Новости – Украина












Украина
«Лично применять меры физического воздействия»

Глеб Гаранич / Reuters
Украинская армия реанимирует институт гауптвахты
9 февраля, 2015 10:44
8 мин
Верховная рада ужесточила ответственность военнослужащих за нарушения дисциплины. Теперь за невыполнение приказа, пьянство и дезертирство командир имеет право сажать подчиненных на гауптвахту и даже применять против них оружие.
В октябре 2014 года, через полгода после начала активных боевых действий в Донбассе, военная прокуратура Украины сообщила о намерении внести изменения в законодательство с тем, чтобы нарушителей воинской дисциплины снова можно было наказывать гауптвахтой. Раньше ее применяли редко и только по решению военного суда. «Мы будем ставить вопрос перед Верховным главнокомандующим о возврате такой меры наказания, как гауптвахта, действовавшей ранее. Надо вернуть командирам право привлечения к ответственности, то есть ареста военнослужащих, не подчиняющихся приказам. Сейчас в военном законодательстве нет такого права. Это означает, у командиров нет инструмента воздействия на военнослужащих», — заявил тогда главный военный прокурор Анатолий Матиос.
Три месяца спустя Рада внесла соответствующие изменения в законодательство. Продиктованы они, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, необходимостью усиления ответственности военнослужащих за нарушение воинской дисциплины в целях обеспечения правопорядка. По данным разработчиков документа (ими являются три депутата из «Народного фронта» Арсения Яценюка, в том числе два командира частей, участвующих в боевых действиях), случаи грубого нарушения воинской дисциплины сейчас приобрели массовый характер. В частности, речь идет об употреблении алкогольных напитков военными, пребывающими в зоне АТО.
«Кроме того, с началом объявления мобилизации самовольно оставили воинские части или места службы более 10 тыс. военнослужащих. Также выявлены факты неповиновения или невыполнение приказов в отношении более двух тысяч военнослужащих. Такая ситуация негативно влияет на обороноспособность государства и авторитет вооруженных сил Украины», — говорится в пояснительной записке.
Предложенные депутатами инструменты влияния на ситуацию достаточно радикальны, если исходить из ранее действовавших норм. Самым мягким наказанием станет наложение штрафа (по текущему курсу валют — до $5) за распитие спиртных напитков, включая слабоалкогольные и пиво. За все прочие правонарушения (включая то же распитие алкоголя) возможно применение ареста с содержанием на гауптвахте сроком до 10 дней. Вдобавок возвращается институт дисциплинарных батальонов, где провинившиеся военнослужащие могут отбывать наказание сроком от шести месяцев до года.

Фото: Ефрем Лукацкий / AP
Административными и уголовными правонарушениями являются, в частности, отказ от выполнения приказа командира; самовольное оставление части или места службы или неявка военнослужащего в срок без уважительных причин при увольнении из части; неявка из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью до трех суток; неосторожное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества; незаконное использование военным транспортных средств, сооружений или другого военного имущества, а также незаконное использование подчиненного для личных услуг; нарушение правил несения боевого дежурства и пограничной службы и некоторые другие.
Самой важной особенностью этих нововведений является то, что принятие решений о применении указанных санкций становится исключительной прерогативой командиров. Авторы законопроекта называют это возложением на них обязанности принимать решительные меры по пресечению уголовных преступлений подчиненными и восстановлению правопорядка. «Для этого в особый период, в том числе в условиях военного положения или в боевой обстановке, с целью задержания военнослужащих, совершающих уголовные преступления, связанных с неповиновением, сопротивлением или угрозой начальнику применением насилия, самовольным оставлением боевых позиций и определенных мест дислокации воинских частей (подразделений) в районах выполнения боевых задач, командиры наделяются полномочиями лично применять меры физического воздействия, специальные средства, а в боевой обстановке — применять оружие или отдавать подчиненным приказ о применении таких средств, если иначе невозможно прекратить такие преступные деяния», — так депутаты сформулировали новые обязанности командиров.
Пьянству — бой
Народный депутат и известный врач Ольга Богомолец особенно переживает по поводу пьянства в рядах ВСУ. «На сегодняшний день у нас есть и боевые, и санитарные потери, связанные с употреблением алкоголя. В результате ухудшаются последствия боевой психической травмы, которые приводят к инвалидизации», — заявила она. Поэтому нардеп особо настаивала на введении именно этой нормы.
Ее коллега, член профильного комитета Рады Юлий Мачур именно злоупотребление алкоголем выносит на первое место среди всех правонарушений в рядах украинской армии. По его мнению, принятый закон поможет бороться с этим злом. «Эти нормы будут доведены командирами до всех подчиненных, и теперь те несколько раз подумают перед тем, как что-то учудить», — говорит Мачур.
Статистика об уровне злоупотребления алкоголем среди украинских военнослужащих отсутствует, но источники РП, находящиеся сейчас в зоне боевых действий, подтверждают, что эта проблема действительно стоит довольно остро. «Только не на гауптвахту их нужно отправлять — и так людей мало, — а на самую передовую», — говорит один из бойцов, воюющих под Дебальцево. По его словам, за время службы он несколько раз становился свидетелем того, как солдаты напивались «до белой горячки», но когда их отправляли на передовую, «все проходило». В то же время, по словам военного, сложно себе представить ситуацию, чтобы солдаты совсем не употребляли алкоголь.

Церемония отправления призывников на военную службу в армию Украины у здания военкомата в Киеве, 29 января 2015 года. Фото: Максим Паб / ТАСС
Гауптвахта вместо штрафа
Информация о случаях неповиновения командирам и дезертирстве куда более противоречива. «Я слышал, что в Николаевской области в первую призывную волну дезертирство во время учебки доходило до 20%. Но документального подтверждения этому нет», — рассказывает РП волонтер, занимающийся помощью армии. Боец из-под Дебальцево утверждает, что дезертирства в рядах украинских военнослужащих там нет. «Есть два, по-моему, человека на всю роту, которые не вернулись из отпуска», — говорит он.
Один из авторов законопроекта, член профильного комитета Верховной рады Сергей Пашинский не смог уточнить источник происхождения указанных в пояснительной записке данных о количестве случаев дезертирства и неповиновения начальникам. Но, по его словам, основная работа при разработке документа была проделана его коллегами Андреем Тетеруком (командир батальона «Миротворец») и Юрием Березой (командир батальона «Днепр-1»), а они хорошо знают ситуацию изнутри. «Армия базируется на дисциплине. Поэтому цель этого закона — иметь общемировые механизмы поддержания дисциплины», — пояснил Пашинский.
Военный источник РП, близкий к украинскому министерству обороны, также считает, что принятые парламентом меры уместны. «Возможно, в мирное время, особенно с учетом того, что Украина намеревалась перевести службу в армии на контрактную форму, лучшим способом стимулирования воинской дисциплины были бы финансовые инструменты — лишение премий или штрафы. Но в нынешней ситуации такие санкции, как арест на гауптвахте, являются вполне оправданными и правильными», — говорит он.
Юлий Мамчур называет ужесточение ответственности военнослужащих мерами прежде всего психологического воздействия, хотя и считает, что правильней было бы, чтобы в решении о применении санкции к правонарушителю принимала участие и военная прокуратура.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости