Вечная борьба
2 мин чтения
Т-лимфоцит (зеленый) атакует раковую клетку. Фото: bio360.net

Исследование: человек побеждает рак крови по нескольку раз в день

Человеческий организм ежедневно останавливает развитие рака благодаря иммунным механизмам, выяснили ученые из Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл в Мельбурне (Австралия). Результаты исследования будут опубликованы в февральском номере журнала Nature Medicine и уже доступны на сайте издания.

За иммунитет человека отвечает группа клеток под общим названием «лейкоциты». Основную работу среди них выполняют лимфоциты, среди которых выделяют три главных вида: B-клетки, T-клетки и NK-клетки. Существует несколько гематологических заболеваний под собирательным названием «лимфомы», связанных с аномальным делением B-лимфоцитов или T-лимфоцитов.

Ученые обнаружили, что B-клетки ежедневно изменяются, становясь канцерогенными, однако иммунная система отслеживает эти изменения и уничтожает потенциально-опасные B-лимфоциты при помощи T-клеток.

Сбои в работе B-клеток отвечают за большинство видов рака крови, встречающихся у человека. На ошибки в T-клетках приходится примерно одна десятая неходжкинских лимфом. В-лимфома является самым распространенным раком крови в Австралии, где было проведено исследование.

По данным ученых, с учетом частоты мутаций B-клеток соответствующая лимфома встречается удивительно редко. «В каждом из нас происходят спонтанные мутации B-клеток в результате их обычного функционирования. Так что есть определенный парадокс в том, что B-лимфома не слишком распространена в популяции», — приводятся слова одного из исследователей, доктора Акселя Каллиса, на сайте института.

В ходе эксперимента ученые подавили T-лимфоциты у лабораторных мышей, и B-лимфома не заставила себя долго ждать: рак крови развился у животных в течение нескольких недель. «По-видимому, наша иммунная система оснащена для выявления и уничтожения канцерогенных B-клеток лучше, чем мы предполагали», — заметил доктор.

Ученые уверены, что новое понимание механизма возникновения B-лимфомы позволит разработать более эффективные тесты. «Для большинства пациентов первый признак заболевания — это уже сформировавшаяся опухоль, которую во многих случаях уже сложно лечить. Теперь, когда мы знаем, что B-лимфома подавляется иммунной системой, мы можем разработать тесты, выявляющие заболевание на ранних стадиях, до возникновения опухолей и перехода их в рак. Методы лечения, которые позволяют удалять эти „ошибочные“ B-клетки у пациентов в группе риска, уже существуют, так что как только тест будет разработан, мы сможем быстро перейти к клиническому применению», — отмечает другой участник исследования профессор Дэвид Тарлинтон.

В России ежегодно диагностируют 25 тысяч случаев лимфом, большинство из них — неходжкинские. Агрессивную B-лимфому лечат на ранних стадиях с эффективностью 70—90%, а вот индолентную (медленно развивающуюся) лимфому вылечить практически невозможно — успехом считается длительная многолетняя ремиссия.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Жизнь курильщика Далее в рубрике Жизнь курильщикаУченые спорят, где зародилась жизнь на Земле: в черных или белых гидротермальных «курильщиках» на дне океана Читайте в рубрике «В мире» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»Сооснователь IT-гиганта представил в Технопарке МФТИ настоящий гоночный болид «Формулы-1» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»