Новости – Рейтинги












Рейтинги
Автор дрожащий или право имеет

Иоганн Гутенберг рассматривает страницы из своего первого печатного станка. Изображение: everyhistory.org
«Русская планета» рассказывает о первых шагах в области защиты прав на интеллектуальную собственность в разных странах
10 апреля, 2014 12:24
11 мин
10 апреля 1710 года в Англии вступил в силу первый в мире закон об авторском праве — Статут королевы Анны. Об авторском праве можно говорить только со второй половине XV века, когда на смену переписыванию книг вручную пришел печатный станок Иоганна Гутенберга. К тому моменту уже имелись прецеденты судебных решений в пользу авторов некоторых изобретений.
В 1967 году была принята Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая объединила объекты патентного и авторского права в одну категорию. Она получила наименование «интеллектуальная собственность» и включает в себя права на научные, художественные и литературные произведения, исполнения, фонограммы, радио и телепередачи, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и некоторые другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
История патентного права началась на севере Италии, где в средние века существовали независимые Флорентийская и Венецианская республики. Первым в мире человеком, получившим патент на изобретение, принято считать итальянского скульптора, ученого и основателя архитектуры эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески. Создатель купола собора Санта Мария дель Фьоре нуждался в быстром способе погрузки мраморных плит для своей работы и соорудил механизм, позволяющий ускорить этот процесс. В 1421 году городская управа Флоренции выдала архитектору документ, подтверждающий его исключительное право на придуманный им корабельный поворотный кран. Согласно решению суда, в течение трех лет никто, кроме Брунеллески, не имел права перевозить грузы по реке Арно на сконструированных им баржах.
19 марта 1474 года был принят Венецианский устав — первый государственный акт, регулирующий вопросы присвоения патентов. Согласно ему, авторам воплощенных в жизнь изобретений необходимо было уведомлять об этом власти республики, чтобы предотвратить использование результата своего труда третьими лицами. Автор получал исключительное право на свое творение на срок в десять лет в качестве поощрения за свой труд.
Изобретение книгопечатания значительно удешевило процесс создания копий каких-либо текстов. Книги стали доступны большему количеству людей, которые приносили владельцам типографий значительный доход. Это стало причиной некоторых проблем. Во-первых, церковь была недовольна тем, что потеряла монополию на производство книг (то есть многолетнее поштучное переписывание их от руки). К тому же именно в это время католическая церковь борется с протестантизмом. Именно по просьбе папского престола 13 января 1535 года король Франции Франциск I под страхом смертной казни запретил книгопечатание и любое использование печатных прессов. Правда, уже в феврале этот запрет был отменен, но все книги отныне были обязаны проходить церковную цензуру.

Луиза Лабе. Изображение: artchive.com
Луиза Лабе. Изображение: artchive.com
Во-вторых, первый издатель нес большие денежные и временные издержки: ему нужно было выкупить рукопись, создать матрицу и только приступать к тиражированию, в то время как его конкуренты просто выкупали поступивший в продажу экземпляр и перепечатывали его. Меньшие расходы на производство делали их продукцию еще дешевле, что давало им преимущество перед первым издателем. В результате появились так называемые «королевские привилегии», которые монарх или церковь выдавали первому издателю, закрепляя за ним исключительное право на тиражирование и продажу впервые напечатанной книги.
В 1554 году такая привилегия была выдана французской писательнице Луизе Лабе, которая выражала опасения, что издатель откажется печатать ее сонеты, оды и послания, если не будет уверен, что его труд не будет присвоен кем-то другим. «Великодушно принимая прошение оной просительницы, мы нашею особою милостью даем ей Привилегию, разрешение и исключительное право печатать ее Сочинения у того Издателя, которого она сама сочтет наилучшим», — провозглашал документ. Всем остальным типографам под угрозой конфискации книг и судебного штрафа запрещалось печатать, распространять и продавать стихотворный сборник без согласия Лабе и ее первого издателя. Привилегия действовала в течение пяти лет со дня выхода книги из типографии.
Законодательно право собственности изобретателя на свое творение было впервые закреплено в январе 1791 году. Принятый Конвентом революционной Франции закон запрещал пользоваться изобретением без разрешения патентообладателя.
Первый патент в Англии король Генрих VI в 1449 году пожаловал фламандцу Джону Ютнэму, который изготавливал цветное стекло для окон Итонского колледжа. Официальная грамота наделяла мастера исключительным правом на производство витражной мозаики сроком на 20 лет. После этого оно перешло к государству.
Дочь Генриха VIII Мария Тюдор, для развода с матерью которой королю пришлось стать протестантом, взошла на престол в 1553 году. В рамках борьбы с протестантизмом ей нужен был способ лишить «еретиков» возможности распространять свои книги, но опыт Франции показывал, что обычный запрет не работает. Поэтому Кровавая Мэри поступила иначе: она ввела монополию. Исключительное право на все печатные работы в Англии закреплялось за Лондонской гильдией печатников. Учрежденная 4 мая 1557 года монополия получила название «копирайт».
В 1624 году король Яков I принял «Статут о монополиях», провозгласивший независимое от воли короля право изобретателя в течение 14 лет монопольно пользоваться преимуществами, которые приносит его разработка.
Наконец, 10 апреля 1710 года вступил в силу первый закон, защищающий права авторов книг, чертежей и карт. Статут королевы Анны вводил понятие авторского права и наделял его субъектов правом на свои произведения сроком на 14 лет с возможностью продлить его на такой же период по его истечению. На такой же срок — 14 лет с возможным однократным продлением — автор мог продать свои права издателю. Через 14 или 28 лет произведение переходило в общественное достояние. До принятия закона издатели, купившие авторские права на рукопись, получали бессрочные права на ее текст. Произведение перед публикацией было необходимо зарегистрировать в суде. Все, что было напечатано до 1710 года, получало 21-летний срок копирайта (уже в современном значении этого слова).
Формально Статут королевы Анны не распространялся на американские колонии, однако большинство северных штатов использовали его в качестве основы для собственного законодательства. В 1783 году штат Коннектикут принял первый на территории США нормативный акт об авторском праве — «Закон о поощрении литературы и таланта». Тогда же принятая Вторым Континентальным конгрессом резолюция призывала все конфедеративные штаты как можно быстрее принять законы для защиты прав авторов и издателей. К 1786 году семь штатов предоставляли права на 14-летний срок с правом продления еще на 14 лет. В остальных пяти авторское право было защищено на срок от 14 до 21 года, но его продлить было нельзя.
На следующий год на Конституционном конвенте было вынесено предложение включить аспекты авторского и патентного права в основной закон США. Цель копирайта американские власти видели в «содействии прогрессу науки и полезных искусств». Восьмой параграф восьмого раздела первой статьи Конституции США получил название «параграф об авторских правах» и лег в основу всего федерального законодательства страны.
Первый федеральный Закон об авторском праве в США был принят в 1790 году и тоже базировался на положениях Статута королевы Англии. Копию изданного произведения автор обязательно должен быть предоставить в библиотеку Конгресса. Права не распространялись на неграждан, женщин, индейцев и рабов. Сложившаяся в США система защиты авторских прав с самого начала сложилась как двойная, поскольку одновременно с федеральным законом действовали и законы в каждом штате.
В том же 1790 году на федеральном уровне был закреплен порядок выдачи патентов, которую раньше осуществляли губернаторы штатов. Первого в США патента за разработку карбоната калия удостоился Самюэль Хопкинс.
В 1811 году к императору Александру I обратились некие иностранцы, которые попросили даровать им привилегию на винокуренный прибор. Привилегию Александр I подписал, однако оно содержала формулировки, затрудняющие определение прав и обязанностей ее держателей. Принятое Комитетом министров постановление имело пункт: «Если кто-либо до обнародования привилегии производил, скажем, винокурение по той же системе, то правообладатель привилегии не мог лишить его права продолжить производство сие по сей системе», который в наше время трансформировалось в право преждепользования.

Старинный винокуренный аппарат. Фото: Napilnik22
Старинный винокуренный аппарат. Фото: Napilnik22
Не все члены правительства поддерживали практику выдачи привилегий, но госсекретарь Михаил Сперанский в ее необходимости был твердо убежден. По его мнению, раздаваемые императором разрешения подобного рода, с одной стороны, поощряют изобретателей, а с другой — дают остальному народу четкое понимание, через сколько лет они смогут воспользоваться новым приспособлением. Свои соображения Сперанский изложил в докладной записке императору, к которой был приложен проект закона о привилегиях. Государственный совет принял его в марте 1812 года. В июне Александр I подписал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах», определяющий привилегию как «свидетельство, удостоверяющее факт предъявления изобретения правительству как собственности предъявителя».
В апреле 1828 года первые положения о российском авторском праве были закреплены в «Уставе о цензуре». Он давал авторам и переводчикам право распоряжаться своими произведениями как «благоприобретенным имуществом». После их смерти право на тексты могло перейти по наследству или по завещанию на срок в 25 лет, а после его истечения они становились общественным достоянием. Тогда же было утверждено «Положение о правах сочинителей», которое, помимо норм «Цензурного устава», содержало более конкретные предписания. Документ запрещал кредиторам взыскивать сочинение, если автор до этого его не продал. Повторное издание было возможно только после разрешения автора или его наследников.
Наконец, в 1830 году вышел закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который рассматривал авторское право как право собственности. Его субъекты, к которым присоединились журналисты и ораторы, могли на протяжении установленных сроков пользоваться правом самостоятельно или передавать его другому лицу. Закон определял права издателей произведений народного творчества, а также позволял заимствование из авторских текстов в учебных целях. Срок действия наследованного авторского права был удлинен на десяти лет для произведений, с момента публикации которых прошло не больше 20 лет из отведенных 25. Появился запрет на публикацию частных писем без согласия их отправителя и адресата. За издание чужого произведения под своим именем грозил суд и штраф.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости