Новости – Бизнес
Бизнес
Вячеслав Семенчук: В бизнесе создавайте случайности сами!
Автор книги «Бизнес-хакинг» о том, как находить уязвимости вокруг себя и создавать из них бизнес
7 марта, 2019 14:42
9 мин
Вячеслав Семенчук называет себя бизнес-хирургом. Он – специалист по цифровой трансформации бизнесов, от создания нового продукта до построения бизнес-модели и запуска каналов продаж. Вячеслав – предприниматель, специалист в области финтеха и криптовалют, а ещё – преподаватель и автор нескольких книг. Он рассказал «Русской Планете» о своей новой книге «Бизнес-хакинг» и о том, как литература может помочь в бизнесе и в жизни.
Как родилась идея Вашей книги «Бизнес-хакинг. Ищи уязвимости конкурентов - взрывай рынок»?
Это своеобразное предисловие к моей книге, которая вышла ещё 4 года назад – «Автор бизнеса. От идеи до свершения». В ней я рассказывал, как построить бизнес: с чего начать, чего не нужно бояться. Многие из тех, кто прочитал её, а также другие мои книги, задавали мне один и тот же вопрос: а как придумать идею для этого самого бизнеса?
Я сперва не понимал: как так? У предпринимателя такой склад ума, что в его голове постоянно роятся тысячи идей. Если их нет – может, ты не предприниматель вовсе? Но когда подобных вопросов стало слишком много, я задумался: быть может, можно этим людям как-то помочь? Тем, у кого идеи не генерируются? Первоначальное название было иным – «Думай, как хакер» - как находить уязвимости вокруг себя и научиться создавать из них бизнес.
Кому Ваша книга будет полезна в первую очередь?
В России по сравнению с Европой и США не так много предпринимателей. Но большинство людей даже не подозревают, что у них есть эти таланты. Бизнес-качества словно дремлют, не активированы. Книга будет полезна не только тем, кто уже осознал эти таланты в себе, но и самому широкому кругу читателей. Эта книга - не только о том, как придумать бизнес, но и о том, как находить вокруг себя вещи, которые упрощают жизнь.
Каков должен быть разумный баланс между теорией и практикой в бизнес-литературе? И как обстоит дело в Ваших книгах?
В разных книгах по-разному. В своих работах я придерживаюсь правила 50 на 50: важно рассказать о базовых вещах, а затем – показать на примере, в идеале – на собственном, как те или иные теории можно применять на деле, как их правильно внедрять. Главное – чтобы у человека не было страха не быть первым. Да, с одной стороны, многие идеи одинаковы, и для успеха достаточно просто начать делать то, что делают другие. Бонус моей книги в том, что я рассказываю о своём опыте и об опыте моих друзей и коллег. Многие авторы, к сожалению, грешат тем, что дают слишком много теории либо те практики, которые применялись не ими.
Чем можно объяснить бум бизнес-литературы в России?
К сожалению, книг не так много, как хотелось бы. А полезных книг ещё меньше. Увы: у нас не сформировалась предпринимательская прослойка, поскольку каждые несколько десятилетий её попросту вырезали. Но сейчас, благодаря активности государства в этой сфере, благодаря просветительским проектам в ВУЗах и даже в школах, количество предпринимателей с каждым годом растёт. Людей, которые не боятся изобретать и внедрять, становится всё больше – а раньше им могли сказать: «нечего в торгаши идти, лучше ступай на завод». А там, где есть спрос, есть и предложение в виде сопутствующей литературы.
Можно ли научиться бизнесу и как Ваша книга в этом поможет?
Предпринимателями рождаются, таково моё мнение. Но эти таланты можно активировать. «Бизнес-хакинг» показывает, что всё на самом деле не так уж и сложно, и нужно просто делать. Есть простые шаги, как начать, и как не наступить на те или иные грабли. Учиться лучше на собственном опыте, но, благодаря книгам, можно сократить количество ошибок и пройти путь быстрее. А главное – в своей книге я постарался показать, что не нужно бояться: пока что наша основная проблема в России том, что люди боятся и не верят, что можно просто взять и создать что-то.
А зарубежные бизнес-книги? Чем они отличаются от российских и есть ли там вредные для наших реалий советы?
Они более мотивационные. И рассказывают уже о следующей стадии развития бизнеса, когда получилось заработать первые деньги – о счастье клиентов, о масштабировании бизнеса. Наша литература пока описывает базовые шаги, а последующие стадии, наверное, пока рано внедрять.
Из зарубежной литературы можно усвоить один очень вредный совет: если сделать в точности, как там написано, то есть создать слишком крутое торговое предложение или продукт, то в России его никто не купит. Вам просто не поверят, и правильно сделают – слишком много вокруг обманщиков. Поэтому торговое предложение в российских условиях должно быть более реалистичным.
Вокруг слишком много историй успеха. Сколько стартапов на самом деле проваливается?
Думаю, около 95% стартапов провальные, причём везде, не только в России. Опасность массовой зацикленности на успехе в том, что истории получаются слишком чистые, будто бы без проблем. Их герои преподносят всё так, словно они сели, подумали, что-то сделали, а через несколько месяцев проснулись миллионерами. И те, кто будут вдохновляться такими историями, вполне ожидаемо не смогут его повторить, и в конечном счёте разочаруются в бизнесе и больше никогда не будут пробовать что-то новое.
И как тогда учиться на неудачном опыте, если о провалах мало кто любит рассказывать?
Непросто. И в первую очередь нужно анализировать собственный опыт, проходя этапы развития шаг за шагом. И, к слову, то, что в России называют провалом, на Западе считают опытом. Например, у нас редко дают второй шанс – вот почему опасно сразу привлекать под проект деньги. Если он не удастся – есть большая вероятность, что в ваши проекты больше никто не инвестирует.
У консалтеров есть такое понятие, как best practice. Часто это хорошие практики, но мало применимые. Например, сейчас уже невозможно повторить успех Яндекса. Но можно вычленить для стартаперов другие идеи: сперва Яндекс был поисковой системой, и лишь потом появилось Яндекс.Такси, Яндекс.Диск и другие сервисы. Многие мечтают сразу создать Яндекс таким, какой он есть сейчас. Но нужно изучить, с чего он начинался, и двигаться постепенно. Запустить сразу и поиск, и сервис такси, и облачный сервис, и доставку еды уже невозможно.
Как защитить свою идею от кражи?
Никак. Нужно не защищать - нужно делать. Да, можно подать на патент, зарегистрировать марку, но ничто не помешает конкурентам, или тем же китайцам, скопировать вашу идею. Но если её так легко воспроизвести – возможно, это плохая идея, раз у неё нет уникальной ценности? Главный секрет - нужно делать, и делать быстро. Не обязательно стараться сразу создать многомиллионный бизнес, можно реализовать идею, захватить часть рынка и выгодно продать проект крупной компании. У маленьких компаний и небольших стартапов есть главное конкурентное преимущество: скорость, а также отсутствие бюрократии.
Российский бизнес – каковы его главные черты?
В нынешних непростых политических реалиях очень сложно привлекать инвестиции, в особенности из-за рубежа. К тому же, россияне не умеют мыслить в масштабах десятилетий: так складывалась наша история, что мы порой не знаем, как долго будем жить в стране и как она будет называться. Наш рынок небольшой, 99% проектов, созданных в России, в ней же и остаются. И здесь очень показателен пример Израиля: маленькая страна, локальный и небольшой рынок, но они строят свои бизнесы с прицелом на внешний мир, и им это удаётся.
Нужны ли цифровые знания бизнесменам?
Безусловно, нужны! Из нашего последнего опыта – мы внедряем IT-технологии в одном из автотехцентров. И эффективность этого, казалось бы, традиционного бизнеса может вырасти в 4-5 раз при использовании новых технологий. Современный человек привык не звонить – по крайней мере, в Москве и крупных городах. Один из наших клиентов – владелец сети салонов красоты. Благодаря внедрению такой простой функции, как запись онлайн, ему удалось повысить загруженность салонов с 40 до 85%.
Те люди, которые боятся высоких технологий – для меня как динозавры. Люди думают старыми метриками, которые работали 15 лет назад, но пришла пора перестраиваться. Учиться нужно постоянно, я учусь каждый день и изучаю примеры успешного внедрения инноваций в Европе и США. Но у нас привыкли смотреть в прошлое, и делать так, как делали 10-20 лет назад. Новые технологии – это как новые станки: не стоит их бояться, нужно просто использовать для повышения эффективности бизнеса.
Вы как-то говорили, что в бизнесе важна удача, стечение обстоятельств. Везение или целенаправленная работа – чего больше было у Вас?
Работы над созданием как можно большего количества случайностей! У меня часто спрашивают, как я привлек первые деньги, и я отвечаю, что это случилось благодаря одному письму, которое позволило привлечь 3 миллиона долларов. Но нужно добавить, что, кроме этого письма, было ещё 3 тысячи писем, не считая сотен звонков и встреч. Но именно то, одно письмо, сработало. Выигрывает тот, кто вовремя замечает случайности, правильно их идентифицирует, а главное – не боится вовремя подкинуть их, а затем поймать, да так, чтобы не придавило. Ни одна из посеянных вами случайностей, будь то письмо или знакомство на конференции, не исчезнет и может сработать, пусть даже через несколько лет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости