Новости – История
История
«Дух войны», заточённый в гробнице Тамерлана, вырвался на свободу
Православный богослов протодиакон Андрей Кураев считает историю о тамерлановом проклятии вымыслом и новоделом
21 июня, 2018 17:35
3 мин
Гитлер, когда планировал нападение на Советский Союз, вряд ли заглядывал в православные святцы. День 22 июня 1941 года, а это было воскресение, обозначался в православном календаре как Неделя всех святых в земле Российской просиявших. Впоследствии этот факт нападения в святой праздник, совершенно справедливо, будет отмечен как знак свыше — Россия победила благодаря неимоверному напряжению всех сил народа и небесной помощи. Для нашей страны, чья тысячелетняя история всегда была неразрывно связана с православием, вспомним русские летописи, повествующие о военных победах русских, — «И поможет нам Бог одолеть врага», — такая ситуация являлась вполне понятной и закономерной.
Между тем в этой иррациональной сфере о Великой Отечественной войне и её предпосылках имеется сообщение с другой, мусульманской стороны, ставшее легендой. Накануне Великой Отечественной войны советский учёный Михаил Герасимов проводил исследования в самаркандской гробнице великого завоевателя Тамерлана. 20 июня вместе с помощниками он начал работы и вскрыл гробницу Тимура. Дух завоевателя был потревожен, и это действие, как повествует легенда, стало причиной начала войны.
Примечательно, что вскрытие гробницы, как отмечает в своей работе «Портреты исторических лиц» Герасимов, «с момента захоронения Тимура и Шахруха в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде до июня 1941 года погребения ни разу не вскрывались. Этот факт подтверждается состоянием могил». Таким образом, археологические работы группы советских учёных, первые за многовековую историю, стали причиной войны. Об этом событии снят документальный фильм, об этом говорил не склонный к нездоровому мистицизму физик Борис Раушенбах.
Эта история — из области местной мусульманской мифологии, активно поддержанной некоторыми московскими журналистами. Есть два источника.
Один — это кинооператор Малик Каюмов, снимавший на камеру работу Герасимова, он, собственно, автор этой легенды. В начале июня 1941 года к нему подошли три местных старика и показали книгу в кожаном переплёте, в которой написано, что гробницу Тамерлана вскрывать нельзя, оператор эту книгу посмотрел. Уже здесь возникает повод для сомнения, потому что эти старики вряд ли могли показать ему книгу на русском языке и вряд ли московский кинооператор мог читать на арабском или на фарси.
Есть второй рассказ об этом, Камала Айни, тогда ему было 13 лет, вёл дневник, в котором описывал события. Он говорит, что видел разговор кинооператоров со старцами и видел книгу. Книга была не печатная, а рукописная. Книга, по словам Айни, написана на фарси, и он видел, что кинооператор Каюмов не смог её прочесть, т.е. он читал её, как европейскую книгу, а не так, как читают книги мусульмане, справа налево. И он говорит, что на самом деле это была «Джангнома», книга о битвах и поединках, написанная в конце XIX века. А слова о могиле Тамерлана были написаны на полях книги чьей-то рукой.
Слова о проклятии — это традиционные вещи, которые можно встретить и в других религиях. Подобное встречается в историях с египетскими пирамидами, там огромное количество проклятий в адрес тех, кто их вскроет. Это совершенно обычные вещи и не стоит придавать им какое-либо мистическое значение.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости