Новости – Рейтинги












Рейтинги
Мальтийское рыцарство по-русски

Костюм гроссмейстера мальтийского ордена. Фото: Photononstop / AFP / East News
213 лет назад император Александр I отказался от титула Великого Магистра Мальтийского ордена
1 августа, 2014 14:58
6 мин
Русско-мальтийские отношения начались в 1697 году, когда по поручению царя Петра I граф Борис Шереметьев отправился в дипломатическое путешествие по Западной Европе. На Мальте российскую делегацию принял Великий Магистр Мальтийского ордена Рамон Перелльос и Роккафуль, который лично сопровождал Шереметьева в экскурсии по острову. Граф был удостоен креста Святого Иоанна Иерусалимского и вернулся на родину первым русским кавалером Мальтийского ордена.
Сближение православной России с рыцарями католического ордена имело стратегические цели. Флот госпитальеров считался одним из мощнейших в Средиземном море и на протяжении многих десятилетий служил защитой от мусульманских пиратов, поэтому Мальта для России была потенциальным союзником в борьбе с Османской империей за выходы к Черному морю. Несмотря на то, что Шереметьеву не удалось договориться с рыцарями о военном союзе и официальные дипломатические отношения не были установлены, с этого момента Великие Магистры и российские правители стали поздравлять друг друга с восшествием на престол и вступлением в звание.
Так продолжалось до тех пор пока власть не перешла к Екатерине II. В 1764 году императрица поручила своему полномочному министру при Версальском дворе князю Дмитрию Голицыну пригласить в Россию мальтийских рыцарей, сведущих в строительстве галер. Чуть позже на Мальту для обучения морскому делу были направлены шесть русских офицеров, которые провели там несколько лет.
В 1770 году, в разгар русско-турецкой войны, на Мальту впервые отправился поверенный в делах маркиз Георг Кавалькабо с инструкцией «вручить Гроссмейстеру два письма Императрицы и стараться склонить его к вооруженному содействию России против Турции, выставляя на вид, что Орден Святого Иоанна Иерусалимского в самых обетах своих объявил постоянную войну неверным». Несмотря на то, что Орден снова отказался воевать против Турции, Великий Магистр Мануэль Пинто де Фонсека относился к России с большой теплотой. На службу в российском флоте в чине контр-адмирала был нанят рыцарь Мальтийского ордена граф Мазен, а русский граф Алексей Орлов после победы в Чесменском сражении отправил Пинто 86 пленных алжирцев, которых тот обменял на захваченных берберийскими пиратами христиан.

Пьер Бернар. Портрет Мануэля Пинто де Фонсеки
Пьер Бернар. Портрет Мануэля Пинто де Фонсеки
Вскоре после победы России в войне с Османской империей ее отношения с Орденом на некоторое время прервались. После восстания мальтийского духовенства в 1775 году Кавалькабо заподозрили в содействии повстанцам и арестовали, после чего поверенный был отозван со службы обратно в Россию. Но интерес Екатерины II к Мальте не ослабевал.
Новый русский поверенный капитан Антоний Псаро прибыл на Мальту в мае 1784 года. Его встретили холодно, однако Псаро проявил себя как искусный адвокат и смог наладить отношения с Великим Магистром Эммануилом де Роган-Полдю. Через три года началась очередная русско-турецкая война, и два капитана мальтийского флота поступили на русскую службу. В 1789 году капитаном генерал-майорского ранга российского флота был назначен кавалер Мальтийского ордена Джулио Литта, который сразу же стал приближенным ко двору, а затем и вовсе принял русской подданство.
Великая французская революция нанесла сильный удар по материальному благополучию рыцарей Мальтийского ордена. Король Людовик XVI подписал одобренный Национальным собранием декрет о ликвидации всех феодальных привилегий. После секуляризации церковного имущества Орден потерял свою основную статью дохода — 580 тысяч ливров, которые ежегодно приносили французские командорства. Великому Магистру было необходимо найти новые источники дохода, и Роган нашел их в польском командорстве, учрежденном на Волыни последним князем Острожским еще в 1609 году. После второго раздела Польши в 1794 году вся территория Великого приорства Польского отошла к России.
Император, у которого получилось
После смерти Екатерины II на российский престол взошел ее сын Павел I. Он с детства питал большую любовь к рыцарям, а теперь видел в сближении с ними верный способ борьбы с распространением идей Французской революции. Уже через два месяца после начала правления Павла I, 4 января 1797 года, между Россией и Мальтийским орденом была подписана конвенция, учреждавшая Великое приорство Российское, в состав которого могли входить исключительно дворяне-католики из числа подданных Российской империи. Конвенция гарантировала Ордену сохранность его владений в России и Польше, а также ежегодные взносы в рыцарскую казну из доходов приорства.
Бальи Литта, выступавший в качестве полномочного министра Ордена, направил акты конвенции на Мальту, однако пока они были в пути, Роган скончался, и его преемником был назначен Фердинанд фон Гомпеш. В начале августа новый Великий Магистр подписал принятый орденским капитулом акт ратификации конвенции. В знак благодарности было решено возложить на Павла I титул протектора Ордена, а Литта был назначен чрезвычайным послом Ордена в Петербурге.
Создание Великого приорства Российского было провозглашено 17 ноября 1797 года. Через две недели Павел I принял на себя звание и обязанности протектора Ордена, и Литта посвятил в рыцари императора и членов его семьи. Большие кресты также были возложены на обер-гофмейстера Александра Безбородко и вице-канцлера Александра Куракина, которые подписывали конвенцию 4 января. Эта церемония была довольно странной и многими трактовалась как нарушение устава Ордена, так как все посвященные были православными.
На тот момент французские революционные войска во главе с Наполеоном Бонапартом уже одержали победу над Италией и избрали своей следующей целью Египет. Их путь лежал через Средиземное море, и Наполеон не преминул возможностью захватить Мальту, которая еще недавно считалась неприступной. 9 июня 1798 года французы высадились на Мальту. Рыцари не стали оказывать им сопротивления, и уже через четыре дня сдали остров захватчикам. Больше 50 членов Ордена перешли на службу к Бонапарту.
Великий Магистр Гомпеш отправил австрийскому и российскому императорам письма, в которых утверждал, что Мальту сдали изменники без его ведома, но ему не удалось себя оправдать. Покидая остров по приказу французского правительства, Гроссмейстер взял с собой святыни Ордена: правую руку Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери, часть Животворящего Креста, Орденские Печать, Корону и «Кинжал верности». Все остальное имущество госпитальеров было разграблено.

Степан Щукин. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, 1799 год
Степан Щукин. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, 1799
Лишившиеся своей территории мальтийские рыцари нашли пристанище в России. В августе 1798 года они вместе с кавалерами Российского Приорства собрались в Воронцовском дворце и признали сдавшего Мальту без боя Наполеону Гомпеша виновным в «глупейшей беспечности». Великий Магистр был провозглашен низложенным, а мальтийские рыцари обратились к Павлу I с просьбой взять Орден под свое верховенство.
Император великодушно принял «всех благонамеренных членов Ордена под свое высочайшее руководство» и объявил Санкт-Петербург штаб-квартирой Ордена. Все рыцари иностранных приорств были приглашены в Россию. В конце октября находившиеся в Петербурге кавалеры Ордена провозгласили Павла I Великим Магистром. Император, однако, не сразу принял этот титул, решив заручиться поддержкой папы Пия VI. Находившийся в изгнании во Флоренции глава католической церкви не мог дать на это своего согласия, но и официального отказа не озвучил. 16 декабря 1798 года был опубликован Манифест «О восприятии Его Императорским Величеством звания Великого Магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского».
Тогда же Павел I подписал указ о создании второго Великого приорства Российского, который устанавливал «новое заведение Ордена святого Иоанна Иерусалимского в пользу благородного дворянства Империи Всероссийской», что по сути означало создание приорства для православных.
Избрание российского императора Великим Магистром признали Великие приорства Франции, Венеции, Неаполя, Капуи, Пизы, Барлеты и Мессины, Португалии, Ломбардии, Германии, Баварии и Богемии, а также все светские правительства стран Западной Европы, кроме Франции и Испании. В честь принятия Павлом I гроссмейстерского титула сенатор Гавриил Державин написал оду «На Мальтийский орден», за что ему была пожалована табакерка с бриллиантами и «крест бриллиантовый Мальтийский».
Капитулу ордена был пожалован роскошный Воронцовский дворец, названный «замком мальтийских рыцарей». Рядом с ним построили католическую капеллу во имя святого Иоанна Крестителя Иерусалимского, которую в июне 1800 года освятил митрополит римско-католической церкви в России.
Павел I стал расхаживать в полном гроссмейстерском одеянии, частью которого был огромный белый восьмиконечный крест на всю грудь, а его карета была украшена мальтийским гербом. Изданный 10 августа 1799 года указ «О новом Российском гербе» закреплял новое изображение государственной эмблемы: под щитом с изображением святого Георгия теперь располагался большой мальтийский крест, а над ним — корона Великого Магистра.
Император Священной Римской империи Франц II, рассчитывая заручиться российской поддержкой против Франции, в середине 1799 года принудил Гомпеша к отречению. Спасенные им святыни мальтийские рыцари доставили Павлу I в Петергоф.
Император не успел осуществить одну из главных своих целей — возвращение Мальты Ордену. Эскадра адмирала Федора Ушакова не успела освободить остров во время Средиземноморского похода, и его заняли англичане, а в ночь на 24 марта 1801 года Павел I был убит.
Не нужен нам берег мальтийский
Престол перешел старшему сына Павла Александру I, который не разделял отцовской любви к рыцарям. Он отказался от звания Великого Магистра, повелел убрать мальтийский крест с государственного герба и исключил орден Святого Иоанна Иерусалимского из списка наград Российской империи. Однако титул Протектора Мальты Александр I принял. Россия была заинтересована в возвращении острова Ордену Святого Иоанна потому, что присутствие английских или французских войск в самом центре Средиземного моря было для нее крайне нежелательным. Переговоры по мальтийскому вопросу между Россий, Англией и Неаполем длились с ноября по декабрь 1801 года, пока страны наконец не провозгласили нейтралитет острова. При этом Мальта переходила под сюзеренитет Неаполя.

Великий Магистр Гомпеш. Изображение: AFP / East News
Великий Магистр Гомпеш. Изображение: AFP / East News
Александр I пытался удержать Орден под русским влиянием, но ему помешал заключенный между Англией и Францией Амьенский мир, согласно которому новый Великий Магистр должен был быть избран капитулом Ордена непосредственно на Мальте. После долгих споров правительство пришло к выводу, что сохранение мира в Европе для России важнее, чем остров. В феврале 1803 года папа Пий VII дал согласие на избрание магистром предложенного Великим приорством Российским Джованни Батиста Томмази. Одновременно с этим он ратифицировал отречение Гомпеша, таким образом давая понять, что избрание Павла I не было признано законным.
Англия не торопилась выполнять условия заключенного с Францией мира и передавать Мальту Ордену. Томмази перенес его штаб-квартиру в итальянскую Мессину и первое время оттуда управлял обоими Великими российскими приорствами. При этом Александр I оставался Великим приором русского православного приорства и не собирался отдавать Ордену деньги, принадлежавшие приорству католическому.
Еще в 1802 году от Ордена отпали четыре Великие приорства Испанские. В 1805 году умер Томмази, и мальтийское рыцарство надолго погрузилось в упадок. Через год от Ордена откололись приорства Венеции, Ломбардии и Германии, еще через два года — Баварии, Рима и Капуи. В России Орден прекратил свое существование в 1810 году, когда Александр I передал его имущество и финансы государственной казне. В 1817 году подданным Российской империи было запрещено получать или носить мальтийские кресты, поскольку все Великие приорства на территории России были аннулированы.
Отношения между Российским Императорским Домом и Орденом на этом не закончились. Несмотря на формальный запрет, кавалером Мальтийского Ордена Большого Креста был император Александр III. Он получил его в 1875 году от лейтенанта Великого магистерства Джованни Баттиста Чески а Санта Кроче. В 1881 году, когда Чески а Санта Кроче был уже Великим Магистром, он присудил звание бальи Большого Креста великим князьям Сергею и Павлу, в 1891 году — будущему императору Николаю II, а еще через пять лет — императрице Александре Федоровне.
Официальные дипломатические отношения с Мальтийским орденом в 1992 году восстановил президент России Борис Ельцин. В 2012 году Великий Магистр Мэтью Фестинг наградил на тот момент губернатора Подмосковья Сергея Шойгу Рыцарским военным крестом за милосердие, спасение и помощь. До этого Шойгу занимал должность главы МЧС, его роль «в деле оказания помощи» Орден посчитал достойным своей высшей награды.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости