Новости – Рейтинги












Рейтинги
Что общего между секвойей и мавзолеем

Плакаты с призывом к бойкоту албанских выборов в Косовска-Митровице. Фото: Darko Vojinovic / AP, архив
Роскошную гробницу, разрыв отношений и мясной отвар олицетворяли в разной степени известные люди
11 ноября, 2013 09:37
3 мин
Ровно 133 года назад, 11 ноября 1880-го, ирландские фермеры отказались обрабатывать землю лендлорда Чарльза Бойкотта, фамилия которого с тех пор обозначает особую форму политической борьбы. «Русская планета» приводит истории забытых многими людей, чьи имена превратились в нарицательные.
В конце XIX века в Ирландии несколько лет подряд выдавались неурожайными. Ирландская Земельная лига, представленная в британском парламенте политиком-националистом Чарльзом Парнеллом, предлагала земельную реформу, частью которой должно было стать установление более справедливой арендной платы, но безуспешно. На фоне голода и растущего недовольства управляющий поместьями крупнейшего землевладельца Ирландии лорда Эрна Чарльз Бойкотт не только не шел на уступки бедствующим фермерам, но и выселял с участков тех, кто был не в состоянии внести арендную плату. В знак протеста Парнелл призвал население страны избегать контактов со всяким, кто согласится занять надел выселенного фермера. Соседи Бойкотта отказывались с ним разговаривать, ему не доставляли почту, продавцы не обслуживали его в лавках, никто не садился рядом с ним в церкви. Когда пришла пора собирать урожай, фермеры стали массово увольняться; Бойкотту пришлось выйти в поле вместе со своей семьей. Правительство направило тысячу полицейских для охраны урожая, который убирали всего 50 штрейкбрехеров из соседнего графства. В результате затраты правительства оказались в 10 раз больше, чем стоил сам урожай.
Общественное давление вынудило Бойкотта покинуть Ирландию. История привлекла внимание британской и американской прессы, и слово «бойкот», которым журналисты окрестили новый метод мирного гражданского сопротивления, вошло во многие языки мира.
Вождь индейского племени чероки Секвойя («европейское» имя – Джордж Гесс) родился в 1770 году, его мать происходила из клана «Красная краска», а отец неизвестен (возможно, белый). В 1809 году Секвойя стал мастером серебряных дел в Виллстауне, штат Алабама. Английского языка он не знал, но, понаблюдав за тем, как американцы используют свою письменность, Секвойя начал разрабатывать слоговую азбуку для языка чероки. Сначала шаманы не приняли его изобретения и решили, что он одержим злыми духами, но когда индеец объяснил пользу азбуки, придуманные Секвойей буквы стали появляться повсюду. За год грамотность среди чероки стала почти поголовной. В 1828 году в штате Джорджия на двух языках – английском и чероки – вышла первая в мире индейская газета «Чероки Феникс». Через 11 лет у чероки появилась Конституция. В 1844 на национальном языке выходили газеты «Чероки мессенджер», «Альманах чероки» и другие, в 1860 на язык чероки была переведена Библия.
В 1842 году для чероки была создана резервация в штате Северная Каролина, а Секвойя отправился в Мексику на поиски легендарного праязыка коренных американцев, который был бы понятен всем индейским племенам. Он не терял надежды разработать универсальное письмо для своего народа, но умер в дороге.
Австрийский ботаник Штефан Эндлихер назвал в честь индейского просветителя род калифорнийской сосны, отдельные экземпляры которой достигают ста метров в высоту и живут тысячи лет.
Мавсол правил малоазиатской Карией: формально эта область входила в состав персидской империи Ахеменидов, фактически же оставалась автономным царством. Титул сатрапа Карии перешел к Мавсолу в 377 году до н.э., после смерти его отца, которому он был пожалован персидским царем Артаксерксом II. В полномочия сатрапа входило: содержание армии, сбор налогов, судопроизводство и право чеканить монету. Для того чтобы иметь возможность проводить независимую от царя политику, Мавсол аккуратно исполнял свои обязанности и даже предоставлял царю свой флот. Во время восстания сатрапов (373–359 годы до н.э.), когда с Персией воевала почти вся Малая Азия, Мавсол тайно участвовал в мятеже и планировал стать независимым правителем. При этом он не упускал возможности завоевывать новые территории. После подавления восстания он один остался безнаказанным.
Мавсол перенес столицу Карии из Мисалы в прибрежный Галикарнас, построив в нем крупный порт. Сильный флот был необходим сатрапу для того, чтобы контролировать всю восточную часть Средиземного моря. Был заключен союз с островами Родос, Хиос и Кос, которые возглавляли лояльные Мавсолу люди.
Галикарнасский правитель был очень богат и чрезвычайно жесток. Он постоянно вводил новые налоги, в том числе налог на волосы (который не платили только лысые). Еще при жизни Мавсол стал возводить себе гробницу, строительство которой закончила его жена и сестра Артемисия. Галикарнасский мавзолей стал одним из семи чудес света, и в честь карийского деспота стали называть погребальные сооружения, в которых содержатся останки умершего.
Готфрид Бульонский был герцогом Нижней Лотарингии, где он собрал до 90 тысяч воинов для Первого крестового похода (1096–1099 годов). Перед тем, как стать одним из предводителей войска, Готфрид продал почти все свое имущество, включая графство Бульонское. Его армия первой дошла до Константинополя. Византийский император Алексей Комнин после долгих переговоров и нескольких боев заставил Готфрида принести ему присягу. В 1098 году крестоносцы разгромили турок-сельджуков в Антиохии, городе-крепости на пути в Святую землю. На третий день штурма Иерусалима Готфрид одним из первых вошел в город, и солдаты провозгласили его королем Иерусалимского королевства. Однако герцог Бульонский отказался носить корону там, где Иисуса Христа короновали терновым венцом, поэтому принял титул защитника Гроба Господня.
Существует версия, согласно которой в войске Готфрида самым распространенным способом обработки мяса была его варка. После того, как мясо было готово, рыцари забирали его себе, оставляя простым солдатам получившийся отвар. Тем не менее традиционно считается, что французское слово bouillon произошло от латинского bullire («кипеть»).
Гай Цильний Меценат родился между 74 и 64 годами до н.э. в богатой аристократической семье. Во время гражданской войны он занял сторону Октавина, который победил брата Антония и принял имя Августа, став единоличным правителем. Меценат пользовался полным доверием императора, давал ему советы, сдерживал вспышки гнева, управлял Римом в отсутствие Августа и при этом не занимал никакой государственной должности.
Большой ценитель искусства, Меценат не только коллекционировал художественные ценности, но и основал литературный кружок, в состав которого среди прочих входили Вергилий, Гораций и Проперций. Меценат дарил своим подопечным подарки, всячески им покровительствовал, а поэты посвящали ему свои произведения. С Горацием его связывала особо тесная дружба. Перед смертью Меценат попросил Августа заботиться о поэте, как император раньше заботился об умирающем друге.
Через сто лет поэт Марциал, объясняя начавшийся литературный упадок, произнес фразу: «Будь меценаты у нас – и вергилии сразу нашлись бы!», в которой имя римского аристократа уже стало нарицательным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости