Новости – Украина












Украина
Мезальянс с Альянсом

Коробки с подписями за проведение референдума о вступлении Украины в НАТО. Фото: Максим Никитин / ТАСС
В конце 2014 года Украина задекларировала твердое намерение сблизиться с НАТО; это не означает, что ее готовы туда принять в ближайшее время
8 января, 2015 12:29
10 мин
23 декабря 2014 года украинский парламент сделал решительный шаг в сторону НАТО, внеся изменения в законы о принципах национальной безопасности и внутренней и внешней политики. Президент Петр Порошенко показательно подписал закон на итоговой пресс-конференции накануне Нового года.
Теперь среди приоритетных национальных интересов Украины значатся не просто интеграция в европейское политическое, экономическое и правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском Союзе, но и интеграция в пространство евроатлантическое.
Пункт о намерении приобрести членство в ЕС при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией и другими странами СНГ исчез из закона о нацбезопасности, вместо него появилась безапелляционная норма об углублении сотрудничества с НАТО «с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации». Из закона о принципах внутренней и внешней политики убрали ключевую фразу о «соблюдении Украиной политики внеблоковости, что означает неучастие Украины в военно-политических союзах».
Эти изменения и украинские политические эксперты, и нынешнее руководство страны называют устранением ошибок. Речь идет о том, что исключенные нормы о нейтралитете, внеблоковости и дружбе с Россией появились в украинском законодательстве в марте 2010 года как уступка со стороны тогдашнего президента страны Виктора Януковича. Тогда он вел переговоры с Россией о заключении нового контракта на поставки газа со скидкой, который был подписан в апреле 2010 года и стал известен как Харьковские соглашения. Теперь же, по словам замглавы Администрации президента Украины Валерия Чалого, отмена внеблокового статуса Украины стала исправлением ошибок прошлого и отказом от искусственных ограничений по выбору модели национальной безопасности Украины.
Такого же мнения придерживается научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко, называющий уступку 2010 года изначально ошибочной идеей, которая была дискредитирована ходом истории. «Кто-то имел иллюзии, что с помощью внеблоковости можно обеспечить безопасность, успокоить Россию, избежать конфликтов. Мне и коллегам было уже тогда понятно, что это иллюзия», — сказал он РП. Эксперт уверен, что внеблоковость не только ничего не дала Украине, но и сделала ее практически беззащитной, лишив возможности обратиться за международной военной помощью в критический момент.
Между Западом и Востоком
Активно исправлять «шибку Януковича» новое руководство Украины взялось ближе к концу 2014 года, когда в парламенте было зарегистрировано сразу четыре законопроекта об отмене внеблокового статуса страны. Три из них были разработаны депутатами от «Батькивщины», «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», но победителем стал самый поздний из них, внесенный лично президентом Петром Порошенко. Что примечательно, именно эта версия выглядит наиболее нейтральной и деликатной.
Перед голосованием за законопроект бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко отметил в соцсетях, что если первые три проекта отменяют внеблоковый статус и четко фиксируют стратегическую цель Украины — вступление в НАТО («конечно, не сегодня, на перспективу»), то «в проекте Порошенко говорится о чем угодно, о всяческих принципах и критериях, но в нем не зафиксировано главного — нет там цели вступления Украины в НАТО». По его мнению, это говорит о закулисных договоренностях с Владимиром Путиным, в результате чего тот может «чувствовать себя довольным».
Впрочем, судя по реакции официальной Москвы, этот результат все же не вызывает у российского руководства особой радости. Так, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что отказ от внеблокового статуса является контрпродуктивным и лишь нагнетает конфронтацию. Постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин назвал этот шаг украинских властей недружественным по отношению к России. Замминистра обороны России Анатолий Антонов отреагировал на принятие вышеуказанного закона заявлением о том, что это усугубит ситуацию в Украине. По его мнению, этот шаг был навязан Украине странами-участницами НАТО.

