Едет крыша: как передвигали здания
5 мин чтения
Открытие Лондонского моста в Лейк-Хавасу-Сити, 10 октября 1971 год. Фото: AP

Открытие Лондонского моста в Лейк-Хавасу-Сити, 10 октября 1971 год. Фото: AP

Мост, завод, вокзал, колокольня, резиденция главы государства: все это можно переместить с одного места на другое

18 апреля 1968 года старый гранитный Лондонский мост был продан американцам, после чего его разобрали, переправили через океан и установили в Лейк-Хавасу-Сити, штат Аризона. В мире распространена практика перемещения мостов, домов, церквей и других сооружений, «Русская планета» рассказывает о некоторых из них.

Лондонский мост

Первый мост через Темзу построили в 43 году н.э. римляне, пытавшиеся завоевать Британию. Плавучий понтонный мост примерно через десять лет заменили постоянным деревянным, и на одном из берегов реки начал расти город Лондиниум. С уходом римлян мост обветшал, и саксонам в 984 году пришлось его отстраивать заново. Через 30 лет мост был разрушен представителем норвежской королевской династии Олавом II Святым, который помогал английскому королю Этельреду Неразумному отвоевать обратно свои земли у короля Дании Свена Вилобородого. Следующую версию моста в 1091 году унесло водой, еще один сгорел в 1136 году.

В Средние века мост шириной в восемь метров больше 30 лет возводили из камня, и в начале XIII века он был готов. На нем поместилось 130 магазинов и несколько туалетов, содержимое которых выливалось в Темзу. Постройки легко возгорались, а также сильно давили на поддерживающие мост арки, которые несколько раз приходилось перестраивать. Уже в 1212 году пожар возник на обоих концах моста одновременно, и множество людей оказались заперты в середине. В 1633 году пожар уничтожил треть сооружения.

К концу XV века на мосту стояло около 200 домов, в которых было до семи этажей, причем некоторые их них нависали над рекой или над проезжей частью. По одной из версий, именно с Лондонского моста началось левостороннее движение в Англии: если бы извозчики, бьющие кнутом лошадей, перемещались по правой стороне улицы, они бы задевали пешеходов. Это правило, нарушение которого предусматривало штраф, было закреплено в Билле 1756 года.

К концу XVIII века сооружение, увековеченное в песенке «Лондонский мост падает» (англ. London Bridge Is Falling Down), пришло в негодность. Был объявлен конкурс на лучший дизайн нового моста, который строили с 1824 по 1831 год, после чего обветшавшего предшественника разобрали. Возведенное по последнему слову техники сооружение имело 15 метров в ширину и какое-то время было в состоянии справляться с оживленным траффиком. В 1924 году обнаружилось, что один из концов моста погрузился в воду на девять сантиметров глубже, чем противоположный.

Больше так жить было нельзя, и в 1967 году Лондонский мост выставили на аукцион. Чуть меньше, чем за $2,5 миллиона, его купил владелец нефтегазовой компании из Миссури Роберт МакКаллох. Столь неожиданный поворот событий породил версию о том, что предприниматель перепутал свою покупку с Тауэрским мостом, который выглядит намного презентабельное, однако ее опровергли. Пронумерованные части моста совершили путешествие через океан, и 10 октября 1971 года обрели вторую жизнь в основанном Мак Каллохом Лейк-Хавасу-Сити.

Машиностроительный завод в Цюрихе

Несколько лет назад под угрозой сноса оказалось построенное в 1876 году здание машиностроительного завода Oerlikon в Цюрихе. Выпускающий точные инструменты, оружие и электрические локомотивы завод мешал планам по расширению железнодорожного узла. Швейцарцы не хотели терять памятник архитектуры и собрали подписи, а затем подали петицию против сноса. Тогда здание выкупила фирма Swiss Prime Site, и вместе с государственной компанией «Швейцарские федеральные железные дороги» приступила к подготовительным работам по его перемещению.

Осенью 2011 года подвальное помещение завода было демонтировано, а несущие стены сняты с фундамента и установлены на подвижное основание с помощью металлических опор. По специально проложенным рельсам здание весом в 6200 тонн начали передвигать 22 мая 2012 года. Платформа на роликах двигалась с помощью гидравлических установок со скоростью 3-5 метров в час, и к вечеру следующего дня было отодвинуто на 60 метров.

Транспортировка завода Oerlikon. Фото: Swiss Prime Site

Транспортировка завода Oerlikon. Фото: Swiss Prime Site

Swiss Prime Site потратила на эту операцию 12 миллионов франков. По утверждению владельцев компании, это была первая транспортировка сооружения подобных размеров в Европе — длина завода составляет 80 метров, а ширина — 12 метров. Владельцы бывшего завода считают, что на новом месте он не будет никому мешать еще как минимум век.

Железнодорожный вокзал в Шен-Бур

В прошлом году швейцарцы переместили здание старого железнодорожного вокзала маленького города Шен-Бур под  Женевой. Памятник архитектуры конца XIX века, внесенный в реестр охраняемых исторических объектов, мешал строительству нового подземного вокзала, который будет значительно превышать размеры старого.

Городские власти потратили на транспортировку сооружения 1,5 миллиона франков. Инженеры разрабатывали план операции в течение четырех месяцев. В результате двухэтажное кирпичное здание с помощью установленной на рельсы гидравлической платформы на 40 метров отодвинули от будущей строительной площадки. На это у рабочих ушло шесть часов.

Размах этого предприятия был значительно меньше, чем при транспортировке завода Oerlikon: вокзал имеет 17 метров в длину, 9 в ширину и весит всего 710 тонн.

Колокольня делла Маджоне

Первое документально зафиксированное перемещение крупной постройки было совершено под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. В 1455 году он передвинул 24-метровую колокольню делла Маджоне при церкви Санта Мария Маджоре в Болонье.

Колокольня мешала строительству нового здания городской администрации. Вместе с колоколами делла Маджоне весила не меньше тонны. Фиораванти защитил ее от образования трещин с помощью клетки из деревянных брусьев. Колокольню тянули по полозьям вдоль вкопанных в землю осей, используя для этого канаты, закрепленные с помощью системы блоков.

Через 20 лет архитектор по приглашению великого князя Ивана III приехал в Москву восстанавливать разрушенный Успенский собор. На тот момент Фиораванти было уже 60 лет. Он довольно быстро справился со своей задачей, но вернуться на родину так и не смог — Иван III посадил архитектора в тюрьму, когда он пытался тайно выехать в Италию. Через два года он его выпустил из тюрьмы, но дальнейшая судьба итальянского архитектора неизвестна.

Андреевский мост

Бум транспортировки зданий начался в Москве в 1930-е годы с принятием плана реконструкции столицы. Расположенным в центре улицам, которые надлежало расширить или сделать более удобными для пешеходов,   было необходимо пространство, и многие дома были задвинуты глубже во дворы.

Транспортировка Андреевского моста. Фото: Виталий Созинов / ИТАР-ТАСС, архив

Транспортировка Андреевского моста. Фото: Виталий Созинов / ИТАР-ТАСС, архив

А к концу XX века московские власти решили переместить железнодорожный  Андреевский мост, который с 1907 года соединял станции Канатчиково и Воробьёвы горы. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, мост сильно обветшал за 90 лет, и скорость движения по нему пришлось ограничить 40 километрами в час. Эта вынужденная необходимость задерживала движение поездов.

Когда на повестке дня оказалась реконструкция малого кольца Московской железной дороги, сооружение было решено демонтировать. Правительство и Москомархитектура одобрили предложение перенести мост в более подходящее место и сделать его пешеходным. Такое нашлось на 1,5 километра ниже по течению, при этом тянуть 1390-тонный Андреевский мост нужно было целиком. Подготовительные работы длились почти год, и 22 мая 1999 года три баржи передвинули сооружение на новое место. С тех пор крытый стеклянной галереей пешеходный мост носит название Пушкинский и соединяет Фрунзенскую и Пушкинскую набережные в районе Нескучного сада.

Особняк Атартюка

Первый президент Турции Мустафа Кемаль Атартюк в 1929 году проезжал по Ялове и увидел растущую на побережье чинару. Дерево так ему понравилось, что Кемаль распорядился построить рядом с ним двухэтажный особняк. Дом был закончен меньше чем за месяц. Летом 1930 года, когда президент приехал в особняк, рабочие сказали ему, что ветки чинары, колеблемые  ветром, бьют по стене и крыше дома, и предложили спилить некоторые из них.

Кемаль не мог так поступить с деревом, поэтому муниципалитету Стамбула было поручено передвинуть здание подальше от дерева. Группа инженеров раскопала особняк до уровня фундамента и поставила его на привезенные из Стамбула трамвайные рельсы. Наблюдать за процессом перемещения президентской обители на 4,8 метров на восток приехали сестра президента, заместитель губернатора, другие любопытные инженеры и журналисты.

«Ходячий особняк» был объявлен культурным и природным достоянием и превращен в музей.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Не хочу быть гражданином Далее в рубрике Не хочу быть гражданином«Русская планета» рассказывает об известных людях без гражданства Читайте в рубрике Жизнь не сахарДиабет стал гораздо реже приводить к смертельным осложнениям, установили американские эпидемиологи Жизнь не сахар
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
21 апреля 2014, 11:50
А не пора ли нам перенести столицу нашей родины куда нибудь в Новосибирск? В Москве может пробки разгрузятся и нервозности у людей убавится, а Сибири нужна поддержка. и люди туда поедут, и от украинских границ подальше
20 апреля 2014, 09:41
Семь раз отмерь, один раз отрежь, что бы потом двигать не пришлось))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!