Танковый удар
4 мин чтения
Танк Mark I (Mk.1). Фото: Имперский военный музей

Танк Mark I (Mk.1). Фото: Имперский военный музей

29 января 1916 года прошли первые испытания английского танка. Принципиально новый вид оружия был использован на поле боя уже в сентябре

Первый танк: самец и самка

Mark I (Mk.1) — первый танк в истории. Само слово происходит от английского tank — «бак» или «цистерна». Чтобы засекретить применение нового оружия, британская контрразведка пустила слух о создании для российской армии партии топливных цистерн.

Экипаж Mark I состоял из восьми человек. Командир и водитель наблюдали за местностью через смотровые люки в верхней части корпуса танка, у них также имелись перископы в крышке рубки. Остальные члены экипажа пользовались только смотровыми щелями в разных частях танка.

Mark I выпускался в двух модификациях: «самец» и «самка». Разница состояла в типах вооружения: на «мужской» модификации стояли две пушки, а «женская» была вооружена исключительно пулеметами.

Первый танк был очень медленным, на шоссе он мог развить скорость 6,3 километра в час. В то же время он успешно преодолевал проволочные заграждения и траншеи. Броня защищала от пуль и осколков снарядов, но прямого попадания артиллерии не выдерживала.

Британские танки впервые пошли в бой в сентябре 1916 года в «битве при Сомме». Из 49 подготовленных к атаке танков в ней приняли участие лишь 32 — остальные вышли из строя из-за неполадок. Атака была успешной, в условиях позиционной войны танки смогли продвинуться вглубь обороны немцев на пять километров. Из 32 танков 14 выбыли из строя: пять застряли в болоте, еще девять сломались.

Первый легкий танк

Практически одновременно с британцами свои модели танков разрабатывали во Франции, России и Германии. Но если первые российские танки так и остались опытными экземплярами («Царь-танк», «Вездеход Пороховщикова»), то немцы и французы наладили серийный выпуск.

Одним из самых успешных танков Первой мировой войны стал французский Renault FT-17. Французский легкий танк был создан для поддержки пехоты. Он развивал скорость до 9,6 километров в час, экипаж состоял из двух человек.

Танк Renault FT-17. Фото: waralbum.ru

Танк Renault FT-17. Фото: waralbum.ru

Конструкция танка Renault FT-17 считается очень удачной, а именно расположение двигателя, трансмиссии, отделение с вращающейся башней в центре. К его преимуществам, помимо простой конструкции, относился обычный автомобильный двигатель. Это позволило быстро наладить массовое производство. Всего было выпущено 3,5 тысячи танков.

Танки Renault даже выпускались в Советской России под названием «Рено-русский». Всего было произведено 15 машин, каждой присваивалось личное название: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Борец за свободу товарищ Троцкий», «Красный боец», «Парижская коммуна», «Гроза», «Илья Муромец» и другие.

Самый тяжелый танк

По одной из самых популярных классификаций танки делятся на три категории: легкие (3—5 тонн), средние (до 40 тонн), тяжелые (свыше 40 тонн). Но конструкторы всегда старались найти решение для сверхтяжелой и неуязвимой машины.

Пионером здесь выступил русский инженер Василий Менделеев, разрабатывавший танк в 1911—1915 году. Его основным орудием должна была стать 120-миллиметровая морская пушка при общем весе машины свыше 170 тонн. Он должен был оснащаться двигателем в 250 лошадиных сил, что выглядит нереалистичным. Впрочем, проект так и остался на бумаге.

А вот немцам удалось приступить к производству танка K-Wagen («Колоссаль»), к окончанию Первой мировой войны первый из десяти заложенных машин был практически достроен. Экипаж танка должен был состоять из 38 человек, а весил он 150 тонн.

Танк K-Wagen («Колоссаль»). Фото: dieselpunks.org

Танк K-Wagen («Колоссаль»). Фото: dieselpunks.org

Самым тяжелым танком в истории стал немецкий Maus массой 188 тонн. К 1945 году были построены два таких танка, но в бой они вступить не успели. На танке планировалось использовать серийный авиационный двигатель, поскольку терпевшая поражение Германия не могла себе позволить разрабатывать новый двигатель для танка.

При приближении советской армии к полигону, где сверхтяжелые танки испытывались, немцы решили взорвать машины, поскольку не могли их эвакуировать. Но эффективно это сделать не смогли — из поврежденных танков советские инженеры собрали один образец и отправили в СССР. После испытаний с танка сняли все оборудование и отправили в музей в Кубинке.

Самый массовый танк

Если считать по количеству выпущенных единиц, то самым массовым танком в истории стал советский T-54. С учетом модернизаций и выпуска по лицензии за рубежом было произведено более 100 тысяч единиц.

Серийное производство этой машины началось в 1946 году. С этим и связано массовое производство танков, поскольку в закончившейся Второй мировой войне роль этого типа вооружений была очень важной. К тому же лицензия на производство Т-54 была передана Китаю и Северной Корее, который также наладили массовое производство, поскольку активно готовились к боевым действиям.

Танк Т-54. Фото: Sasa Kralj / AP
Танк Т-54. Фото: Sasa Kralj / AP

С 1958 года выпускалась модернизированная версия танка Т-55. Производство продолжалось до 1979 года.

Т-54/55 участвовали как минимум в 14 вооруженных конфликтах, в том числе во Вьетнамской войне и ирано-иракской войне.

Самый дорогой танк

Сегодня самым дорогим танком в мире считается южнокорейский танк K2 «Черная Пантера», стоимость одной машины — $8,5 млн. Полномасштабное производство этого танка должно начаться в 2014 году. Считается, что в случае удачных контрактов на экспорт этих танков цена может снизиться.

Танк K2 «Чёрная пантера». Фото: koreanturk.com

Танк K2 «Чёрная Пантера». Фото: koreanturk.com

Южнокорейский танк оснащен системой управления огня, которая улавливает цели на расстоянии почти 10 км. «Черная пантера» способна уничтожать даже низко летящие самолеты. Только стоимость активной защиты составляет $600 тысяч.

Разработка дорогого танка, по оценкам экспертов, должна обеспечить Сеулу техническое превосходство над Пхеньяном.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Любовь к ближнему Далее в рубрике Любовь к ближнему«Русская планета» о законах, защищающих права животных Читайте в рубрике «Революции встряхивают застывшие системы»Кто боится единственного публичного оппозиционера в Благовещенске? «Революции встряхивают застывшие системы»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
02 февраля 2014, 10:17
Боевая авиация гораздо дороже обходится стране чем танкостроение, надо заметить(
30 января 2014, 09:29
Только думается мне, что этот южнокорейский танк по качеству будет не лучше, чем Т-54) Как говорится, все гениальное просто
29 января 2014, 22:44
По идее танк это уже история, по краней мере с человеческим экипажом, а вот у роботанков есть перспективы, из наших танков надо обязательно отметить тяжелый танк КВ
30 января 2014, 10:00
Вы про какой КВ речь ведете - знаменитый "Клим Ворошилов" времен ВОВ или это какая-то новая нано-сколковская разработка, типа "Кибер-Воин" ? ))
29 января 2014, 14:44
За сто лет танковой истории они участвовали в десятках тысяч конфликтов,миллионы тонн металла и взрывчатки ушло,миллионы жизней они унесли,миллионы жизней спасли.
29 января 2014, 13:58
Я вот сейчас играю на айпаде в "Танки", пока ещена втором уровне, езжу на "Mark I" который на первой фоте, не танк а зверь, заезжает на любые горки, очень забавно)
30 января 2014, 09:53
Поаккуратнее с айпадом, Саша, АНБ не дремлет...! ))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!