Депутаты Верховной рады аплодируют после отмены внеблокового статуса Украины во время заседания парламента в Киеве, 23 декабря 2014 года. Фото: Александр Кузмин / Reuters
В Киеве с таким мнением в основном не согласны. Закон получил поддержку в 303 депутатских голоса при необходимом минимуме в 226. Как сказал в разговоре с РП полковник Воздушных сил Украины и нардеп Юлий Мамчур, служивший в Крыму и ставший известным в марте 2014 года благодаря безоружному походу на группу российских военнослужащих без знаков различия, такие результаты голосования говорят о настроениях в парламенте сами за себя.
Впрочем, не все украинские политики одобряют резкую смену военной доктрины. Традиционно против такой идеи высказываются представители коммунистических сил и нынешние оппозиционеры. Так, «Оппозиционный блок» дал законопроекту восемь голосов «против», остальные члены этой фракции попросту отказались голосовать за него. По мнению депутата от «Оппозиционного блока» Александра Вилкула, поднятие вопроса о НАТО направлено исключительно на то, чтобы отвлечь внимание людей от катастрофического падения уровня жизни в стране. «Принятие этого решения приведет исключительно к усилению эскалации напряженности в обществе и ничего хорошего нам не даст», — заявил он с парламентской трибуны, добавив, что Украину в НАТО никто не ждет.
Согласно опросу социологической группы «Рейтинг», по состоянию на ноябрь 2014 года 51% украинцев готовы были бы проголосовать на референдуме за вступление страны в НАТО. Еще двумя месяцами ранее, по данным соцопроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы», подобную идею поддерживали 44% граждан Украины, тогда как в марте 2012 года так думали лишь 13% респондентов. За тот же промежуток времени количество украинцев, поддерживающих нейтралитет страны и ее внеблоковый статус, наоборот, сократилось с 42% до 22%, так же, как и тех, кто поддерживает военный союз с Россией и другими странами — с 26% до 15%.

Петр Порошенко во время итоговой пресс-конференции в Киеве. Фото: Максим Никитин / ТАСС
Что не поменялось, так это распределение уровня поддержки идеи о вступлении в НАТО по регионам. Традиционно идею одобряют прежде всего жители западного и центрального регионов (78% и 50%), умеренно относятся к ней на юге и востоке страны (24% и 32%). На Донбассе количество сторонников евроатлантического курса Украины по-прежнему незначительно и составляет лишь 6%. Если говорить о мотивации вступления в НАТО, то 92% опрошенных считают, что это даст Украине обеспечение безопасности государства, 45% — что позволит укрепить и модернизировать армию, 20% — что это будет путем Украины в ЕС.
«Наконец-то все поняли, откуда идет реальная угроза, они увидели, что Россия является основной угрозой для Украины», — заявил РП бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Стоит отметить, что кардинально изменилось отношение к вопросу о сближении Украины с НАТО не только среди рядового населения, но и у политической элиты, включая ее старожилов. Так, президент Украины (1991–1994 гг.) Леонид Кравчук, ранее категорически выступавший за внеблоковость страны, после принятия закона от 23 декабря заявил, что «другого пути, кроме как стать членом НАТО, имея такого соседа, как Россия, у нас не существует».
В режиме ожидания
В самом НАТО на новости об отмене Украиной внеблокового статуса и декларировании намерений сблизиться с альянсом отреагировали по-европейски сдержанно и крайне дипломатично. Как сообщили информационные агентства со ссылкой на международный секретариат штаб-квартиры организации в Брюсселе, там уважают решение украинского парламента, и если Украина решит подать заявку о вступлении, то Североатлантический альянс даст надлежащую оценку готовности страны стать членом блока.
Произойдет это не скоро — с этим согласны все стороны, имеющие отношение к делу. 2015-й станет разве что годом интенсификации взаимоотношений Украины с НАТО. Как заявил в интервью норвежскому телеканалу NRK генсек организации Йенс Столтенберг, в ближайшее время НАТО не намерено начать процесс по принятию Украины в свой состав, ведь стране еще предстоит сделать достаточно много для того, чтобы получить возможность подать заявку на членство. «Это не означает быстрое или автоматическое приобретение членства в НАТО или другой организации, это длительный процесс», — отмечает Александр Сушко. Тем более, что в НАТО попросту не принимают страны, в составе которых есть спорные территории или на чьей территории идет вооруженный конфликт.
Украинский президент Петр Порошенко на итоговой пресс-конференции заявил, что для достижения необходимого для вступления в альянс уровня стране понадобится до шести лет. «Я хочу реформировать страну, чтобы она отвечала стандартам НАТО и ЕС. И тогда, когда Украина будет отвечать этим критериям, в течение 5–6 лет будет принято подобное решение», — сказал он журналистам.
Как отметил в комментарии РП Владимир Огрызко, в течение 2015 года Украине необходимо начать (и, вероятно, успешно закончить) переговоры о разработке плана действий по вступлению в НАТО. «После подписание закона об отмене внеблокового статуса сформировалась инициативная группа по проведению народного референдума по поводу вступления Украины в НАТО. Важно, что это не партийная, а общественная инициатива, и эта общественность намерена провести такой референдум уже в 2015 году, собрав минимум 3 млн подписей по всем областям Украины», — подчеркнул эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости