Рейтинги
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Рейтинги
Русская планета
Рейтинги

Там, внизу

Самое старое, самое дорогое, самое загруженное, самое чистое и самое бесшумное метро в мире

Ольга Кузьменко
10 января, 2014 17:51
7 мин

Запуск первого метро в Лондоне, 1863 год. Фото: nomadistas.com

10 января 1863 года в Лондоне открылся первый в мире метрополитен. Единственная линия протяженностью шесть километров состояла из семи станций, а среднее количество пассажиров в день достигало 26 тысяч. Сегодня лондонское метро — крупнейшее в Европе, совокупной протяженностью путей 405 километров, 270 станциями и пассажиропотоком в 3,21 миллиона человек в день. «Русская планета» сравнивает подземки мира по разным критериям.
Первопроходцы
Лондон был не единственным городом, где метро появилось в конце XIX века. В Нью-Йорке первая линия открылась в 1868 году. Она была надземной и не дожила до наших дней — ее снесли в 1940 году. Старейшие из сохранившихся станций были открыты в 1885 году, а первые подземные участки — только спустя 19 лет.
В Чикаго городские железнодорожные маршруты начали строить в 1892 году. Открытые эстакады создавали много шума и способствовали образованию пробок, но разговоры о необходимости увести метро под землю получили воплощение лишь спустя пять лет — первый участок подземного метрополитена открылся в 1897 году в Бостоне.
Вторая подземная ветка метро открылась в британском Глазго. Кольцевая линия из 15 станций была открыта в 1896 году и с тех пор не расширялась.
В том же году в Будапеште открылся первый метрополитен в континентальной Европе.
Протяженность линий
В начале января 2014 года шанхайское метро увеличило свою общую протяженность еще на две линии до 567 километров. Первая ветка открылась чуть более двадцати лет назад. В долгосрочных планах общая протяженность линий должна приблизиться к 780 километрам, а число станций — к 480. Второе место по суммарной протяженности линий занимает метро Пекина (465 километров), которое в 1969 году стало первым внеуличным рельсовым общественным транспортом в Китае.
Нью-йоркский метрополитен хоть и сильно проигрывает по протяженности, но берет числом линий и станций: 27 и 468 соответственно.
Самые маленькие города, в которых действует метро, — швейцарская Лозанна площадью 41,37 квадратного километра и французский Руан 21,38 квадратных километра соответственно. Правда, если в первом метро работают две линии протяженностью 13,7 километра, во втором пять станций уместили на пути всего в 2,2 километра.
Оплата проезда
Дороже всего стоит проехаться в метро в Стокгольме: одноразовый билет стоит 36 крон (182 рубля). Лица моложе 20 лет и старше 65 лет могут купить билет со скидкой за 20 крон (101 рубль).
В Сиднее стоимость проезда зависит от расстояния, времени проезда, возраста пассажира и типа билета. Так, существует билет Family Funday Sunday, который позволяет семьям с детьми ездить по воскресеньям куда угодно за $a2,5 c человека. Простой билет на взрослого стоит $a3,8 и позволяет передвигаться только в пределах 10 километров, далее стоимость увеличивается с каждыми 10—15 километрами.
В Копенгагене дети младше 12 лет могут ездить на метро бесплатно, а взрослые должны платить 24 кроны (144 рубля).
Билет на метро в Мехико стоит 3 песо (7,6 рубля). На метро ездят в основном малоимущие, представители среднего и высшего классов этот вид транспорта практически не используют. В час пик поезда часто бывают переполнены, а с 18:00 до 21:00 для женщин и детей выделяют отдельные вагоны.
В Киеве один жетон на метро стоит 2 гривны (8 рублей). Самое дешевое в мире метро в Пхеньяне — всего $0,05.
Пассажиропоток
Самая большая нагрузка по перевозке пассажиров лежит на метрополитене Токио, которым пользуются 8,5 миллиона человек в день. Далее следует Сеул, метро которого ежедневно перевозит 6,9 миллиона пассажиров. Третье место делят Москва и Пекин: в 2012 году в московское метро ежедневно спускалось в среднем 6,73 миллиона человек, а в пекинское — 6,74 миллиона.
Новострой
В столице Перу Лиме первую из запланированных линий метро начали строить еще в конце 1990-х годов, однако целиком она была открыта лишь 5 апреля 2012 года. Протяженность единственно достроенной линии составляет 22 километра.
В прошлом году первые станции метро открылись в двух китайских городах: 26 сентября запустили первую линию в Харбине на северо-востоке страны, 26 декабря 2013 года 20 станций протяженностью 25,4 километра стали доступны для жителей Чжэнчжоу (восточная провинция Хэнань).
Время работы
В Берлине, Вене и Стокгольме метро работает круглосуточно по пятницам и субботам, а в первых двух городах оно открыто в ночное время и перед государственными праздниками.
По субботам и перед некоторыми праздниками 24 часа в сутки работает метрополитен Барселоны. В Копенгагене метро круглосуточное семь дней в неделю.
В остальных крупных городах Европы метро закрывается между 23:30 и 01:30. Ночью по городу ходят рейсовые автобусы.
В США круглосуточно работает метро Нью-Йорка, а в Чикаго такого режима придерживаются две самые загруженные линии.
Лучшие в мире
Несколько лет назад американская туристическая фирма Virgin Vacations составила рейтинг лучших подземных транспортных систем мира, оценивая их удобство, чистоту, оформление и прочие показатели. Первое место досталось лондонскому метрополитену — за комфортные вагоны, электронные табло и возможность оплачивать проезд с помощью специальных карточек прямо во время поездки. Второе место заняло метро в Париже, которое привлекло составителей рейтинга не столько знаменитыми витыми чугунными решетками с фонарями на входе (которые скопировали архитекторы московской станции «Киевская»), сколько шаговой доступностью: расстояние между станциями колеблется в районе 500 метров. Третье место заняла московская подземка — 44 ее станции признаны архитектурными достопримечательностями.
Составители рейтинга отметили чистоту мадридского метрополитена, который использует специальную систему очистки вагонов. В токийском метро, тоже очень чистом, станции объявляют на японском и английском языках, сиденья в вагонах подогреваются, а поезда ходят точно по расписанию. Рельсы в метрополитене Монреаля имеют специальные резиновые накладки, которые снижают шум от движения поезда.
темы
7 мин