, кто если не народ, из которого и рада состоит, все выходцы с народа.
27 ноября 2014, 10:28
С чего вы взяли, что вас кто-то ненавидит? Может, наоборот, в вас слишком много ненависти и неприятия к украинцам? А на демонстрации они выходят, потому что произвол властей и коррупция всех уже достали.
11 декабря 2014, 12:43
Ну так и ходили бы по демонстрациям дальше.Выдумали какую-то ненависть.Надо же как-то себя оправдать.
27 ноября 2014, 10:50
Да не скажите....! Вы посмотрите на то что они творят и послушайте что говорят!
27 ноября 2014, 08:05
Конечно, оголтело винить украинцев в конфликте нельзя, они жертвы американской внешний политики
11 декабря 2014, 12:39
Когда в ваш дом прилетает мина,как-то сложно не винить непосредственно того,кто эту мину выпустил из миномета.И я думаю что он и виноват.Если бы его не было-мина бы не прилетела.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!