Новости – Рейтинги
Рейтинги
Тетрис: из Союза без документов
Фото: Richard Drew / AP, архив
Легендарной компьютерной игре сегодня исполняется 30 лет.
6 июня, 2014 13:25
6 мин
На следующей неделе в Лос-Анджелесе будет проходить ежегодная игровая выставка E3, на которой The Tetris Company продемонстрирует новую мультипользовательскую версию самой популярной в мире компьютерной игры. Компания Ubisoft, выпускающая Tetris Ultimate по лицензии правообладателя, приурочила создание новой версии «Тетриса» к 30-летию головоломки.
«Тетрис» создал советский программист Алексей Пажитнов, первую копию игры он продемонстрировал 6 июня 1984 года. За время своего существования головоломка выпускалась больше чем на 50 платформах, а во всем мире продано больше 170 миллионов только официальных ее копий.
В начале 1980-х годов Пажитнов работал в компьютерной лаборатории Академии наук СССР и имел доступ к самой мощной по тем временам вычислительной технике. Программист занимался разработкой искусственного интеллекта, технологиями распознавания голоса и компьютерной графикой.
Алексей Пажитнов, 1997 год. Фото: Rex Rystedt / Time & Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
Алексей Пажитнов, 1997 год. Фото: Rex Rystedt / Time & Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
За много лет до этого американский математик Соломон Голомб придумал для фигур, состоящих из равных квадратов, название «полимино». Самой популярной из его головоломок, продававшихся по всему миру, было Pentomino Puzzle. Ее суть заключалась в том, чтобы собрать заданную геометрическую фигуру из имеющихся фрагментов, каждый из которых состоит из пяти равных квадратов. Пажитнов любил эту головоломку, и именно она вдохновила его на создание «Тетриса».
У программиста возникла идея взять пентамино за основу для игры, в которой фигурки падали бы в стакан в режиме реального времени, а полностью заполненные ряды исчезали. Изначально падающие фрагменты должны были состоять из пяти квадратов, но вращать 12 фигур, которые из них можно составить, оказалось очень сложно. Тогда Пажитнов убрал один квадрат — теперь вариантов было всего семь — и фигуры превратились в тетрамино, а позднее стали называться «Тетрис». Программу Пажитнов писал на советском компьютере «Электроника-60». Монитор этой машины мог отображать только текст, поэтому фигуры в первом варианте игры пришлось делать из букв и других символов.
Программист потратил на создание кода «Тетриса» около трех недель, включая то время, что он не мог оторваться от своей же игры. Через несколько месяцев он с помощью 16-летнего Вадима Герасимова создал графическую версию игры для PC. Новой в ней была таблица рекордов и цвет. Программу записали на дискеты, и довольно быстро от работников НИИ она распространилась к их друзьям, а затем и по всему Советскому Союзу.
Пажитнов хотел познакомить со своим изобретением и остальной мир, но в СССР не было закона об интеллектуальной собственности, а все, что было сделано на рабочем месте, принадлежало государству. Обошла Советский Союз стороной и международная конвенция по защите программного обеспечения. В итоге создателю игры ничего не причиталось, хотя «Тетрис» стал первым развлекательным программным обеспечением, экспортировавшимся Советским Союзом.
В 1986 году о «Тетрисе» узнали в венгерском Институте проблем кибернетики. Игра там всем очень понравилась, и ее адаптировали под платформы Commodore С64 и Apple 2. Там же, в Будапеште, на головоломку обратил внимание владелец британской компании Andromeda Software Роберт Штайн, который оценил потенциал изобретения и захотел купить сразу все права него (версию для PC — у СССР, версии для С64 и Apple 2 — у венгров). Он вступил в переписку с Пажитновым, но бюрократическая сторона вопроса решалась слишком медленно. Штайну не терпелось заработать денег, и он предложил «Тетрис» британскому издателю ПО Mirrorsoft, не дожидаясь официального соглашения с его создателем. Компания, принадлежавшая медиа-магнату Роберту Максвеллу, от предложения отказалась и перенаправила его американским коллегам из Spectrum Holobyte. Американцы поняли, что перед ними золотая жила, и немедленно подписали все бумаги.
Фото: Mark Lennihan / AP, архив
Фото: Mark Lennihan / AP, архив
Уверенные в том, что они действительно приобрели все права на игру, Spectrum Holobyte серьезно взялись за работу над ней. Разработчики старались сделать программу как можно более русской, в результате чего на заставках появились собор Василия Блаженного и Юрий Гагарин, а в качестве саундтрека к падающим фигуркам звучали восьмибитные народные песни «Коробейники» и «Калинка-малинка».
На момент релиза заграничной версии «Тетриса» Пажитнов уже работал в «Электроноргтехнике» (ЭЛОРГ), которая занималась импортом и экспортом изделий электронной промышленности. Естественно, организация присоединилась к борьбе за авторские права. В это время в США журналисты телеканала CBS узнали имя разработчика игры и взяли у него интервью. На программиста давили со всех сторон, но ему удалось оставить последнее слово за собой и поступить с лицензиями так, как хочет он.
В 1988 году на Consumer Electronics Show (англ. «Выставка потребительской электроники») чудо-головоломку увидел представитель компанией Nintendо Хэнк Роджерс. Его компания как раз искала игру, которая поможет раскрутить портативные игровые устройства Game Boy. После мучительных разбирательств со всеми мнимыми и настоящими правообладателями «Тетриса» Роджерс и глава американского отделения Nintendо Минору Аракава в марте 1989 года добились предоставления своей компании прав на разработку версий для консолей.
Game Boy с входящим в комплект «Тетрисом» увидел свет в том же году. За первые несколько лет было продано больше 30 миллионов консолей, а когда эта цифра превысила 100 миллионов, Game Boy стал самым продаваемым портативным игровым устройством в мире. Творение советского программиста принесло компании Nintendo от двух до трех миллиардов долларов. В 1996 году Пажитнов вместе с Роджерсом основали The Tetris Company, чтобы получать прибыль от бренда Tetris.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости