Человек произошёл от человека?

Какие выводы делает генетика о происхождении человека, возможно ли появление новых этнических групп и какие опасности таит открытая генетическая база ДНК?

На предыдущей встрече Константин Перфильев, генеральный директор компании «ДНК-Наследие», и Харис Мустафин, директор по научной работе этой компании рассказали «Русской Планете» о происхождении русского этноса. Профильным занятием «ДНК-Наследия» является определение исторического происхождения человека с помощью генетического исследования, которое проводится в Лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики, созданной на базе Геномного центра МФТИ. В то же время сотрудники компании занимаются чисто научной работой, исследуют ДНК древних и средневековых людей. Сегодня разговор пошёл о происхождении человека и формировании генетического банка ДНК.

Интересующий всех вопрос о происхождении человека. Генетика может сказать, что всё человечество произошло от одной пары?

ДНК-Наследие: Если рассматривать человечество как древо, то некоторые ветви, часть живущих когда-то людей, вымерли и потомства не оставили. До нашего времени дожили только потомки Адама. Так называемая Ева (от которой происходят все современники по материнской линии) жила на несколько десятков тысяч лет ранее Адама.

В то же время вопрос, как возникли мужчина и женщина, не имеет чёткого ответа. Как мог биологическим образом появиться человек — загадка. Генетика не даёт ответа на этот вопрос. У человекообразных обезьян другое количество хромосом, геном на 90 с лишним процентов совпадает, но количество хромосом разное. Это означает, что человек и обезьяна принадлежат к разным видам, и скрещивание не приведёт к появлению жизнеспособного потомства. Если допустить, что у примата самца произошла мутация, и количество хромосом изменилось, то такая же мутация должна произойти в это же время у самки, проживающей в том же месте. И эти два примата с мутированными хромосомами должны встретиться, и лишь тогда можно говорить о возможности появления жизнеспособного потомства. Но вероятность совпадения этих составляющих неимоверно велика. Теоретически это можно представить, на практике это невозможно.

РП: Получается, что генетика делает шаг в сторону креационизма, т.е. учения о сотворении человека?

ДНК-Наследие:  Дело в том, что ни одна теория не обладает нужной доказательной базой.

РП: Про доказательную базу. Кем являются особи, жившие параллельно с сынами Адама? Что это за люди?

ДНК-Наследие: Наша лаборатория в силу профессиональных интересов занимается человеком Средневековья, римского времени, но не уходит во времена появления человека. Поэтому об этом мы знаем из источников, введённых в научный оборот. Разные исследователи ищут сходства и различия между человеком и человекоподобными и говорят, что homo sapiens, неандертальцы, денисовцы проживали в одно время, но сейчас мы не видим ни неандертальцев, ни денисовцев, это признак того, что эти ветви отпадали. Считается, что у них был общий предок с человеком.

РП: Общий предок, но между собой они не скрещивались.

ДНК-Наследие: Есть мнение, что скрещивались.

РП: В то же время генетика называет одну локацию происхождения человека — это Африка. Не называется, ни Европа, ни Азия, ни Америка, только одна Африка и, причём Восточная.

ДНК-Наследие: Действительно, источник пока называется один, но мы можем сказать о волнах миграции, во время которых формировались народы.

РП: Сейчас мы тоже видим настоящие волны миграции, наблюдаем такие явления как смешанные, межэтнические и межрасовые браки, и можем ли мы говорить, о появлении новых этнических групп или это уже невозможно?

ДНК-Наследие: В Новое время таким образом возникли креолы, метисы, самбо. Сейчас этот процесс проходит достаточно быстро, если за ним наблюдать, то, может и удастся выявить какие-то тенденции, но специфика даже проживания в Москве, не даёт возможности наблюдать эти процессы в столь явном виде. Всё-таки мы видим достаточно стабильную ситуацию в том плане, что представители разных народов этносов, они остаются самим собой, при всём при том, что специфика, скажем, русского народа такова, что он объединяется вокруг истории, культуры, языка. Поэтому я не могу сказать, что происходит появление новых этносов. Полагаю, процесс появления новых этносов имеет характерное время, заведомо большее, чем 1-2 поколения.

РП: Люди, которые прошли генетические исследования, имеют возможность выложить свои генетические паспорта в открытый доступ, на специальные площадки. Какие опасности существуют при формировании открытого банка генетических данных?

ДНК-Наследие: Если производить исследование полного генома человека, которое может выявить предрасположенности к каким-то заболеваниям, аспекты, связанные со здоровьем и жизненно важными функциями, то выкладывать эти данные в открытый доступ неправильно и опасно.

В то же время, если человек готов поделиться сведениями о происхождении своего рода, в этом нет ничего опасного. Например, человек может искать людей, которые близки к нему с точки зрения происхождения, ему интересно будет встретить таких «соплеменников», сравнить с ними себя, увидеть сходства и различия и, наконец, почувствовать, что он не один, а есть люди, с которыми у него общий предок.

Более того, в наше время, когда люди разобщены, иметь некий непреходящий фактор, который говорит, что все мы связаны по крови, очень позитивно. Могу привести пример из нашей практики: один человек решил подарить своему другу-детдомовцу ДНК-тест на происхождение. Благодаря такому подарку молодой человек смог узнать о своих предках «близких по крови» (по происхождению) современников и ощутить себя человеком, который имеет богатую историю и входит в большую общность людей.

Хотя могут быть и проблемы, кто-то эти данные сможет интерпретировать в политических целях, как мы это видим на примере ближайших родственных соседей, заявляющих: «никогда мы не будем братьями».

Узнать своё историческое происхождение или сделать необычный подарок друзьям и родным, Вы можете с помощью ДНК-теста. Воспользуйтесь промокодом Русская Планета и получите хорошую скидку на любое из исследований или подарочный сертификат!