Новости – Рейтинги












Рейтинги
Как избавиться от писателя за пару недель

Исаак Бабель. Фото: РИА Новости
Шпионаж в пользу Японии, несуществующий заговор, культивирование «зауми» и другие преступления, в которых можно обвинить сочинителей
15 мая, 2014 11:53
9 мин
15 мая 1939 года писатель Исаак Бабель был арестован на даче в Переделкине по обвинению в шпионаже. «Русская планета» рассказывает о литераторах, чья жизнь оборвалась после обвинений в антисоветской деятельности.
Советский прозаик Исаак Бабель любил создавать о себе мифы, поэтому его биография полна противоречий и неточностей. Известно, что осенью 1917 года он несколько месяцев служил на румынском фронте, дезертировал, бежал в Петроград. Там работал в иностранном отделе ВЧК переводчиком, затем в народном комиссариате просвещения. В 1920 году его направили в Первую конную армию в качестве военного корреспондента.
События, которые Бабель наблюдал во время службы в кавалерии, легли в основу сборника рассказов «Конармия», который принес писателю широкую известность за рубежом. Образ солдата в книге шел вразрез с плакатным образом бойца Красной армии, создаваемым советской пропагандой. Повествованием Бабеля были недовольны многие, в том числе и командующий Первой конной Семен Буденный, который усмотрел в рассказах клевету на своих солдат.
Несмотря на то, что все родственники писателя эмигрировали, он предпочел остаться в Москве, но несколько раз выезжал в Европу к семье и жил там подолгу. Во второй половине 1930-х годов Бабель уже почти не печатался. В 1938 году президиум Союза писателей СССР утвердил его членом редсовета Государственного издательства художественной литературы. В обязанности Бабеля входило участие в совещаниях, работа с начинающими литераторами и редактирование рукописей.
В мае 1939 года на даче писателя в Переделкине провели обыск, а самого Бабеля обвинили в шпионаже в пользу Японии и «антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства». При обыске НКВД конфисковало большую часть архива писателя, которую до сих пор не вернули его наследникам.
Под пытками Бабель написал пространное признание, но 21 января 1940 года на последнем судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР отказался от своих показаний. Через шесть дней писателя расстреляли в Москве, а его тело сожгли в крематории Донского монастыря. Стрелявшего в затылок осужденному коменданта НКВД Василия Блохина в 1953 году уволили по болезни, объявив благодарность за 34 года «безупречной службы» в органах.
Имя Бабеля было изъято из советской литературы, и его книги долгое время были недоступны читателям. Через 14 лет военный прокурор подполковник юстиции Долженко вынес заключение о реабилитации писателя, в котором говорилось: «Что послужило основанием для его ареста из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено 23 июня 1939, то есть через 35 дней после ареста Бабеля».
О последних днях жизни поэта-акмеиста Николая Гумилева почти ничего не известно. Его арестовали 3 августа 1921 года за участие в контрреволюционном заговоре.
Сообщения о ликвидации этого заговора, возглавляемого секретарем Российского сапропелевого комитета географом Владимиром Таганцевым, появились в печати 24 июля. Согласно официальной версии, целью «контрреволюционеров» было вооруженное восстание в Петрограде. К уголовной ответственности привлекли 833 человека, 96 из них были убиты при задержании или расстреляны по решению суда, 83 отправлены в концлагерь, 11 выданы из губернии и один человек отправлен в детскую колонию. О судьбе около двухсот задержанных ничего не известно, остальные были освобождены.

Николай Гумилев
Николай Гумилев
31 августа был опубликован доклад председателя Петроградской ЧК Семенова, в котором утверждалось, что Таганцев планировал «уничтожить все» и взорвать центральный городской водопровод, нефтяные склады Нобеля, артиллерийский склад на Выборгской стороне и лесопильный завод Громова. Согласно докладу, 90% сторонников географа составляли потомственные дворяне, духовенство и бывшие жандармы.
На следующий день «Петроградская правда» сообщила о завершении «таганцевского дела» и расстреле всех его участников. Гумилеву ставили в вину, что он «активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, которая активно примет участие в восстании, получал от организации деньги на технические надобности». Точная дата смерти поэта неизвестна, само постановление о расстреле вышло 24 августа.
До 1986 года к публикации не допускались никакие воспоминания о Гумилеве, противоречащие официальной версии его обвинения. Во время перестройки произведения поэта постепенно снова появились в печати, вместе с биографическими заметками о его жизни и литературоведческими статьями. Не могла остаться без внимания и трагическая смерть Гумилева, во время обсуждений которой ставилось под сомнение не только участие поэта в заговоре, но и существование самого заговора. В 1992 году Гумилев был реабилитирован.
Прокуратура России в начале 1990-х годов изучила 382 тома «таганцевского дела» и установила, что «Петроградской боевой организации», ставившей целью свержение Советской власти, как таковой не существовало, она была создана искусственно следственными органами из отдельных групп спекулянтов и контрабандистов», а возбужденное уголовное дело было полностью сфальсифицировано.
Осенью 1927 года писатель и поэт Даниил Хармс вместе с другими «левыми» литераторами, в том числе Александром Введенским, Игорем Бахтеревым и Николаем Заболоцким создал «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), которое подвергалось нападкам со стороны официальной печати. В декабре 1931 года Хармса, Введенского, Бахтерева и некоторых других членов ОБЭРИУ арестовали.
В постановлении о задержании Хармса указывалось на подозрение в том, что он «является участником антисоветской нелегальной группировки литераторов». Во время обыска в квартире писателя были изъяты его рукописи, переписка, а также «мистическая литература».

Даниил Хармс. Фото: vitanova.ru
Даниил Хармс. Фото: vitanova.ru
Обвинительное заключение было утверждено прокурором Ленинградской области 14 марта 1932 года. «Врагу советской власти и монархисту по убеждению», Хармсу вменялась организация антисоветской группы литераторов, протаскивание в детскую литературу «политически враждебных идей и установок», культивирование особой поэтической формы «зауми» и ее распространение как «способ зашифровки антисоветской агитации», а также нелегальное распространение антисоветских произведений собственного сочинения. Писатель был приговорен к трем годам заключения в концлагере, однако через два месяца лишение свободы было заменено высылкой.
В конце 30-х Хармс решил симулировать симптомы болезни психики. В сентябре 1939 года ему диагностировали шизофрению. В медицинском заключении врачи записали, что пациент имеет «бредовые идеи изобретательства, отношения и преследования», «считает свои мысли "открытыми и наружными", если не носит вокруг головы повязки или ленты», а также боится людей и повторяет услышанное. В декабре Хармс получил «белый билет», освобождающий его от службы в армии по состоянию здоровья.
23 августа 1941 года писателя арестовали во второй раз. Это история обросла многочисленными легендами, одна из которых заключается в том, что Хармс вышел из дома за табаком и не вернулся.
В военное время за обвинения в антисоветской деятельности, предъявленные писателю, ему грозил расстрел, однако его спасла справка о шизофрении. Психиатрическая экспертиза подтвердила этот диагноз, и Хармс как невменяемый был направлен в больницу для душевнобольных. В декабре его перевели в психиатрическое отделение тюремной больницы при «Крестах». Через два месяца, когда жена Хармса Марина Малич в очередной раз пришла передать мужу посылку, ей сказали, что ее супруг скончался 2 февраля.
25 июля 1960 года Генеральная прокуратура признала Хармса невиновным, закрыла его дело за отсутствием состава преступления и реабилитировала писателя.
Поэта и драматурга Александра Введенского, как и Хармса, арестовывали дважды. Перед тем, как 10 декабря 1931 года его задержали с другими членами ОБЭРИУ, на него поступил донос о том, что он произнес тост в честь Николая II. По другой версии, поводом для ареста стало исполнение Введенским на одном из собраний бывшего гимна страны «Боже, царя храни». 21 марта коллегия ОГПУ постановила освободить его из-под стражи, на три года лишив права проживать в Московской, Ленинградской, Киевской и других областях, а также в Дагестане и нескольких крупных городах. Введенский поселился в Курске, куда к нему в скором времени приехал Хармс.

Александр Введенский. Фото: literalab.com
Александр Введенский. Фото: literalab.com
Во второй раз за Введенским пришли 27 сентября 1941 года. Тогда считалось, что все когда-либо репрессированные люди могут перейти на сторону немцев, поэтому в их отношении применяли «превентивный арест». Поэт скончался во время этапа из Харькова в Казань. В составленном 19 декабря 1941 года акте о смерти сообщалось, что Введенский умер от экссудативного плеврита. Его тело доставили в морг Казанской психиатрической больницы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости