Новости – Рейтинги












Рейтинги
«Гнев божий» промахнулся

Ахмед Бучики. Источник: dagbladet.no
Как охотившиеся на лидера «Черного сентября» агенты «Моссада» по ошибке застрелили марокканского официанта
21 июля, 2014 14:57
8 мин
21 июля 1973 года агенты израильской разведки «Моссад» застрелили марокканского официанта Ахмеда Бучики, по ошибке приняв его за лидера палестинской террористической организации «Черный сентябрь» Али Хасана Саламе.
Годом ранее во время Олимпийских игр в Мюнхене террористы из «Черного сентября» взяли представителей делегации Израиля в заложники. Операция по их освобождению провалилась — погибли 11 израильских атлетов. После этой трагедии премьер-министр Израиля Голда Меир поставила перед Кнессетом задачу найти и «уничтожить» всех причастных к организации захвата лиц, за которыми, по информации «Моссада», стояла Организация освобождения Палестины (ООП). Эта операция израильской разведки получила название «Гнев божий».
Вечером 21 июля 1973 года на горнолыжном курорте Лиллехаммер, расположенном в 200 километрах севернее Осло, молодой официант из Марокко Ахмед Бучики возвращался домой из кино со своей беременной женой-норвежкой. Когда супруги вышли на остановке из автобуса, к паре приблизился белый автомобиль, из которого выскочил мужчина и четыре раза выстрелил в Бучики из пистолета. Его жена с криками побежала к жилым домам, призывая о помощи. К моменту приезда медиков официант был уже мертв.
Инцидент вызвал у жителей Лиллехаммера шок. Знакомые Бучики отзывались о нем как о тихом и добром человеке, не заслуживавшем такой расправы. Более того, его убийство стало первым за 56 лет подобным происшествием в городе.
На следующий день полиция Норвегии выследила машину нападавших в аэропорту и арестовала четверых подозреваемых: двух мужчин и двух женщин. Все паспорта задержанных были выданы разными странами, но правоохранительные органы установили связь каждого из них с Израилем. Еще два агента были обнаружены в Осло в квартире, принадлежавшей израильскому посольству. Девяти членам боевой группы удалось покинуть страну незамеченными. Ошибка произошла из-за полученной «Моссадом» от палестинских источников дезинформации: в Осло агенты должны были проследить, с кем будет встречаться араб по имени Кемаль, и зафиксировать его встречу с официантом.
Когда стало известно о причастности арестованных к израильским спецслужбам, начался большой скандал, и Норвегия обвинила Израиль в нарушении своего суверенитета. Противоположная сторона решила нападки в свой адрес игнорировать, одновременно подыскивая для задержанных адвокатов. С одним из них, норвежским юристом Анеусом Шутом, израильский посол связался, когда тот шел получать письма в почтовом отделении. Во время первой встречи представители Израиля отрицали причастность своей страны к инциденту и ничего не сказали адвокату об истинной сути предлагаемой ему работы, однако Шут все равно согласился. Сами задержанные тоже были не особо словоохотливы, и защитнику приходилось добывать необходимую для своей работы информацию, переводя разговор на не относящиеся к делу темы.

Террорист из «Черного сентября» на балконе дома, где удерживались в заложниках члены израильской олимпийской сборной, Мюнхен, 5 сентября 1972 года. Фото: Kurt Strumpf / AP
Террорист из «Черного сентября» на балконе дома, где удерживались в заложниках члены израильской олимпийской сборной, Мюнхен, 5 сентября 1972 года. Фото: Kurt Strumpf / AP
К январю 1974 года обвинение решило, что у него достаточно улик, чтобы передать дело суду. Слушания не прерывались даже на выходные. Прокуроры требовали для подсудимых от шести до девяти лет лишения свободы за соучастие в убийстве. Команда из трех адвокатов смогла убедить суд в том, что их роль в смерти Бучики была незначительной. Согласно линии защиты, обвиняемые лишь собирали и передавали «Моссаду» информацию, причем это делали только двое из них. В результате виновными были признаны пять из шести задержанных агентов, а назначенные им тюремные сроки были значительно ниже запрошенных.
Одним из руководителей операции в Лиллехамере была уроженка ЮАР Сильвия Рафаэль, репатриированная в Израиль в 1950-х годах. В «Моссаде» она работала под прикрытием канадским фотокорреспондентом. Ее признали виновной в соучастии в убийстве и в подделке документов и приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы, но уже в 1975 году выпустили по состоянию здоровья. После этого она вышла замуж за адвоката Шута, а в 1992 году супруги переехали в ЮАР, где прожили 13 лет до самой смерти Рафаэль. В 2005 году ее останки с почестями захоронили в Израиле.
Второй женщиной в группе была Марианна Гладникофф, репатриированная в Израиль из Швеции в 1971 году. Она была единственной из всех разведчиков, кто владел норвежским языком, и одной из немногих, кто прибыл в страну по подлинному шведскому паспорту. За соучастие в преступлении ей дали два с половиной года, но в тюрьме она провела всего полтора, после чего вернулась в Израиль.
Агент Дан Арбель, вице-директор по экспорту одной из крупнейших израильских компаний по производству продуктов питания «Осем», родился в Дании в 1937 году, а в Израиль переехал за десять лет до убийства Бучики. У него была жена и трое детей, но знание четырех языков и местности, на которой планировалась операция, делали его ценным сотрудником разведки.
После ареста оказалось, что Арбель страдает клаустрофобией, что помогло его расколоть. В обмен на перевод из тесной камеры в более просторную он выдал следователям имена своих коллег и другую ценную информацию, которая помогла установить связь «Моссада» с предыдущими убийствами палестинцев по всей Европе. Бизнесмена приговорили к пяти с половиной годам тюремного заключения.
Следующий агент, Абрахам Гехмер, в 1966–1969 годах числился первым секретарем израильского посольства в Париже, затем официально стал исследователем Тель-Авивского Университета, а на самом деле все это время работал на разведку. Он также получил пять с половиной лет за соучастие в убийстве.

Взорванная машина Али Хасана Саламе в Бейруте, 22 января 1979 года. Фото: As Safir / AP
Взорванная машина Али Хасана Саламе в Бейруте, 22 января 1979 года. Фото: As Safir / AP
Арестованный на квартире израильского атташе уроженец Бразилии генерал-майор Цви Штайнберг получил всего год тюрьмы. Находясь в Осло, он координировал остальных моссадовцев и единственный из осужденных не находился в машине во время убийства.
Ахмед Бучики был как минимум десятой жертвой «Гнева божьего». С осени 1972 года и до роковой ошибки в Лиллехаммере агенты израильских спецслужб успешно убивали палестинцев, причастных к теракту на Мюнхенской Олимпиаде.
Первым из сторонников террористов погиб представитель ООП в Риме Абдель Зуэйтер. В декабре при взрыве заложенной в домашний телефон бомбы скончался представитель ООП в Париже Махмуд Аль-Хамшари.
24 января 1973 года активист Движения за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) Хусейн Аль-Башир при попытке включить настольную лампу активировал спрятанное в гостиничном номере взрывное устройство. В апреле погибли сразу пятеро связанных с «Черным сентябрем» палестинцев. Профессора права в Американском университете Бейрута Базиля Аль-Кубаиши застрелили в центре Парижа. В Ливане агенты военных подразделений Израиля при поддержке «Моссада» убили лидера террористической группы Мухаммеда Юсефа а-Наджара и двух представителей ООП Камаля Адуана и Камаля Нассера. 11 апреля в Афинах был взорван заменивший Аль-Башира на Кипре Зайяд Мухаси. Последним был убит оперативный командир «Черного сентября» Мохаммед Будиа — летом 1973 года исполнители заминировали его автомобиль.
Израиль выплатил компенсации семье Бучики только через 23 года, но ответственность за убийство так и не признал. Никто из пяти осужденных агентов не провел за решеткой больше 22 месяцев — со временем их всех простили и депортировали в Израиль. Настоящий глава «Черного сентября» Али Хасан Саламе был убит агентами «Моссада» 22 января 1979 года в Бейруте.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости