Новости – Бизнес
Бизнес
Как закалялась «Северсталь»
Августовским днём 1955 года в городе Череповце Вологодской области началась работа предприятия, ставшего одним из крупнейших металлургических гигантов мира
27 августа, 2018 11:40
7 мин
С Череповецким металлургическим комбинатом в городе связано практически всё. Ведь именно «Северсталь» — своеобразный сталкер, на котором держится экономика. Города? Нет. Региона. И во многом — России.
Комбинат должен был появиться на свет в начале 40-х. А идея его создания возникла ещё в 30-е. И сам «Отец народов» Иосиф Сталин дал команду на строительство данного предприятия в предвоенном 1940 году.
На долгих 15 лет возведение комбината отбросила грянувшая война.
Но уже в 1951-м начались работы в цехе металлоконструкций, ставшем «производственным пилигримом» комбината. Первая домна была торжественно зажжена спустя четыре года. Стартовало производство чугуна. Напрашивается вопрос.
Почему для строительства комбината был выбран именно Череповец?
Причиной стало более чем удобное расположение города, находящегося на пересечении транспортных магистралей. Сюда было можно везти руду и уголь, которые были добыты далеко-далеко — за Полярным кругом.
Именно здесь, на севере России (ранее Вологодская область считалась регионом Крайнего Севера, ныне – нет), в канун «хрущевской оттепели» стартовало крупнейшее сталеплавильное производство. Здесь находился блюминг — самый крупный во всей Европе прокатный стан, дававший ежегодно 3 миллиона проката.
Северная сталь нашла колоссальный спрос не только в различных уголках СССР, но и в сорока странах мира. Не менее популярен был русский чугун, качество которого подвергалось самому пристальному анализу на Западе.
Но предвзятое отношение ко всему русскому в период Холодной войны не позволило говорить плохо о первосортной советской продукции — стали, прокате, чугуне, в котором даже под микроскопом не было обнаружено никаких деструктивных примесей.
Никакие эпохи застоя, никакие ветра Эпохи Перестройки так и не смогли приостановить стремительного эволюционного процесса Череповецкого металлургического комбината. Уже в 1979 году совокупное количество произведённой стали пробило отметку в 100 млн тонн.
Год спустя открылся новый цех. И производительность завода была удвоена. А в 1986 году здесь задымила самая крупная во всем мире доменная печь.
Она звалась «Северянка»
В 90-е годы передача Череповецкого металлургического комбината в руки акционеров и последующая приватизация стала спасительной не в переносном, а в самом прямом значении этого слова. С распадом Союза ЧМК утратил множество внутренних рынков сбыта.
В 1993 году в России бушевал кризис. Время революций и переворотов ещё не прошло. Страна погрязла в баталиях между парламентом и президентом.
На востребованную во всём цивилизованном мире продукцию завода слетались трейдеры, которые скупали тонну стали за $200, продавая её в КНР за $300, а то и $500.
В предлагаемых обстоятельствах галопирующей инфляции реальных цен не знал никто, кроме, разумеется, перекупщиков. Предприятию, всё ещё стоявшему на государственных рельсах, был жизненно необходим управленец, имеющий представление о работе в условиях рыночной экономики и знающий специфику работы завода изнутри.
Алексей Мордашов…
На переход государственного предприятия на рельсы рыночной экономики времени не было. ЧМК погибал. Но экспресс-преобразование комбината в ОАО «Северсталь» буквально за три года привело к новому старту.
Заводчане, с которыми мне удалось побеседовать в ходе пребывания в Череповце, связывают успехи завода и уровень своего личного благосостояния с именем предпринимателя, являющегося сегодня одним из самых состоятельных бизнесменов мира (второе место в рейтинге Forbes).
Уроженец Череповца Алексей Мордашов возглавил совет директоров возрождённого комбината, когда ему был всего 31 год. В деловых кругах его нередко называют «человек со стальной хваткой».
В эпоху рейдерских захватов, широчайшего использования личных связей, Алексей Александрович сумел стать у руля «Северстали» совершенно законным путём. Его мать на протяжении всей своей жизни была сотрудницей Череповецкого металлургического комбината. А отец? Александр Мордашов и вовсе строил завод своими руками.
Молодой управленец не был «персоной со стороны». Он пришёл на «Северсталь» в перестроечном 1988 году, и сумел не покинуть его в момент, когда комбинат превратился в тонущий корабль.
23-летний парень был замечен руководством, которое не только доверило ему пост старшего экономиста цеха, но и отправило стажироваться в одну из крупнейших сталелитейных компаний Австрии, откуда он вернулся с пакетом инновационных на тот момент предложений по реструктуризации.
В ходе приватизации именно он сделал всё, чтобы исключить присутствие на предприятии посторонних, консолидировав власть и рычаги управления в одних руках. Использовав в приватизационных процессах алгоритмы трейдерских компаний, вдоволь нажившихся на комбинате, Мордашов выкупал ваучеры и акции завода у предприятия, де-факто, «торгуя сам с собой». Зачем это делалось?
Ради концентрации власти в руках человека, знавшего, куда он ведёт завод. В своих руках. «Люди из Москвы», охочие до лакомого вологодского куска, приняли действия вологодского менеджера за «мышиную возню», решив разобраться с череповецкой командой попозже. Однако «сборная Мордашова» оказалась настолько сильна, что бороться с ней оказалось бесполезно.
«Северсталь», словно птица Феникс, возродилась, не повторяя былых советских достижений, а перекрывая их, вновь выходя на мировой рынок и устанавливая рекорды востребованности. Вот вам пример.
«Успех № 1998»
Многие помнят грустное лето 1998 года, когда российский рубль был девальвирован, а экономика страны опять летела в бездну. Для «Северстали» это было время… удивительного роста, затраты компании исчислялись в рублях, а выручка приходила, в основном, в валюте.
Если в «докризисном» 1997, которым датированы современные российские банкноты, прибыль предприятия составляла всего $111 млн, то в 2000-м она была увеличена более чем в четыре раза — до $453 млн.
Алексей Мордашов уверенно шёл по пути создания уникального и практически не имеющего аналогов в нашей стране межотраслевого холдинга, который впоследствии получит название «Северсталь-групп».
Управленец, снискавший в Вологодской области репутацию менеджера западного образца, диверсифицировал бизнес, и «Северсталь», начинавшая с «трех металлургических китов» — стали, проката, чугуна, превращалась на глазах в промышленную империю, под крылом которой убыточные российские компании обретали вторую жизнь.
Так наступал период расцвета «Северстали».
Впереди было время покорения рынка. Только ли российского? Не только. Стоит припомнить одну легендарную битву за американский рынок с компанией «U.S. Steel». Американцы проиграли череповчанам в драматической борьбе за терпящую бедствие компанию «Rouge Industries».
В этих баталиях выиграет «Северсталь», одержав одну из своих самых славных побед.
Но главные свершения «Северстали», конечно же, ещё впереди.
С Днём рождения!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости