Новости – Рейтинги












Рейтинги
Без пузыря не разберешься

Репродукция натюрморта голландского живописца Абрахама Миньона, 1670 год. Сорта с характерной красно-белой окраской, вызванной вирусным заболеванием, особенно ценились в период «тюльпаномании». Изображение: PRNewsFoto / AP
Тюльпаны, железнодорожное строительство, японская недвижимость, доткомы и другие поводы для спекуляции
3 февраля, 2014 09:20
11 мин
3 февраля 1637 года цены на луковицы тюльпанов в Голландии после стремительного роста начали резко падать, остановившись на 2—5% от пиковой цены. Так лопнул первый в задокументированный финансовый пузырь. «Русская планета» вспоминает экономические кризисы, спровоцированные чрезмерным ажиотажем вокруг того или иного товара
Тюльпаномания
В Европу тюльпаны завезли из Турции не позднее 1562 года. Пока экзотический цветок оставался редкостью — с момента выведения нового сорта до его появления на рынке проходило около десяти лет (одна луковица дает две новые примерно раз в год) — тюльпаны стали объектом спекуляции.
В начале 1630-х годов Голландия была страной с развитой для своего времени капиталистической экономикой, а разведение луковичных выглядело исключительно привлекательным бизнесом. Тюльпаны пользовались большим спросом при дворе французского короля Людовика XIII, редкие сорта были дефицитом — если на всю Европу насчитывалось всего 10—15 луковиц, владелец мог запросить за них любую цену.
Особенностью тюльпаномании 1630-х стало то, что к торговле наряду с профессиональными спекулянтами подключился простой народ — ремесленники и фермеры заключали сделки в тавернах, где, в отличие от биржи, они никак не регулировались и зачастую не оформлялись. Первое время торговля шла только в летние месяцы, но начиная с 1634 года спекулянты догадались продавать «фьючерсы» и «опционы» на луковицы будущего урожая. Теперь торги больше не прерывались на зиму. В период с ноября 1636 года по февраль 1637-го цены выросли примерно в 20 раз. Одна луковица самого дорогого сорта — Semper Augustus — стоила столько же, сколько особняк с садом в центре Амстердама. Желание быстро разбогатеть заставляло людей продавать свое имущество, чтобы вложиться в луковицы. Поэтому когда 3 февраля 1637 года по стране прошел слух, что цены начали снижаться, потому что предложение наконец превысило спрос, большинство спекулянтов остались ни с чем.
Железнодорожная лихорадка
После открытия железнодорожного сообщения между Ливерпулем и Манчестером в 1831 году, компания Liverpool & Manchester Railway объявила, что направляет на выплату дивидендов 10% прибыли, и ее акции сразу подорожали вдвое. Это спровоцировало железнодорожную лихорадку, которая длилась до 1837 года. Затем на какое-то время интерес инвесторов к паровозам утих, но через пять лет разгорелся снова.
В начале 1840-х годов преимущества железных дорог стали очевидны для всех. В 1842 году мэр Йорка Георг Хадсон открыл компанию York & North Midland Railway, которая принялась активно строить железнодорожные линии и скупать уже существующие. Хадсон специально подстегивал интерес к железным дорогам — он выплачивал дивиденды акционерам даже еще не построенных дорог, что привлекало все новых вкладчиков. В 1844-м он собрал с акционеров 2,5 млн фунтов стерлингов, никому не сказав, на что пойдут деньги. В мае 1845 года Хадсон выпустил акции еще на 10 млн фунтов.
Государство тогда не занималось планированием железнодорожной сети, строить пути могла любая частная компания, чей проект получил бы одобрение парламента. В начале 1844 года таких заявок было подано 66, к осени их число увеличилось до 220. Железнодорожная мания была особенно бурной в провинциях, где к тому времени существовали свои биржи. Банки стали выдавать кредиты под залог железнодорожных акций. К лету 1845 года процентная ставка выросла до 80%, каждую неделю появлялось по десятку новых проектов, а к октябрю в Англии было зарегистрировано 1428 акционерных обществ по строительству железных дорог.
О приближающемся кризисе заговорили после публикации в Times: сообщалось, что одна компания продала в десять раз больше акций, чем выпустила, другая продавала скрипы на отвергнутый правительством проект. Цены на акции начали снижаться. Банк Англии на полпроцента поднял процентную ставку, и финансовый пузырь взорвался. За 1846 год скрипы подешевели на 60 млн фунтов. В 1847 году процентная ставка снова повысилась, но Банк Англии перестал выдавать кредиты под залог ценных бумаг, при этом его золотые запасы существенно снизились.
К 1848 году акции York & North Midland Railway подешевели на две трети и стоили ниже оплаченного капитала. Специальная комиссия расследовала деятельность Хадсона и выявила многочисленные финансовые преступления, которые он совершал, управляя фирмой. Предпринимателя обвинили в присвоении 600 тысяч фунтов. Скрывшегося от кредиторов Хадсона удалось арестовать только в 1865 году, а когда он умер, его состояние оценивалось в 200 фунтов.
В 1849 году правительство Англии приняло «Указ по прекращению строительства железных дорог», позволявший специальной комиссии приостанавливать строительство путей и отказываться от обязательств по выкупу земли.
Потерянное десятилетие
В 1980-х годах Япония переживала экономический подъем, уровень жизни повысился, и у населения появились сбережения, которым нужно было найти применение. Деньги стали вкладывать в недвижимость и ценные бумаги. Высокодоходные финансовые операции, в свою очередь, стимулировали к тому, чтобы брать все больше кредитов у банков, при этом процентные ставки все время понижались.
И без того высокие цены на недвижимость в Японии резко подскочили. В элитных районах Токио цена 1 квадратного метра могла достигать 100 млн йен (примерно $1 млн). «Земля под императорским дворцом стоит дороже, чем вся Калифорния», — повторяли газеты журналистский штамп того времени.
В 1989 году правительство объявило о возможном повышении процентной ставки. Это вызвало резкое удешевление ценных бумаг. В первую очередь кризис коснулся компаний, занимающихся финансовыми спекуляциями. За ними последовали крупные риэлторы, строительные компании и банки, обремененные огромными необеспеченными долгами, которые никто из заемщиков не собирался возвращать.
Инвесторы еще какое-то время продолжали вкладывать деньги в недвижимость, пока в 1991 году не осознали, что не имеют возможности погасить займы. Тысячи квадратных метров жилья резко обесценились.

Токийская фондовая биржа, 1990 год. Mikami / AP
Токийская фондовая биржа, 1990 год. Mikami / AP
К 1997 году закрылись несколько крупнейших банков, и бюджетная система Японии погрузилась в глубокий кризис. На следующий год снизились продажи в ведущих отраслях промышленности — химической, нефтеперерабатывающей, строительной и других. Общий объем прибыли упал на 24%. На рубеже веков темпы роста экономики составляли 0,1% по сравнению с 7% до финансового пузыря. К 2004 году земля в крупных городах Японии подешевела по сравнению с пиком на 75%.
Нефтяной шок 1990 года
В августе 1990 года иракские войска вторглись в Кувейт. Иракский лидер Саддам Хусейн обвинил своих соседей в незаконной добычи нефти из иракских месторождений, расположенных на границе. По версии диктатора, США поделились с Кувейтом технологией бурения наклонных скважин. Кроме того, Ирак не устраивала нефтяная политика конкурентов, которые добывали слишком много нефти; якобы из-за них мировая цена на нефть держалась на низкой отметке всего в $17 за баррель. Через 6 дней после начала интервенции Хусейн объявил Кувейт провинцией Ирака.
На тот момент Ирак и Кувейт производили 4,3 млн баррелей нефти в день. Эта потенциальная потеря, вкупе с угрозами Хусейна захватить Саудовскую Аравию, привела к росту цен с $21 за баррель в июле до $28 в августе. К середине октября они выросли до $46. Среднемесячная цена подскочила с $17 в июле до $36 в октябре.
Конфликт продолжился в формате операции «Буря в пустыне» — многонациональные силы освободили Кувейт, но отступающие иракцы подожгли нефтяные скважины на оккупированной территории, а когда они были потушены, цены на нефть резко упали. К лету 1991 года страна смогла возобновить экспорт нефти. Война нанесла большой ущерб экологии: в Персидский залив вылилось около 8 млн баррелей нефти из разбомбленных нефтенасосных станций. В Ираке из 900 действовавших скважин осталось 58.
Краткосрочный скачок цен на нефть не имел сильного влияния на экономику западных стран, несмотря на то, что к концу войны рынок терял 10—13% мирового экспорта.
Кризис доткомов
С появлением интернета и компаний, которые владеют доменным именем, встал вопрос о критериях оценки их стоимости. Было решено оценивать финансовую состоятельность таких компаний в зависимости от размера аудитории и количеству времени, проводимом в среднем одним пользователем на сайте.
В 1990 годах еще не научились монетизировать траффик, и деятельность интернет-компаний была убыточна, но несмотря на это, доткомы (от английского dot com — точка com) пользовалась большим спросом, потому что инвесторы рассчитывали на прибыль. Акции компаний, предлагавших услуги в интернете, сильно выросли, однако лишь не многие из них имели реальный бизнес, приносящий доход. Остальные утверждали, что настала пора новой экономики и предпочитали заниматься рекламой и маркетингом. В результате надежды инвесторов оказались неоправданно завышены.
10 марта 2000 года кризис в США вызвало падение индекса NASDAQ. Привлекавшие финансирование по сути в пустоту компании потеряли своих инвесторов. Половина интернет-компаний разорилась и исчезла с рынка, выжившие были куплены конкурентами или сильно сократили масштабы своей деятельности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости