Новости – Украина












Украина
Клики войны

Ополченцы в Луганской области. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Для чего ополченцам Донбасса нужны «Одноклассники» и «ВКонтакте»
30 апреля, 2015 17:27
8 мин
Страницы в соцсетях есть у всех — у батальонов ополченцев Новороссии и их противников, комбрига Мозгового и его оппонентов по другую линию фронта.
В своих аккаунтах воюющие стороны сообщают о передвижениях противника, ведут агитацию, отчитываются о своих успехах и устраивают информационные вбросы.
Что нового привнесли социальные сети в тактику войны на Донбассе, выясняла «Русская планета».
От хаоса к системе
27 апреля 2015 года в группе «ВКонтакте» батальона «Спарта» появилось сообщение (авторская пунктуация сохранена):
«СРОЧНО РАСПРОСТРАНИТЬ для ополченцев!!! Час назад в село под Амвросиевкой зашла целая армия, штук 100 единиц техники и человек 500-800 военных, стали за селом Елизавето-Николаевка, спрятавшись за буграми. Они будут бить по тылу у Благодатного, Степано-Крынка и возможно Иловайск, их отсюда не ожидают. Если есть возможность передать компетентным людям иначе их в хлам разбомбят!!! Распространить куда только можно!».
Этот пост — типичный пример того, какую роль социальные сети играют в условиях военного конфликта. С начала вооруженного противостояния на Донбассе обе стороны используют соцсети как сарафанное радио, где от человека к человеку передаются инсайды о передвижениях противника, как рупор своих идей и доказательство побед, и, наконец, как возможность сбить врага с толку — на попытки проверить дезинформацию, вброшенную противником, порой тратится масса сил и времени.
«На ранних этапах противостояния на Донбассе социальные сети и с той, и с другой стороны пытались восполнить недостаток централизованного управления,— говорит Василий Кашин, специалист Центра анализа стратегий и технологий. — Ополченцы вели себя в соцсетях более упорядоченно. С самого начала стали продуктивно использовать этот ресурс для сбора пожертвований, мобилизации сторонников, новостной поддержки. С украинской стороны первое время был хаос. Доходило до того, что командир какого-нибудь подразделения выходил в интернет прямо с поля боя и начинал ругаться с другим командиром, требуя подкрепления или просто пытаясь разобраться в перемещениях своих батальонов».
С развитием конфликта на Донбассе за соцсети взялись более профессионально. «Подключились специалисты, структура публикуемых сообщений стала в большей степени систематизирована, — говорит Кашин. — Стороны поняли, что соцсети — это возможность информационно влиять на противника в обход монополии телевидения и других традиционных медиа».
Уход в соцсети
Николай Щорс, так он сам называет себя в интернете, ведет «ВКонтакте» одну из страниц бригады «Призрак» под командованием Алексея Мозгового.
«Призрак» стал известен в ходе боев за Дебальцево, а его командир — один из самых ярких представителей ополчения Новороссии.
«Для чего нужен блог воюющему подразделению? Для ведения боевых действий! В условиях современной войны воевать нужно не только на обычном фронте, но и на втором — информационном», — объясняет Николай Щорс роль соцсетей в военном конфликте.
В задачи Щорса, как он сам их определяет, входит размещение новостей от ополченцев, репосты публикаций от дружественных источников, сообщения о сборе гуманитарной помощи, модерация комментариев. «Сообщения вражеских интернет-троллей удаляю», — говорит блогер.
— В вашей практике были случаи, когда благодаря соцсетям и интернету «Призрак» узнавал о передвижении украинских войск и своевременно реагировал?
— Разумеется, были, но об их конкретике я не имею права распространяться в силу ответственности за источники информации.
Николай Щорс уверен, что интернет-блог приближает к победе над врагом. Сведений о себе не раскрывает. В своем личном аккаунте в социальной сети Щорс указал родным городом Одессу — это вся информация о нем, которая доступна.
Бригада «Призрак» представлена еще, как минимум, пятью аккаунтами в соцсетях. Помимо страницы, которую ведет Щорс, есть группа «ВКонтакте», которая называет себя официальной, группа отдельного кировского батальона бригады, официальные профили Алексея Мозгового «ВКонтакте» и «Одноклассниках», канал на сервисе YouTube информотряда бригады.
Получить комментарии у редактора официальной группы «Призрака» не удалось, на запрос РП он не ответил. В то же время бывший руководитель гуманитарного отдела бригады Елена Гладкова подтвердила, что в ее штате работали «люди, которые отслеживали и модерировали» соцсети.

Бойцы батальона «Спарта», Арсений «Моторола» Павлов в центре. Фото: группа батальона «Спарта» Вконтакте
Бойцы батальона «Спарта», Арсений «Моторола» Павлов в центре. Фото: группа батальона «Спарта» «ВКонтакте»
Найти Моторолу
На странице батальона «Спарта», которым руководит Арсений Павлов, известный под позывным «Моторола», висит предупреждение (орфография сохранена): «Данная группа является единственной оригинальной группой ВКонтакте!!! Все остальные группы в социальных сетях являются фейковыми, т.е. не настоящими!!!».
Здесь же, вместе с фотографиями будней бойцов, размещены контакты для тех, кто хочет вступить в батальон или отправить гуманитарную помощь.
В ответ на запрос «Моторола» социальная сеть выдает аккаунты пяти человек, которые хотят выдать себя за комбата. Как правило, у себя на страницах они размещают ссылки на новости из разных источников и картинки, не имеющие прямого отношения к Мотороле.
«Проблема фейков — поддельных страниц и информационных вбросов — это обратная сторона социальных сетей, — говорит Василий Кашин. — Как правило, эти страницы создают "диванные активисты", которые не желают воевать сами, но при этом хотят чувствовать свою сопричастность происходящему».
Часть страниц с именами лидеров ополчения создают и украинские противники. Делают это для того, чтобы дискредитировать человека, публикуя от его имени скандальные заявления.
«С самого начала войны Служба Безопасности Украины (СБУ) применяла практику дезинформации очень широко. У них наблюдался очевидный дефицит кадров, и, кажется, все, что умели их специалисты — это сидеть в интернет-форумах в попытках собрать там разведданные или вбросить фейк», — говорит Кашин.
Эксперт добавляет, что дезинформацию поставляют также добровольцы-активисты, которые полагают, что так они помогут общему делу. Хотя в последнее время эта сфера стала уделом специально обученных людей — PR-групп, которые, по словам эксперта, «сидят на аутсорсе, и вся их работа состоит в том, чтобы фабриковать инфоповоды в интернете».
К любой информации в соцсетях нужно относиться со скепсисом и по возможности искать подтверждения в других источниках, заключает Кашин.
По словам эксперта, это понимают и воюющие стороны, которые сегодня стремятся подтверждать любые новости видео- или фотосъемкой. «Особенно это видно по ополченцам. Они фотографируют или снимают буквально каждый подбитый танк».
Селфи
Нередко использование социальных сетей приводит к неожиданным результатам. Уроженка Нижегородской области Ирина (имя изменено) узнала, что ее брат воюет в рядах ополченцев, когда увидела фотографию в его аккаунте в соцсети.
«На фото он был вооружен, стоял вместе с другими вооруженными людьми. Подписано было: "Донецк, февраль 2015"», — рассказывает девушка.
По словам Ирины, брат живет в Москве, приезжает домой редко, чем он занимается в столице, не представляет: «Но то, что он воюет, стало для меня шоком».
Ирина написала брату в соцсети:
— Ты воюешь?
Он ответил:
— Нет. Сейчас перемирие.
Она написала:
— Почему ты ничего не сказал? А если узнает мама?
Брат ответил:
— Не узнает.
Ирина надеется, что перемирие не перерастет вновь в боевые действия. Она с тревогой следит за новостями с Донбасса, отмечая про себя те случаи, когда сообщают о нарушении мирных договоренностей.
Девушка ничего не говорит маме, которая не зарегистрирована в социальных сетях. Также Ирина опасается, что в ее городе брата могут привлечь к уголовной ответственности, если узнают, что он уехал на юго-восток Украины. Вскоре после их переписки брат удалил из своего аккаунта фотографию из Донецка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости