Новости – Рейтинги
Рейтинги
Мне нужна твоя анкета, адрес почты и пароль
Марк Цукерберг. Фото: пресс-служба Facebook / ИТАР-ТАСС
Студенты, художники, конспираторы, собаки и другие пользователи социальных сетей
4 февраля, 2014 14:30
8 мин
Десять лет назад, 4 февраля 2004 года, студент Гарвардского университета Марк Цукерберг запустил сайт thefacebook.com, предназначенный для общения между однокурсниками. Сейчас Facebook — крупнейшая в мире социальная сеть, которой активно пользуются более 1,2 миллиарда человек. За 2013 год ее доход составил $7,87 миллиарда. О соцсети снимают фильмы и пишут песни, она регулярно оказывает в центре международных скандалов. Каждое нововведение в Facebook — новость мирового масштаба (как вчерашний запуск приложения Paper). В благодарность за роль, которую Facebook сыграл в координации протестных действий во время революции в Египте, один из ее участников дал своей дочери имя Фейсбук Джамаль Ибрагим.
«Русская планета» рассказывает о соцсетях, пользующихся популярностью у более узких групп.
DeviantArt
Крупнейшая социальная сеть для художников, фотографов и дизайнеров DeviantArt была запущена в 2000 году 19-летним греком Анджело Сотира. Ее цель — «развлекать, вдохновлять и придавать сил художнику в каждом из нас». На сегодняшний день на сайте зарегистрировано больше 30 миллионов пользователей, чьи творения привлекают 65 миллионов уникальных посетителей в месяц.
Платформа предоставляет начинающим и уже признанным художникам возможность делиться своими работами с аудиторией и даже продавать их. Каждый пользователь имеет персональную страницу, где он может размещать свои произведения, структурировать их по папкам, делиться понравившимися работами других пользователей, беседовать с друзьями, проводить опросы и проявлять другую активность. Под «художниками» подразумеваются любые творческие люди: художники, скульпторы, аниматоры, фотографы, поэты, писатели и даже кулинары.
DeviantArt зарабатывает на рекламе, платных сервисах для пользователей и розничной торговле. Капитализировав свое творение, Анджело Сотира пополнил ряды миллионеров моложе 30 лет.
Orkut
Сотрудник компании Google Оркут Буюккоктен запустил названную в свою честь социальную сеть 24 января 2004 года. В течение двух лет на сайте можно было зарегистрироваться только по приглашению. Google выступает в качестве спонсора сети, которая считает своими основными конкурентами Facebook и MySpace.
В 2012 году Google Orkut насчитывал около 66 миллионов зарегистрированных пользователей. Сервис переведен на 48 языков, и несмотря на то, что статистика сайта с каждым годом выглядит все более удручающе, его создатели не отчаиваются и стремятся идти в ногу со временем, экспериментируя с дизайном и выпуская мобильные приложения.
Подавляющее большинство пользователей Orkut живут в Бразилии и Индии, поскольку в этих странах нет местных конкурентов. Одно время он пользовался популярностью и в Иране, но затем правительство исламской республики заблокировало его, как и многие другие международные интернет-площадки.
Cloob
Иранская соцсеть Cloob.com объединяет пользователей в «Иранское виртуальное сообщество». Все содержание сайта подвергается цензуре в соответствии с законами исламской республики. Раздел «О проекте» сообщает, что Cloob был запущен 1 января 2004 года «на основе текущих потребностей пользователей интернета в Иране» как сайт, где иранцы и другие говорящие на персидском языке люди могли бы поддерживать друг с другом связь, знакомиться с коллегами и обмениваться товарами и услугами.
Скриншот: cloob.com
Скриншот: cloob.com
У Cloob, по собственным данным, около миллиона пользователей и 100 миллионов просмотров в месяц. Помимо стандартного набора сервисов социальной сети, в Cloob есть банк резюме и вакансий, а также онлайн-магазин. Платформа имеет собственную виртуальную валюту — coroob — которая необходима для оплаты некоторых дополнительных возможностей, например, расширенного поиска по сайту, отправки сообщения на электронную почту, доступа к списку людей, заходивших на страницу профиля, и других.
В марте 2008 года, за неделю до парламентских выборов в Иране, Cloob был заблокирован. Через полтора месяца правительство восстановило доступ к сайту после процедуры, которую руководство Cloob назвало «удалением нелегального и спорного контента». Второй раз подобное случилось с соцсетью в конце 2009 года в связи с президентскими выборами, вызвавшими волну антиправительственных протестов.
Diaspora
В 2010 году четверо американских студентов, в том числе бывший россиянин Илья Житомирский, решили создать социальную сеть, в которой данные пользователей хранятся не централизованно, на одном сервере, а распределенно, на множестве технически автономных информационных узлов. На эту идею молодые люди собрали $200 тысяч на Kickstarter. Получилась Diaspora — социальная сеть, уделяющая повышенное внимание защите персональных данных.
Чтобы зарегистрироваться в Diaspora, необходимо выбрать узел, на котором будет храниться пользовательский профиль. В инструкции разъясняются преимущества различных узлов: больших и маленьких, удаленных и расположенных поблизости.
Diaspora провозглашает неприкосновенность частной жизни и специально подчеркивает, что она не требует пользователей указывать свои настоящие персональные данные, на чем настаивают остальные соцсети. Создатель аккаунта остается единственным распорядителем данных, которые он опубликовал, и имеет возможность в любое время бесследно их удалить.
Приватность сообщений в Diaspora настраивается с помощью «аспектов», которые делают их видимыми для определенных групп людей. После того, как в сентябре 2011 года децентрализованная социальная сеть открылась для широкого пользования, разработчики отмечали, что функционал «кругов» Google+ был скопирован с «аспектов».
Один из четырех основателей Diaspora, Илья Житомирский, покончил с собой 12 ноября 2011 года. С августа 2012 года развитием социальной сети занимаются волонтеры, а большая часть разработчиков вовлечена в другой проект. Диаспора так и не смогла конкурировать с Facebook, несмотря на растущий спрос на конфиденциальность информации в интернете. На пике популярности на серверах соцсети было зарегистрировано 600 тысяч пользователей, сейчас их всего 380 тысяч.
Doggysnaps
Крупнейшая в Великобритании благотворительная организация по защите прав животных Dogs Trust, помогающая бездомным собакам обрести хозяев, в 2007 году создала сообщество Doggysnaps, где пользователи могли делиться фотографиями и видео своих питомцев. Достаточно было зарегистрироваться, создать аккаунт для своей собаки («конуру») и заплатить вступительный взнос в £1.
Соцсеть позволяла песикам добавлять друг друга в друзья, обмениваться сообщениями и совершать действия, подобные «подмигиванию» на Facebook. Владельцы собак делились опытом по уходу за животными на форуме, а посторонние наблюдатели могли просто рассматривать фотографии, используя встроенный поиск.
Помимо развлекательной функции, Doggysnaps занимался сбором средств для бездомных собак через прямые пожертвования и интернет-магазин.
В конце 2011 года соцсеть стала финансово нежизнеспособной и прекратила свое существование.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости