Новости – Рейтинги












Рейтинги
Катастрофа «Александра Суворова»

Теплоход «Александр Суворов». Фото: Игорь Зотин / Фотохроника ТАСС
5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход «Александр Суворов» на полной скорости врезался в железнодорожный мост через Волгу
5 июня, 2014 12:33
7 мин
Поздно вечером туристический теплоход «Александр Суворов», совершавший круиз по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, подошел к Ульяновску. Шел пятый день речного путешествия, пассажиры собрались в ресторане на ужин. По бортовому радио объявили, что у шеф-повара день рождения, и отдыхающие стали поднимать тосты за ее здоровье. После трапезы всех пригласили на верхнюю палубу — там начиналась развлекательная программа, а в кинотеатре показывали советский детектив «Возвращение “Святого Луки”».
Речное судно приближалось к железнодорожному и автомобильному Ульяновскому мосту. Его построили в 1916 году, тогда (и сейчас) он назывался «Императорским». Ширина Волги в этом месте достигает двух километров. Вахту нес старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Ему было известно, что из-за наклона моста пролеты расположены на разной высоте, и судно может пройти только под судоходными.
С девяти вечера Митенков некоторое время стоял на вахте один, на час отпустив рулевого Уварова на комсомольско-молодежное собрание команды теплохода. Капитан Владимир Клейменов весь вечер отдыхал в каюте, так как его очередь дежурить наступала ночью.
Народу на верхней палубе все прибавлялось, начались танцы, играла громкая музыка. Стоявший на мосту охранник увидел, что теплоход идет не в тот пролет, и попытался привлечь внимание вахтенных выстрелом из пистолета. На судне его не услышали. Когда штурман понял, что надвигается катастрофа, он уже не мог ничего изменить — судно шло к мосту на почти предельной для него скорости 25 км/ч.
В 22:45 теплоход на полном ходу прошел под несудоходным пролетом Ульяновского моста. Пролет моста срезал всю верхнюю палубу вместе с кинозалом и дымовыми трубами. Смятая рубка, пройдя через весь отсек, калечила и разрывала на части пассажиров, минуту назад предававшихся веселью. Часть людей выбросило за борт.
За несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда — зерно, уголь и бревна — посыпался на изувеченных пассажиров. К счастью для выживших, цистерна с бензином застряла в перекрытиях моста и осталась неповрежденной. Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров.
Некоторые отдыхавшие на нижних палубах пассажиры не почувствовали глухого удара о пролет и узнали о случившемся, только когда вышли из кают. Трагедия оставила множество вдов и вдовцов: многие пары проводили вечер раздельно.

Мемориал в память о погибших пассажирах теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске. Фото: Николай Никитин / ИТАР-ТАСС, архив
Мемориал в память о погибших пассажирах теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске. Фото: Николай Никитин / ИТАР-ТАСС, архив
По официальным данным, погибли 176 человек. Жертв могло быть и больше, так как на теплоходе находились люди, не зарегистрированные в списке туристов. Вместе с 55 членами экипажа и 35 работниками ресторана на борту «Александра Суворова» было больше 430 человек. Большую часть кают занимали семьи шахтеров из Ростовской области.
На место катастрофы срочно отправили правительственную комиссию, а также психологов, водолазов и мостовиков. Все городские службы Ульяновска: медицинские, пожарные, дорожные, коммунальные — были задействованы в ликвидации последствий аварии. Спасатели работали на месте аварии в течение пяти дней. Необходимо было вытащить из-под завалов цистерну с бензином и выловить из Волги тела, которые уносило течением. Останки пассажиров «Александра Суворова» находили в реке еще месяц. Сам теплоход отбуксировали к левому берегу. К мосту направляли все вагоны-рефрижераторы с Куйбышевской железной дороги, чтобы отправить тела погибших домой в Ростовскую область. Гробов катастрофически не хватало.
Хирурги боролись за жизни пострадавших, у большинства из которых были рваные раны. В них забилась угольная крошка и зерна из разрушенных вагонов, что сильно затрудняло работу.
На месте катастрофы собирались не только рабочие и студенты, желающие помочь спасателям, но и мародеры. Они обыскивали тела погибших и снимали с них золотые украшения.
Капитана Клейменова нашли живым рядом с опорой моста на дамбе. Он был в одних плавках и говорил, что не помнил, как там оказался. Предположили, что капитана ударом выкинуло за борт. На допросах показания Клейменова были противоречивыми: сначала он утверждал, что ему удалось спасти тонущего человека перед тем, как потерять сознание, а в другой раз потерю сознания он отрицал.
Жители Ульяновска только и делали, что обсуждали катастрофу, но достоверной информации никто предоставить не мог. Стали распространяться слухи, что теплоход захватили рецидивисты, намеренно устроившие катастрофу. По другой «народной» версии, виной всему был день рождения поварихи, в честь которой не только пассажиры, но и члены экипажа основательно выпили. Выдвигались предположения, что на момент столкновения судном вообще никто не управлял.
Власти не спешили прояснить ситуацию и запретили выдавать любую информацию о трагедии, включая фамилии погибших. Следствие пыталось определить причину катастрофы, для чего в первую очередь было необходимо найти тела штурмана и рулевого. Когда тела вахтенных Митенкова и Уварова подняли со дна Волги, следов алкоголя в их крови обнаружено не было. Несмотря на это, генеральная прокуратура пришла к выводу, что именно они виноваты в случившемся. Следователю удалось найти свидетелей, которые заглядывали в рубку за несколько минут до столкновения и видели, что Митенков увлеченно читал книгу, а Уваров думал о чем-то своем и был рассеян. Вероятно, штурман так невнимательно отнесся к своей работе, потому что проходил под этим мостом уже 17 раз и был полностью уверен в своих действиях.
Следствие установило, что Клейменов был виноват в отсутствии дисциплины на судне, кроме того, он сознательно не участвовал в спасении пострадавших. Его приговорили к десяти годам заключения, но отсидел он только шесть. Бывшего капитана выпустили на свободу по состоянию здоровья, и в 1990 году он умер от инфаркта.
Ответственность за катастрофу лежала не только на команде теплохода. Эксперты установили, что халатность проявили также работники железной дороги. Когда «Александр Суворов» приближался к мосту, было уже довольно темно, но сигнальные огни на пролетах не горели. Ответственного за их включение найти не удалось. В сумерках сбить вахтенных с пути могла будка путевого обходчика, построенная над злополучным пролетом. По форме она напоминала щит, который вешают для обозначения судоходного пролета.
В апреле следующего года теплоход передали Волжскому объединенному речному пароходству. Судно было восстановлено и снова спущено на воду. В 2008 году «Александр Суворов» вновь попал в аварию, но никто не пострадал. Судно приписано к порту Нижний Новгород и до сих пор совершает круизы по Волге.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости