История
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – История
Русская планета

«Памятник современному состоянию»

Архитектурное оформление стены плавательного бассейна на Центральном стадионе имени В.И. Ленина. Скульпторы Владимир Лемпорт, Вадим Сидур, Николай Силис. Фото: А. Чепрунов / РИА Новости
В Москве вновь открылся музей выдающегося скульптора Вадима Сидура
Елена Коваленко
19 июля, 2014 12:54
5 мин
28 июня исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося российского советского скульптора Вадима Сидура (1924–1986). Сегодня его знает весь мир, на Западе состоялось больше 20 выставок мастера, его монументы — «Памятник погибшим от насилия», «Треблинка», «Взывающий» и другие стоят на центральных площадях немецких городов, его «Портрет Альберта Эйнштейна» установлен в США. Сам художник полагал, что в его жизни было два чуда: остался жив после страшнейшего ранения во время войны, а после войны получил неожиданное и широкое признание в Германии — стране бывших врагов.
Во многом немецкая слава Сидура — заслуга известного слависта, литературоведа и историка Карла Аймермахера. С ним Анна Андриевская и вспоминает скульптора.
— Г-н Аймермахер, как отмечается 90-летие со дня рождения художника?
— Будет вновь открыт на днях Музей Сидура в Москве. Несколько лет он не работал, но после того как 150 деятелей культуры Германии и России написали обращение в Департамент культуры города, начались конкретные положительные изменения. Сначала откроется небольшое пространство в музее, затем уже появится постоянная экспозиция.
Вадим Сидур. 1979 год, Фото: Юрий Иванов / РИА «Новости»
— Расскажите о выставке Сидура, которая сейчас проходит в Москве, и о судьбе его монументальных произведений в России…
— До 4 августа в Москве в Музее ГУЛАГа можно увидеть выставку «Вадим Сидур. Между мирами». В рамках экспозиции предусмотрена программа лекций «Сидур в контексте европейского искусства». В Москве установлены его «Памятник оставшимся без погребения (Памятник афганцам)», монументы «Структура 1» перед Институтом морфологии человека РАМН и «Структура 2» возле Института геохимии им. Вернадского. Но последняя находится в плачевном состоянии. Моя мечта — отлить скульптуры Сидура в монументальном виде, ведь это великое искусство!
— Как вы познакомились с Сидуром и как началось ваше увлечение его творчеством?
— Это вышло случайно. Я литературовед по специальности, впервые я познакомился с его творчеством в Праге, где изучал русскую литературу 20-х годов в библиотеке, собранной русскими эмигрантами. Там я остановился у журналиста, с которым, опять же, случайно познакомился в Констанце. У него в квартире были фотографии скульптур Сидура. Я тогда изучал разные явления, связанные с «оттепелью» 60-х. Работы Сидура меня поразили. Год спустя, чтобы продолжать исследовательскую работу, я приехал в Москву, мы с ним познакомились, а потом общались и дружили до его смерти.
В 2004 году была опубликована наша с ним переписка и тогда же состоялась презентация этой книги, устроенная вдовой художника Юлией Сидур. Переписка в основном касается периода начала перестройки. Опубликовать ее удалось благодаря помощи приемного сына Сидура — Михаила, который и стал инициатором создания музея. Я же организовал все зарубежные выставки Сидура и принимал участие в установке в Германии почти всех его скульптур.
— Чем вы объясняете популярность творчества Сидура в Германии? Как появились его скульптуры на улицах немецких городов?
— Это искусство из другого мира, которое вполне вписывается в европейское искусство. В основном все работы устанавливались после выставок. А решения об установке и финансировании всегда принимались по-разному. Например, один врач из города Касселя был в Москве и попал в мастерскую Сидура, увидел «Памятник погибшим от насилия», восхитился и захотел установить его в своем городе. Для этого надо было увеличить маленькую модель. Это было сделано в школе искусств бесплатно, а отливка стоила в то время 15 000 немецких марок. Чтобы найти такую сумму, инициаторы буквально по городу собирали. И ведь насобирали! Сидур хотел, чтобы размером она была побольше, но на больший размер не хватало денег, и тогда было решено добавить подставку, чтобы скульптура оказалась на уровне глаз. Сейчас она стоит на центральной площади Касселя.
В городе Констанце установку работы оплачивал Дрезденский банк вместе с местным правительством. В Берлине памятник жертвам концлагерей «Треблинка» появился благодаря инициативе района Шарлоттенбург. А в Дюссельдорфе скульптура «Взывающий» установлена с помощью мецената, который заплатил 100 000 марок за отливку и обработку и еще 100 000, чтобы это место восстановили таким, каким оно было до войны.
— А что думал сам Вадим Сидур о внедрении своих скульптур в городское пространство?
— Сидур всегда говорил, что не будет брать гонорар. И он был счастлив, что скульптуры устанавливают в таком масштабе. При этом в СССР он был невыездным и не видел ни одной своей работы за границей. Он только слышал о них — например, по радио Deutsche Welle. Актер Вениамин Смехов рассказывал: «Мы сидели в подвале с Сидуром и слушали радио, когда вдруг объявили об установке его скульптуры. Он был так счастлив, что о нем говорят». Вадим Абрамович всегда был в курсе всех установок, но ему так и не разрешили выехать. Однажды правительство ФРГ сделало для скульптора официальное приглашение. Но маститые советские скульпторы никогда бы не разрешили Сидуру выставляться за рубежом. Тогда наше правительство предложило компромисс — составить группу скульпторов из СССР, включая Сидура. Но он был больной человек, инвалид войны, и мог поехать только с женой, а это не было предусмотрено. В итоге вся группа поехала, а он остался в Москве…
— Почему он стал невыездным?
Скульптура Вадима Сидура «Жертвы насилия» в Касселе, Германия. Фото: Daniel Lobo
— Потому что его видение мира не совпадало с идеями традиционной советской скульптуры. И когда он начал создавать свои абстрактные фигуры, хоть и на тему войны, но совсем не в героическом духе, он оказался под запретом. Но все же ему давали иллюстрировать книги, также он ваял надгробные памятники. Например, памятник академику Варге. За это хорошо в те годы платили, так художник мог заниматься творчеством для души.
— В воспоминаниях о Сидуре много рассказов о его мастерской, в которой собирались известные люди — например, Василий Шукшин, Булат Окуджава, Юрий Левитанский, Генрих Белль, Тонино Гуэрра, Милаш Форман и другие. Вы участвовали в этих встречах?
— Мастерская в подвале на Комсомольском проспекте, 5 была своего рода культурной биржей. Бывали там, кроме тех, кого вы назвали, также и Аксенов, и Евтушенко, Копелев, Войнович, Юрий Любимов, Вениамин Смехов, физики Виталий Гинзбург (будущий лауреат Нобелевской премии), врачи, композиторы и дирижеры. Подвальные дискуссии привлекали и киношников, и видных прогрессивных деятелей культуры из Восточной и Западной Европы, которые оказывались в Москве. Они обсуждали текущие проблемы и современного искусства, кино, театра и вообще культурно-политических проблем вне официальной доктрины. А если встречались люди поколения Сидура, то нередко вспоминали войну с разных точек окопов, где почти каждый из них участвовал и был ранен... Интересно, что все дискуссии проходили мирно, дружелюбно и с всеобщим отвращением к ужасам войны. Кстати, многое из общих разговоров отражено в его романе «Памятник современному состоянию».
— О чем эта книга?
— У этой книги очень своеобразная структура. С одной стороны, это то время, в котором он живет, с другой — идет «видеоряд» воспоминаний. Из двух этих параллелей складывается единое целое. Я бы назвал это мифом. Автор не вспоминает прошлое, он просто его видит. Еще в тексте звучит много голосов. То есть это такое полифоническое сочинение.
— Как вы могли бы определить главную тему творчества Сидура? И есть ли у него такая тема?
— Многие его работы посвящены теме насилия, одной из важнейших для художника, прошедшего войну и всю жизнь прожившего в тоталитарном обществе. Но у мастера есть много других тем — мужчина и женщина, любовь. У него также много работ на религиозные темы.
— Он был верующим человеком?
— Нет. К религии он, по-моему, относился как к части истории искусства. Он не был религиозным, но формы и сюжеты ему были очень интересны. Кстати, его работу «Лик» можно увидеть в церкви Св. Матфея в Берлине. Это фигура в бинтах с лицом пожилого человека. Представители церкви увидели ее на выставке и захотели установить в своем храме. Сидур был «верующим коммунистом», как он себя называл. В сороковые и отчасти еще в пятидесятые годы он допускал, что можно воплотить чистую коммунистическую идею.
— С каким материалом предпочитал работать мастер?
— Бронза ему была недоступна, он отливал свои скульптуры не на крупных заводах, а на каких-то мелких предприятиях, просил отливать рабочих, а потом сам обрабатывал изделия дрелью, болгаркой. Зачастую они были очень грубо сделаны — со швами, впадинами, и все модели получались немного по-разному. Многие работы отлиты из алюминия, а затем покрашены масляной краской. Он добавлял масло в эти впадины, чтобы скульптура выглядела живее.
— Как вы думаете, современному российскому обществу будут понятны и интересны скульптуры автора эпохи «оттепели»?
— Думаю да, судя по выставкам — книги отзывов начиная с 1987 года полны восторженных откликов. Однако немало и зрителей, привыкших к советскому искусству. Когда установили вторую скульптуру перед Институтом геохимии им. Вернадского, его работники вышли и спросили: «Автор этой скульптуры уже сидит?» Конечно, такие ситуации можно представить и в Берлине. Например, на здании нашей оперы на Бисмаркштрассе есть панно с булыжниками, на фоне которого абстрактная конструкция, напоминающая фигуру дирижера. В 50-е годы было немало протестов против этой скульптуры. А сейчас к ней привыкли. Изменяется понимание искусства, реакция на искусство.
Вадим Сидур в мастерской, 15 октября 1979 года. Фото: Эдуард Гладков / РИА «Новости»
— Расскажите, как вы сами начали заниматься скульптурой?
— Это было связано с Сидуром. В 1977–1978 годах я начал писать о нем книгу. Но чтобы понять скульптора по-настоящему — надо заниматься скульптурой, искусством, жить этим, иначе вы ничего не напишете! Когда мы прогуливались с Сидуром, мы обсуждали разные детали и решали, поставить их так или иначе. Тогда я понял, в чем заключается его искусство. Я понял, что можно, а что нельзя. В принципе все можно, но нужно делать это с умом. Я начал рисовать. Мы тогда любили пить шампанское, и я начал крутить из проволоки разные объекты. Потом я нашел лист алюминия и начал крутить из него, и стали появляться абстрактные фигуры. Потом я начал делать самые разные вещи, искать исходные материалы на свалке. Это не важно, какой материал, важно, что, в конце концов, является результатом. Хорошо, если абстрактное имеет ассоциативное поле.
— Как вам кажется, ваши работы тематически близки работам Сидура?
— Возможно. Для меня особенно важны темы, которые связаны с преступлениями против человечности. На этом поприще мои интересы почти полностью совпадают с Сидуром, хотя каждый из нас трактует их индивидуально и самостоятельно. С точки зрения их художественного воплощения мы разные. Но то, что делали мы с Сидуром, является своеобразным диалогом.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
5 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