По состоянию на 7 июля 10:30
Заболевших694 230
За последние сутки6 368
Выздоровело 463 880
Умерло10 494
Рейтинги
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Рейтинги

Мы не будем это показывать

«Русская планета» сделала подборку художественных выставок в разных странах мира, которые в определенное время были запрещены к показу

Ольга Кузьменко
15 января, 2014 15:02
8 мин

Литография Джона Леннона «Erotic #1». Источник: artbrokerage.com

15 января 1970 года в Художественной галерее Лондона открылась выставка литографий Джона Леннона Bag one. На следующий день полиция конфисковала восемь из 14 работ музыканта за порнографическое содержание. «Русская планета» сделала подборку картин, которые в определенный промежуток времени были запрещены к показу.
Джон Леннон, Bag One
Выставка была посвящена свадьбе Джона Леннона и Йоко Оно и их медовому месяцу в Амстердаме, где новобрачные провели акцию «В постели за мир». Тогда в течение недели Леннон и Йоко лежали на кровати в гостиничном номере в белых пижамах и раздавали интервью. На литографиях запечатлены моменты бракосочетания и обмена кольцами, а затем следуют восемь пронумерованных рисунков с общим названием «Эротика».
В отношении этих изображений, которые полиция признала непристойными, прошел судебный процесс, призванный установить или опровергнуть их порнографичность. Среди посетителей галереи три человека были отобраны для дачи показаний. 27 апреля суд вынес приговор в пользу галереи, постановив, что на литографиях изображена правда жизни, не являющаяся порнографией. Спустя некоторое время после снятия с рисунков ареста они поступили в свободную продажу.
Интересно, что в том же январе рисунки Леннона выставлялись в США, в Детройте, и там они ни у кого не вызвали претензий.
Бульдозерная выставка
С приходом к власти Сталина в СССР не признавались никакие течения в искусстве, кроме социалистического реализма. Все остальные формы проявления творческой мысли преследовались властями.
15 сентября 1974 года группа художников-авангардистов попыталась выставить свои работы для зрителей в Беляево, в лесопарке. Около 20 художников соорудили из деревяшек подпорки, на которых развесили свои полотна. На импровизированную выставку были приглашены родственники и друзья организаторов, и иностранные журналисты.
Бульдозерная выставка. Фото: pepsimist.ru
Бульдозерная выставка. Фото: pepsimist.ru
Искусство торжествовало недолго: уже через полчаса к месту самодельной галереи КГБ была направлена большая группа из милиционеров в штатском, бульдозеры, водометы и самосвалы. Со стороны они выглядели как разгневанные работники лесопарка. Журналисты, наблюдавшие, как ломают картины и избивают художников, раздули в зарубежной прессе огромный скандал, и советскому руководству пришлось пойти на уступки.
Через две недели выставку разрешили провести в Измайлово. В ней участвовали уже вдвое больше художников, соответственно, ее увидело гораздо больше зрителей. Позже было принято решение объединить подпольных художников в Московский горком художников-графиков, которому был выделен отдельный зал на Малой Грузинской.
Василий Слонов, Welcome! Sochi-2014
В июне 2013 года на фестивале «Белые ночи в Перми», в рамках которого проводились выставки, концерты, театральные постановки и другие творческие инсталляции, галерист Марат Гельман представил несколько экспозиций, уже запрещавшихся местными властями. Среди них была и серия плакатов Welcome! Sochi-2014 красноярского художника Василия Слонова.
Вдохновившись стереотипами о России и символами Олимпиады, Слонов решил представить их с неожиданного ракурса. Чебурашка изображен в качестве страшного монстра, скрывающегося под улыбчивой маской, снеговик превратился в танк, балалайка — в автомат Калашникова. Один из символов Олимпиады в Сочи — белый мишка — оказался костюмом Сталина-вампира. На другом плакате лаконично изображены вилы. Матрешку Василий Слонов видит либо как ручную гранату, либо как существо с головой злобного Чебурашки и дубинкой в руках.
Один из плакатов выстовки Василия Слонова Welcome! Sochi 2014. Источник: mosmonitor.ru
Картина Дмитрия Лопатина «Крокодиловы слезы». Источник: nnm.me
Олимпийские кольца получили больше всего воплощений: в виде свисающих виселичных петель, колючей проволоки, клизм и кругов, изображенных с помощью слов «сифилис», «СПИД», «гонорея», «вагиноз» и «лобковая вошь».
Пермские чиновники увидели в таком авторском восприятии мира русофобию и желание опорочить сочинскую Олимпиаду и закрыли выставку. По словам Слонова, на своих плакатах он изобразил возможные впечатления иностранцев от посещения русского курортного города.
Денис Лопатин
Художника-карикатуриста Дмитрия Лопатина, лауреата нескольких крупных международных конкурсов, в России не жалуют: на его счету четыре повестки в суд за карикатуры на вице-губернатора Камчатки, предупреждение комиссии по надзору за СМИ, вызов в прокуратуру за газетный комикс.
Картина Дмитрия Лопатина «Крокодиловы слезы». Источник: nnm.me
Один из плакатов выставки Василия Слонова «Welcome! Sochi-2014». Источник: mosmonitor.ru
В 2005 году губернатор Камчатской области Михаил Машковцев запретил персональную выставку Лопатина «Гримасы власти». В конце апреля 2012 года перед открытием выставки в Петропавловском-Камчатском художник обнаружил, что из экспозиции пропали шесть картин, в основном карикатур на президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Один из шаржей изображал олигархов Романа Абрамовича и Бориса Березовского, но директор Камчатского краевого художественного музея Татьяна Биковец, по личной инициативе которой были сняты карикатуры, узнала Путина в хомяке, которого кормит Березовский. Зато картина «Крокодиловы слезы» оказалось не такой очевидной даже для Центра «Э», специально приехавшего для установления истиной сущности крокодила. Сотрудники управления МВД по борьбе с экстремизмом не обнаружили сходства пресмыкающегося с президентом России, и полотно осталось нетронутым.
Энди Уорхол, «15 минут вечности»
В апреле прошлого года в Шанхай приехала с гастролями выставка классика поп-арта Энди Уорхола, но не всем картинам художника в Китае были рады: из экспозиции были исключены десять портретов Мао Цзэдуна. Директор Музея Уорхола в Питтсбурге Эрик Шайнер не смог убедить китайских организаторов, что Уорхол не ставил себе целью выразить неуважение к Великому кормчему.
Мао Цзэдун в исполнении Энди Уорхола. Фото: examiner.com
Мао Цзэдун в исполнении Энди Уорхола. Фото: examiner.com
Перед тем как приехать в Шанхай, более 300 произведений Уорхола выставлялись в Гонконге, где один из портретов Мао демонстрировался отдельно. Представители аукционного дома Christie's подчеркивали, что китайский диктатор изображен с глубочайшим почтением и «форма его лица не искажена».
Возможно, властям Пекина показался подозрительным пресс-релиз, в котором аукционный дом описывал стиль Уорхола как смесь тоталитаризма и западной культуры потребления с элементами театральности трансвеститов.
темы
8 мин