Рейтинги
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Рейтинги
Рейтинги

Дефенестрация и Реформация

30 июля 1419 года пражские гуситы выбросили из окна городской ратуши 15 чиновников-католиков, положив начало гуситским войнам
Елена Коваленко
4 мин
Арест Яна Гуса, повлекший за собой первую пражскую дефенестрацию и гуситские войны 1420-1434 годов. Изображение: Roger Viollet Collection / Getty Images / Fotobank.ru
В период правления Люксембургской династии Богемия достигла высокой степени материального и духовного процветания. При Карле IV Прага стала столицей Священной Римской империи. Но после смерти «отца отечества» золотой век Чехии стал стремительно уходить. Наследовавший Богемию сын Карла Вацлав IV постоянно вступал в конфликт с архиепископом и другими представителями высшего духовенства, отстаивая приоритет светской власти.
В 1393 году король ждал смерти настоятеля богатого и могущественного бенедиктинского аббатства Кладруби, надеясь передать его имущество своему фавориту. Чтобы не допустить этого, монахи монастыря избрали нового настоятеля заранее, и генеральный викарий пражского архиепископа Ян Непомуцкий подтвердил его кандидатуру. Когда Вацлав узнал, что церковники помешали его планам, он был в ярости. 20 марта 1393 года Яна Непомуцкого схватили и долго пытали, после чего связанного и с кляпом во рту выбросили в реку Влтаву с Карлова моста.
Через 60 лет некоторые чешские летописцы причину гнева короля стали объяснять иначе: якобы Непомуцкий, исповедовавший его жену, отказался нарушать тайну исповеди и не раскрыл Вацлаву имя любовника его супруги. Как бы там ни было, поступок короля спровоцировал восстание знати и Вацлава отправили в заточение в Австрию.
Когда через два года импульсивный монарх вернул себе власть с помощью младшего брата Сигизмунда, в Пражском университете начала восходить звезда крестьянского сына и магистра искусств Яна Гуса. К концу века он принял священство и стал деканом философского факультета. Ученик и друг Гуса Иероним Пражский в это время побывал в Оксфорде, откуда привез учение профессора Джона Уиклифа, выступавшего за секуляризацию церковных земель, отрицавшего индульгенции и предлагавшего вместо устной исповеди внутреннее раскаяние перед Богом. Идеи английского реформатора разделял и Ян Гус, активно вовлекавший студентов в дискуссии об отделении церкви от государства.
В 1402 году Гус начал читать проповеди в Вифлеемской часовне, во время которых призывал лишить церковь собственности и подчинить ее светской власти, а также выступал против немецкого засилья в Чехии. Вацлав IV, на тот момент уже лишившийся германского престола, всецело поддерживал молодого настоятеля. Его взгляды также разделяла шляхта, положившая глаз на церковные земли и богатства, и горожане, которым приходилось платить церкви за каждое таинство.
Первая Пражская дефенестрация 1419 года. С картины Адольфа Либшера «Восстание у Новоместской ратуши 30 июля 1419 года»
Когда в 1409 году на выборах в Пражском университете из четырех обучающихся в нем народов — саксов, баварцев, поляков и чехов — только богемцы проголосовали за Гуса, король подписал Кутногорский декрет, согласно которому голос чешского студента приравнивался к трем голосам студентов других национальностей. В ответ на это несколько тысяч немецких студентов и профессоров покинули Прагу и уехали в Германию. Университет превратился в исключительно чешское учебное заведение, и Гусу больше никто не мешал преподавать свое учение.
Пражский архиепископ Збинек Зайиц из Газенбурка изначально относился к Гусу довольно дружелюбно, но после распоряжения папы Иннокентия VII остановить пропаганду его реформистский идей был вынужден изменить свою позицию. Католическая церковь в то время переживала раскол. На Пизанском соборе в 1409 году кардиналы, вместо того чтобы объединиться, выбрали к уже имеющемуся папе римскому Григорию XII и антипапе авиньонскому Бенедикту XIII еще одного антипапу — Александра V.
Пока Збинек оставался верен Григорию XII, протесты против учения Гуса не имели никакого результата. Тогда глава пражской архиепархии обратился к Александру V, объявив виклифистов зачинщиками всех разногласий внутри церкви, и папа 20 декабря 1409 года выпустил буллу, наделившую Збинека правом их преследования. Сочинения Уиклифа были изъяты и преданы огню, его учение запрещено, а проповедовать отныне можно было только в приходских церквях — соответственно, в часовне Гуса этого было делать нельзя. Реформатор запрет проигнорировал, продолжая пользоваться поддержкой властей, университета и своих многочисленных сторонников, число которых все увеличивалось. Збинек понял, что после содеянного ему находиться в городе небезопасно. Он бежал в Венгрию и умер в дороге.
Риторика Гуса становилась все жестче. Источником веры он признавал только Священное Писание, авторитет которого был выше авторитета папы, папских постановлений и церковных соборов, решения которых, по мнению Гуса, противоречили Библии. В 1412 году он высказался против продажи индульгенций, и король понял, что не может больше его поддерживать.
Избранный вместо умершего Александра V Иоанн XXIII отлучил Гуса от церкви и наложил интердикт на Прагу и другие чешские города, в которых он мог укрыться. Несмотря на то, что народ поддерживал Гуса, ему пришлось покинуть столицу и уехать в Южную Чехию.
Ян Гус. Изображение: Prisma Archivo / Leemage / AFP / Eaast News
В ноябре 1414 года Иоанн XXIII по совету Сигизмунда созвал Констанцский собор, который должен был положить конец расколу Римской церкви. В Констанц пригласили и Яна Гуса, которого Сигизмунд снабдил охранной грамотой. Смелый реформатор и здесь продолжал направо и налево критиковать клир, и уже в декабре кардиналы не выдержали и приказали его арестовать. Гарантировавший Гусу безопасность Сигизмунд был несколько огорчен, но священники убедили его, что он не обязан держать обещаний, данных еретику. Узнав об аресте друга, в Констанц прибыл Иероним Пражский, но ему не дали выступить на соборе и тоже заключили в тюрьму.
Слушания по делу Яна Гуса начались 5 июня 1415 года. Собор неоднократно пытался заставить его отречься от своих взглядов, однако проповедник решительно отказывался. Через месяц его сожгли на костре за ересь, а прах его выбросили в Рейн. Иероним Пражский сперва отрекся от своих убеждений, но, поняв, что на свободу его не выпустят, взял свои слова назад и был сожжен в мае 1416 года. 
Смерть Яна Гуса вызвала всеобщее негодование. В первую очередь возмущение было направлено против короля Сигизмунда, завлекшего Гуса в Констанц. Широкие слои чешского бюргерства, разделявшие взгляды покойного, протестуя, стали массово практиковать причащение хлебом и вином, в то время как католическая церковь причащала мирян только хлебом. Идея «чаши для мирян» была поддержана Гусом в одном из писем, которые он написал в тюрьме. По всей Богемии гуситы изгоняли католических попов, отбирая их имущество и заменяя служителей своими сторонниками. Центром революционных выступлений был юг Чехии, где городские ремесленники и плебеи поджигали монастыри и избивали священников. Пражский университет объявил себя свободным от подчинения церковным властям и начал собирать подписи в поддержку реформы церкви. Во время протестных выступлений из массы гуситов выдвинулось множество народных проповедников. Литургии последователей Гуса проходили в горах.
Первые несколько лет Вацлав не сильно сопротивлялся замене католических священников, но под натиском папы ему пришлось встать на защиту официальной религии. В 1419 году король потребовал восстановить католические приходы, что вызвало массовую демонстрацию в Праге и значительно увеличило численность собраний на горах. 22 июля на гору Табор стеклись несколько десятков тысяч крестьян, которые после принесение присяги стали готовиться к решительным действиям против угнетателей.
Казнь Яна Гуса, 6 июля 1415 года. Изображение: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
В Праге народные волнения начались еще весной. Когда король сместил городских гуситских проповедников и назначил на их место ортодоксальных католических попов, чаша народного терпения переполнилась. В проповеди 30 июля 1419 года священник Ян Желивский призывал к восстанию против «врагов божьих» и свержению Вацлава, подкрепляя свои слова евангельским текстом о «неправедном правителе».
После мессы толпа под предводительством Желивского направилась к Новоместской ратуше. В ее тюрьме содержались несколько участников прошедших в городе беспорядков. Когда гуситы подошли к зданию, из окна в толпу полетел камень и выбил дароносицу из рук священника. Взбешенные гуситы ворвались в ратушу и выбросили в окно судью, бургомистра и еще 13 членов городского совета. Попадавших на асфальт чиновников добивали оставшиеся внизу противники католичества. Король Вацлав так разволновался, что слег с болезнью и 16 августа скоропостижно умер.
Первая пражская дефенестрация — выбрасывание соперников из окон — послужила сигналом к вооруженному восстанию в Праге. Довольно быстро власть в Новом городе перешла к гуситам, новый городской совет назначил сам Желивский. Однако эти события не принесли в Богемию мир: смерть короля означала, что престол должен наследовать Сигизмунд, ненависть к которому только возросла за прошедшие с казни Яна Гуса годы.
Против католической церкви восстала вся Чехия. Не успевший еще короноваться Сигизмунд в марте 1420 года предпринял против еретиков первый крестовый поход, положив начало гуситским войнам, разорявшим страну на протяжении последующих четырнадцати лет.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин