Новости – Рейтинги












Рейтинги
Вождь как мишень

На месте покушения на Леонида Брежнева. Кадр: «5 канал»
Диверсанты абвера, английский пловец, грузинские националисты и сумасшедший милиционер против первых лиц СССР
22 января, 2014 14:57
10 мин
Ровно 45 лет назад — 22 января 1969 года — младший лейтенант Виктор Ильин открыл в Москве огонь по кортежу генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. «Русская планета» рассказывает об этом и других покушениях на советских вождей.
Леонид Брежнев
22 января 1969 года Брежнев встречал в аэропорту Внуково космонавтов Георгия Берегового, Андриана Николаева, Алексея Леонова и Валентину Терешкову, за несколько дней до этого возвратившихся с околоземной орбиты. Планируя покушение, Ильин собирался расстрелять машину генсека, когда кортеж будет въезжать в Кремль. Предварительно младший лейтенант украл из своей воинской части два пистолета Макарова и взял милицейскую шинель у дяди. Переодевшись милиционером, Ильин встал в оцепление у Боровицких ворот между двумя подразделениями — бойцы обоих подумали, что он из соседнего отряда, и не обратили внимания на незнакомца.
Зная, что лимузин Брежнева обычно движется вторым в кортеже, Ильин пропустил первый автомобиль и из двух пистолетов расстрелял ЗИЛ, в котором, вопреки его ожиданиям, находились космонавты. Берегового и Николаева ранило осколками пуленепробиваемого стекла, водитель погиб, а генсек, пересевший вопреки обыкновению в первую машину, не пострадал.
Ильин был задержан на месте, признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение. В психиатрическом стационаре он оставался до 1990 года.
Известно, что летом 1977 года на Брежнева готовилось еще одно покушение — на этот раз в Париже, куда генсек собирался приехать с визитом. Советский лидер должен быть возложить цветы к Вечному огню у Триумфальной арки, но КГБ получил информацию, что с одной из прилегающих к арке улиц в него будет стрелять снайпер. Охрану пришлось усилить, и под присмотром 12 тысяч полицейских и шести тысяч пожарных Брежневу удалось благополучно завершить визит.
На следующий год покушение на генсека планировалось в ФРГ, но девятое управление КГБ, отвечавшее за охрану первых лиц, смогло предотвратить и его.
Никита Хрущев
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев дважды избежал гибели от взрывов. В 1956 году он вместе с главой Совмина Николаем Булганиным прибыл в Великобританию на крейсере «Орджоникидзе». В состав советской делегации входили ведущий военный авиаконструктор СССР Андрей Туполев и физик-ядерщик Игорь Курчатов. Спустя год и два месяца недалеко от Портсмута было обнаружено тело боевого пловца, ветерана Второй мировой капитан-лейтенанта Лайонелла Крэбба — у него было перерезано горло. Смерть ныряльщика порождала разнообразные домыслы, пока в середине 2007 года отставной советский разведчик Эдуард Кольцов не заявил, что это он убил английского пловца, заметив, как тот устанавливает мину на днище «Орджоникидзе».
Спустя пять лет, в мае 1961 года, Хрущев должен быть посетить Тбилиси. Четыре грузинских националиста — Отари Миквабишвили, Алеко Меладзе, Абрек Батошвили и Акакий Мдинарадзе — начали готовиться к визиту, загодя собирая самодельные бомбы из гранат с часовыми механизмами. Готовые СВУ они хранили в большом кувшине от вина. Террористам не удалось осуществить свой план: кто-то сдал их КГБ, и в декабре 1960 года националистов арестовали и приговорили к различным тюремным срокам. В 1968 году троих участников группы помиловали.
Иосиф Сталин
Из всех советских руководителей Сталин пережил больше всего покушений, однако диктатора настолько хорошо охраняли, что его ни разу не удалось даже ранить. В 1933 году Сталин ехал со своей дачи в Грузии в Мацесту. Когда его автомобиль проезжал по мосту, сработало взрывное устройство, и машина упала в реку. Но незадолго до взрыва первый секретарь ЦК КП Грузии Лаврентий Берия посоветовал вождю пересесть в другой автомобиль, и он остался невредим. Через несколько дней охранявшие дачу Сталина пограничники обстреляли лодку, в которой тот катался по озеру Рица. На этот раз Берия заслонил вождя своей грудью. Подозрительная проницательность первого секретаря заставила Сталина думать, что он сам подстроил покушения, чтобы доказать свою преданность.
Через пять лет подготовкой убийства Сталина занялась японская разведка, которой вызвался помочь бывший начальник НКВД Дальневосточного края Генрих Люшков. Он был одним из разработчиков системы охраны Сталина в Мацесте и знал, в чем ее слабое место. Однако на Дальнем Востоке у Советского Союза было множество информаторов — они вовремя донесли о готовящемся заговоре, и террористов задержали еще на границе.
В ноябре 1942 года ефрейтор Савелий Дмитриев с Лобного места расстрелял из винтовки машину наркома внешней торговли Микояна, приняв ее за автомобиль Сталина. Самого ефрейтора расстреляли только в августе 1950 года — следствие долго не могло доказать его связи с иностранной разведкой или внутренним врагом, склоняясь к версии о душевной болезни стрелка.
Через год оберштурмбаннфюрер СС и профессиональный разведчик-диверсант Отто Скорцени разработал план операции «Большой прыжок». Во время Тегеранской конференции Скорцени рассчитывал убить Сталина и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, а президента США Франклина Рузвельта похитить. Но благодаря информации от источника в вермахте советской контрразведке удалось узнать подробности готовящейся операции и предупредить руководство.
В 1944 году бывший советский офицер Петр Шило (он же Таврин, он же Политов), переметнувшийся на сторону немцев и прошедший обучение в разведшколе Абвера, отправился на родину с заданием убить Сталина. В Германии Политову выдали поддельные документы майора СМЕРШа, «наградили» Звездой Героя и орденом Ленина с груди пленного генерала, снабдили фальшивыми газетами, описывающими его подвиги, и вручили экспериментальный портативный гранатомет «Панцеркнаке». Однако после того, как Политова перебросили через линию фронта, его вместе с напарницей задержали настоящие сотрудники СМЕРШа. Спустя четыре года Шило расстреляли. Сталин был очень доволен проделанной работой и наградил начальника главного управление контрразведки СМЕРШ Виктора Абакумова орденом Кутузова первой степени.
Юрий Андропов
Обстоятельства покушения на Андропова загадочны, а информация о нем до сих пор не подтверждена, единственным ее источником остаются воспоминания Раисы Старостиной — уборщицы дома, в котором жил генсек.
Заняв пост генсека в ноябре 1982 года, Андропов уже через месяц отправил в отставку главу МВД Николая Щелокова, подозревавшегося в причастности к коррупции в своем ведомстве. Щелоков, вероятно, понимал, что за увольнением последует более суровое наказание — 17 декабря он застрелился. Щелоковы жили в одном подъезде с Андроповым, и Старостина утверждала, что лично отмывала кровь министра с пола и стен. По ее словам, оставшаяся вдовой Светлана Щелокова приняла твердое решение отомстить за мужа.
Андропов имел привычку подниматься в лифте на свой этаж в одиночестве. Вооружившись браунингом, 19 февраля 1983 года Щелокова вбежала в лифт следом за генсеком, таким образом оставшись с ним наедине. Стреляя, вдова целилась в больную почку Андропова. Когда он выполз из лифта на своем этаже, Щелокова спустилась в свою квартиру и выстрелила себе в висок. Тяжело раненный Андропов прожил до 9 февраля 1984 года. Ни подтверждений, ни опровержений версии Старостиной после публикации ее откровений не последовало.
Михаил Горбачев
На торжественной демонстрации в честь годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1990 года мишенью террориста Александра Шмонова стал первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Глава государства стоял на трибуне, когда на Красной площади раздались два выстрела. Никто не был ранен: милиционер Андрей Мыльников вовремя выхватил обрез двустволки из рук стрелявшего — Шмонов привлек его внимание пустыми руками: все остальные участники демонстрации несли флаги и цветы, а неудачливый стрелок придерживал спрятанное под плащ оружие.
Шмонова арестовали сотрудники девятого управления КГБ. Во время допроса слесаря Ижорского завода выяснилось, что он считает Горбачева ответственным за сохранение тоталитарного режима в СССР, а также убийствах мирного населения 9 апреля 1989 в Тбилиси и 20 января 1990 в Баку. Его отправили на принудительное лечение в психбольницу, где он провел три года под строгим наблюдением.
Горбачев отреагировал на инцидент хладнокровно. «Я думаю, что это покушение было не более чем хорошо спланированной инсценировкой, — вспоминал он. — Поскольку страсти в стране уже кипели, обстановка была острой, напряженной, генсека решили просто напугать. Поэтому инциденту я вообще не придал значения. Это была просто такая постановка одноактного спектакля, устроенная спецслужбами и КГБ».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости