Новости – Рейтинги












Рейтинги
День насилия над женщинами

Митинг в день борьбы с насилием в отношении женщин в Гватемале, 2012 год. Фото: Saul Martinez / EPA / ИТАР-ТАСС
Феминистская и другая правозащита как особо опасная деятельность
25 ноября, 2013 11:50
7 мин
В 1999 году Генеральная ассамблея ООН объявила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Дата выбрана в память о сестрах Мирабаль, убитых в Доминиканской Республике в 1960 году. В этот день также начинаются так называемые 16 дней активизма против гендерного насилия, которые заканчиваются 10 декабря Международным днем прав человека. «Русская планета» вспоминает феминисток и других правозащитниц, убитых за свою деятельность в разных странах мира.
Патрия, Минерва, Деде и Мария-Тереса Мирабаль — четыре сестры, создавшие партизанскую организацию «Революционное движение 14 июня» для борьбы с диктатурой Рафаэля Трухильо, который был у власти в Доминиканской Республике с 1930 года до своей смерти в 1961-м. Готовя вооруженное восстание, сестры распространяли информацию о тысячах людей, расстрелянных войсками диктатора.
Все четыре сестры были замужем и растили детей. Минерву и Марию-Тересу неоднократно брали под стражу и пытали. В 1960 году мужья троих сестер были арестованы. 25 ноября Патрия, Минерва и Мария-Тереса вместе с водителем Руфино де ла Крус навестили их в тюрьме, а по дороге домой их остановили сотрудники секретной полиции Трухильо. Всех четырех до смерти забили палками, после чего их тела положили в машину и столкнули ее с обрыва, инсценировав несчастный случай.
Когда местные жители нашли трупы девушек, общественное возмущение режимом Трухильо достигло предела, и 30 мая 1961 года диктатор был застрелен. Убитые сестры стали национальными героями Доминиканской Республики, а единственная выжившая из них Деде Мирабаль посвятила свою жизнь хранению памяти о сестрах. Она заведует музеем, расположенном в доме, где убитые провели последние 10 месяцев своей жизни. В 2010 году Деде сыграла саму себя в фильме «Кровавый тропик», рассказывающий о борьбе против диктатуры Трухильо.
В 1962 году уроженка резервации микмаков в канадском городе Индиан-Брук Анна-Мей Пикту (после второго замужества Экуош) переехала в Бостон, где спустя шесть лет познакомилась с членами Движения американских индейцев (ДАИ). Она стала участвовать в демонстрациях, столкновениях с полицией, помогала индейцам адаптироваться к городской среде, преподавала детям историю их народа, пыталась возрождать утраченные индейские традиции. В 1972 году Экуош принимала участие в «Походе нарушенных договоров», в ходе которого было захвачено Бюро по делам индейцев в Вашингтоне. Через год ДАИ захватило поселение Вунден-Ни в резервации Пайн-Ридж, что было поворотным моментом в истории борьбы за права индейцев.
Став одной из самых главных фигур в ДАИ, Экуош отправилась в Пайн-Ридж, где боролась за права женщин-аборигенов. Летом 1975 года при штурме резервации спецотрядами ФБР были убиты два агента и один индейский лидер. Власти воспользовались этим, чтобы начать репрессии против коренного населения. 24 февраля 1976 года завернутое в одеяло тело Анны-Мей было найдено в канаве у проселочной дороги. Врачи констатировали смерть от переохлаждения, но семья Экуош настояла на эксгумации и повторном вскрытии, в ходе которого выяснилось, что Анна-Мей была убита выстрелом в голову.
Еще до первого погребения агенты ФБР попросили врача отделить от тела Экуош кисти рук. Чуть позже их фотографии использовали для получения лжепоказаний от свидетельницы по делу американского индейца Леонарда Пелтиера, обвиняемому в убийстве агентов ФБР.
До сих пор количество убитых представительниц коренного населения в Канаде в семь раз превышает число жертв среди женщин других национальностей. Ассоциация женщин-аборигенов Канады зафиксировала 582 случая убийств или пропажи индейских женщин за 2010 год. В действительности жертв намного больше, так как в 60 % случаев полиция не фиксирует национальность погибших, а недоверие аборигенов к правоохранительным органам приводит к тому, что женщины не заявляют в полицию о сексуальных нападениях и домашнем насилии.
Феминистка Мина Кешвар Камаль в 1977 году основала Революционную ассоциацию женщин Афганистана (RAWA), чтобы «дать голос обездоленным и подавленным женщинам Афганистана» и бороться за их права. Ассоциация проводила кампанию против просоветского афганского правительства, призывая к демократии и секуляризму, а также выступала за всестороннее разоружение. В 1981 году Мина выпустила двуязычный феминистский журнал «Payam-e-Zan» («Послание женщин») и основала школы для детей беженцев и их матерей, которые одновременно предлагали медицинскую помощь и обучение практическим навыкам. В конце 1981 года по приглашению французского правительства Мина представляла афганское движение сопротивления на конгрессе Французской социалистической партии. Возглавляемая Борисом Пономаревым советская делегация покинула зал, когда участники конгресса одобрительно встретили победный жест Мины.
«Афганские женщины — как спящие львы: если их разбудить, они могут сыграть отличную роль в любой социальной революции», — говорила феминистка.
Мина была убита в Пакистане, в городе Кветта, 4 февраля 1987 года. Существуют разные предположения относительно личностей убийц, но считается, что это были агенты либо ХАД (афганской службы государственной безопасности), либо лидера Исламской партии Афганистана Гульбеддина Хекматияра. Тремя месяцами ранее те же люди убили мужа Мины.
В ноябре 2006 года журнал Time назвал Мину Кешвар Кемаль одной из 60 героев Азии.
Американка Рэйчел Корри после окончания колледжа уехала в сектор Газа в составе «Международного движения солидарности» (МДС). Эта организация выступала против войны в Ираке и оккупации Палестины израильскими войсками, однако многие считают ее террористической. Члены МДС, в основном молодые выпускники университетов, ненасильственными методами боролись против сноса палестинских домов в районе Рафиаха. Активисты в светоотражающей одежде с мегафонами в руках вставали на пути у израильских бульдозеров, декламируя тексты международных конвенций.
Чтобы завоевать доверие местных жителей, 23-летняя Корри жила в палестинском доме, носила арабскую одежду, осуждала действия администрации Буша, а в феврале 2003-го публично подожгла американский флаг. 16 марта того же года, когда активистка пыталась остановить снос дома палестинского врача, ее раздавил бронированный бульдозер. По версии МДС, водитель бульдозера намеренно наехал на девушку, которая была одета во флюоресцентный жилет и знаками призывала его остановиться. По словам очевидцев, когда Корри забралась на кучу земли, сгребаемой бульдозером, ее было хорошо видно из кабины. Но машинист не остановился и переехал девушку, после чего сдал по той же траектории назад. Армия обороны Израиля отрицает это и утверждает, что активистку раздавило обломками, которые толкал бульдозер, то есть смерть девушки была несчастным случаем.
В августе 2012 года суд отклонил иск родителей Корри к правительству Израиля, постановив, что девушка нарушила предписание ЦАХАЛа, который на тот момент объявил Рафиах закрытой военной зоной.
Индианка Сушмита Банерджи в 1988 году вышла замуж за афганского бизнесмена Джанбааза Кхана и уехала с ним в Афганистан. Там она жила вместе с тремя братьями своего мужа и их женами, а также внезапно обнаружившейся первой женой Кхана и ее детьми. Когда ее муж уехал работать обратно в Кулькутту, она не имела права вернуться. Будучи акушеркой, она открыла частную клинику, в которой помогала местным женщинам. С усилением власти «Талибана» женщинам запретили выходить на улицу и разговаривать с мужчинами не из своей семьи. В мае 1995 года талибы обнаружили и закрыли клинику Банерджи, назвав хозяйку «женщиной без морали». Она дважды пыталась бежать из Афганистана, но ее ловили и сажали под домашний арест. В августе 1995 года Банерджи все-таки удалось вылететь в Калькутту. Там она воссоединилась с мужем и через два года выпустила мемуары «Бенгальская жена кабульца», ставшие бестселлером. Еще большую известность она приобрела после того, как Боливуд использовал ее книгу как основу для фильма «Побег из Талибана».
В 2013 году Банерджи вернулась в Афганистан, думая, что будет в безопасности. Женщина устроилась работать акушеркой в юго-восточной провинции Пактика. 4 сентября 2013 года талибы ворвались в ее дом, связали мужа, а саму Банерджи похитили. Ее тело с 20 пулевыми ранениями нашли на следующий день рядом с религиозной школой в Шаране, столице провинции. Полиция предполагает, что причин ее убийства могло быть несколько: ее книга, социальная работа в регионе, сам факт, что она была индийской женщиной либо отказ от ношения бурки, за который Бенерджи была приговорена к смерти еще в 1995-м.
В 1964 году Виола Лиуззо стала посещать Первую Унитарную церковь Детройта и вступила в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Своей активной позицией она во многом обязана близкой дружбе с афроамериканкой Сарой Эванс. После смерти Лиуззо Эванс стала опекуном ее пяти детей.
После разгона полицейскими чернокожих демонстрантов 7 марта 1965 года в Сельме (Алабама) Лиуззо присоединилась к активистам, боровшимся за гражданские права афроамериканцев. В составе Конференции южного христианского руководства, которой руководил Мартин Лютер Кинг, Лиуззо занималась поиском и координацией волонтеров и демонстрантов.
25 марта 1965 года Лиуззо вместе с помощником, 19-летним афроамериканцем Лероем Мотоном, помогала развозить местных демонстрантов по домам. Их автомобиль нагнала машина с четырьмя членами ку-клукс-клана, которые убили девушку двумя выстрелами в голову. Ее машина съехала в кювет и врезалась в забор. Убийством белого активиста ку-клукс-клановцы хотели отбить желание у новых сторонников присоединяться к Конфедерации.
Мотон был в крови, но не был ранен. Когда убийцы уехали, он выбежал на дорогу за помощью и в итоге поймал грузовик, который вез гражданских активистов в Сельму.
Феминистка Фарида Африди родилась и воспитывалась в бедном полуавтономном регионе Хайбер на северо-западе Пакистана на границе с Афганистаном, который был частью Федерально управляемых племенных территорий (FATA). В 2004 году, еще учась в университете, Африди вместе с сестрой основала Общество для оценки и усиления влияния женщин в сельскохозяйственных районах — негосударственную организацию, продвигающую усиление женщин в FATA.
Африди критиковала «Талибан», находящийся у власти в Пакистане, и патриархальную природу пакистанского общества. В июне 2012 она сказала журналистам, что ей приходят угрозы. Ее друзья и коллеги подозревали, что угрозы исходили от фатовских войск «Талибана». Когда через месяц Африди вышла из дома, чтобы поехать на работу, двое мотоциклистов выстрелили ей один раз в голову и два раза в шею, а потом исчезли. Африди скончалась в больнице, ей было 25 лет.
Южноафриканская лесбиянка и ЛГБТ-активистка Ноксоло Ногваза организовывала гей-парады в Ква-Теме (окраина Йоханнесбурга) и соседних районах с 2009 года. Вечером 23 апреля 2011 года несколько мужчин стали приставать к подруге Ногваза, с которой она была в баре; началась словесная перепалка. Под утро недалеко от бара нашли тело лесбиянки. Лицо и голова Ногваза были до неузнаваемости искалечены камнями и битым стеклом, а рядом с трупом были обнаружены использованные презервативы. Полиция не смогла найти ни одного свидетеля, а жители близлежащих домов сказали, что слышали крики, но никто из них не вызвал подмогу.
Случай с Новгаза — один из множества жестоких преступлений, совершенных на почве ненависти к лесбиянкам, геям и трансгендерам в Южной Африке. Однополые браки в ЮАР были узаконены еще в 2006 году, тем не менее жертвами гомофобии являются десятки женщин. Африканские мужчины практикуют так называемые корректирующие изнасилования, которые, по их мнению, должны заставить лесбиянок полюбить противоположный пол. Ситуацию усугубляет то, что полиция, как утверждает правозащитная организация Triangle Project, игнорирует заявления от представителей ЛГБТ, а некоторым изнасилованным лесбиянкам было отказано в медицинской помощи.
В июне 2013 года в Папуа — Новой Гвинее местное население устроило расправу над учительницей и активисткой движения за права женщин Хелен Рамбали, которую обвинили в наведении порчи на одного больного односельчанина. Вооруженные топорами и мачете островитяне накинулись на Рамбали и ее родственниц, потому что к ее дому их привела дорожка из светлячков. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить учительницу в колдовстве, сжечь ее дом, искалечить ее несовершеннолетних племянниц и сестру, а саму Хелен обезглавить на глазах у бездействующей полиции.
Четырьмя месяцами ранее родственники погибшего мальчика, жаловавшегося перед смертью на боли в животе и груди, обвинили в его убийстве 20-летнюю женщину. Ее сочли колдуньей и пытали с помощью раскаленного железного прута, а затем раздели и сожгли на площади. Полиция и врачи не успели спасти «ведьму», у которой остался муж и восьмимесячная дочь.
Охота на ведьм в Папуа — Новой Гвинее идет до сих пор: когда папуасы не могут объяснить причину смерти своих близких, они списывают ее на колдовство и жестоко расправляются с «виновниками».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости