Вячеслав Семенчук: В бизнесе создавайте случайности сами!
5 мин чтения
Вячеслав Семенчук: В бизнесе создавайте случайности сами!

Автор книги «Бизнес-хакинг» о том, как находить уязвимости вокруг себя и создавать из них бизнес

Вячеслав Семенчук называет себя бизнес-хирургом. Он – специалист по цифровой трансформации бизнесов, от создания нового продукта до построения бизнес-модели и запуска каналов продаж. Вячеслав – предприниматель, специалист в области финтеха и криптовалют, а ещё – преподаватель и автор нескольких книг. Он рассказал «Русской Планете» о своей новой книге «Бизнес-хакинг» и о том, как литература может помочь в бизнесе и в жизни.

Как родилась идея Вашей книги «Бизнес-хакинг. Ищи уязвимости конкурентов - взрывай рынок»?

Это своеобразное предисловие к моей книге, которая вышла ещё 4 года назад – «Автор бизнеса. От идеи до свершения». В ней я рассказывал, как построить бизнес: с чего начать, чего не нужно бояться. Многие из тех, кто прочитал её, а также другие мои книги, задавали мне один и тот же вопрос: а как придумать идею для этого самого бизнеса?

Я сперва не понимал: как так? У предпринимателя такой склад ума, что в его голове постоянно роятся тысячи идей. Если их нет – может, ты не предприниматель вовсе? Но когда подобных вопросов стало слишком много, я задумался: быть может, можно этим людям как-то помочь? Тем, у кого идеи не генерируются? Первоначальное название было иным – «Думай, как хакер» - как находить уязвимости вокруг себя и научиться создавать из них бизнес.

Кому Ваша книга будет полезна в первую очередь?

В России по сравнению с Европой и США не так много предпринимателей. Но большинство людей даже не подозревают, что у них есть эти таланты. Бизнес-качества словно дремлют, не активированы. Книга будет полезна не только тем, кто уже осознал эти таланты в себе, но и самому широкому кругу читателей. Эта книга -  не только о том, как придумать бизнес, но и о том, как находить вокруг себя вещи, которые упрощают жизнь.

Каков должен быть разумный баланс между теорией и практикой в бизнес-литературе? И как обстоит дело в Ваших книгах?

В разных книгах по-разному. В своих работах я придерживаюсь правила 50 на 50: важно рассказать о базовых вещах, а затем – показать на примере, в идеале – на собственном, как те или иные теории можно применять на деле, как их правильно внедрять. Главное – чтобы у человека не было страха не быть первым. Да, с одной стороны, многие идеи одинаковы, и для успеха достаточно просто начать делать то, что делают другие.  Бонус моей книги в том, что я рассказываю о своём опыте и об опыте моих друзей и коллег. Многие авторы, к сожалению, грешат тем, что дают слишком много теории либо те практики, которые применялись не ими.

Чем можно объяснить бум бизнес-литературы в России?

К сожалению, книг не так много, как хотелось бы. А полезных книг ещё меньше. Увы: у нас не сформировалась предпринимательская прослойка, поскольку каждые несколько десятилетий её попросту вырезали. Но сейчас, благодаря активности государства в этой сфере, благодаря просветительским проектам в ВУЗах и даже в школах, количество предпринимателей с каждым годом растёт. Людей, которые не боятся изобретать и внедрять, становится всё больше – а раньше им могли сказать: «нечего в торгаши идти, лучше ступай на завод». А там, где есть спрос, есть и предложение в виде сопутствующей литературы.

Можно ли научиться бизнесу и как Ваша книга в этом поможет?

Предпринимателями рождаются, таково моё мнение. Но эти таланты можно активировать. «Бизнес-хакинг» показывает, что всё на самом деле не так уж и сложно, и нужно просто делать. Есть простые шаги, как начать, и как не наступить на те или иные грабли. Учиться лучше на собственном опыте, но, благодаря книгам, можно сократить количество ошибок и пройти путь быстрее.  А главное – в своей книге я постарался показать, что не нужно бояться: пока что наша основная проблема в России том, что люди боятся и не верят, что можно просто взять и создать что-то.

А зарубежные бизнес-книги? Чем они отличаются от российских и есть ли там вредные для наших реалий советы?

Они более мотивационные. И рассказывают уже о следующей стадии развития бизнеса, когда получилось заработать первые деньги – о счастье клиентов, о масштабировании бизнеса. Наша литература пока описывает базовые шаги, а последующие стадии, наверное, пока рано внедрять.

Из зарубежной литературы можно усвоить один очень вредный совет: если сделать в точности, как там написано, то есть создать слишком крутое торговое предложение или продукт, то в России его никто не купит. Вам просто не поверят, и правильно сделают – слишком много вокруг обманщиков. Поэтому торговое предложение в российских условиях должно быть более реалистичным.

Вокруг слишком много историй успеха. Сколько стартапов на самом деле проваливается?

Думаю, около 95% стартапов провальные, причём везде, не только в России. Опасность массовой зацикленности на успехе в том, что истории получаются слишком чистые, будто бы без проблем. Их герои преподносят всё так, словно они сели, подумали, что-то сделали, а через несколько месяцев проснулись миллионерами. И те, кто будут вдохновляться такими историями, вполне ожидаемо не смогут его повторить, и в конечном счёте разочаруются в бизнесе и больше никогда не будут пробовать что-то новое.

И как тогда учиться на неудачном опыте, если о провалах мало кто любит рассказывать?

Непросто. И в первую очередь нужно анализировать собственный опыт, проходя этапы развития шаг за шагом. И, к слову, то, что в России называют провалом, на Западе считают опытом. Например, у нас редко дают второй шанс – вот почему опасно сразу привлекать под проект деньги. Если он не удастся – есть большая вероятность, что в ваши проекты больше никто не инвестирует.

У консалтеров есть такое понятие, как best practice. Часто это хорошие практики, но мало применимые. Например, сейчас уже невозможно повторить успех Яндекса. Но можно вычленить для стартаперов другие идеи: сперва Яндекс был поисковой системой, и лишь потом появилось Яндекс.Такси, Яндекс.Диск и другие сервисы. Многие мечтают сразу создать Яндекс таким, какой он есть сейчас. Но нужно изучить, с чего он начинался, и двигаться постепенно. Запустить сразу и поиск, и сервис такси, и облачный сервис, и доставку еды уже невозможно.

Как защитить свою идею от кражи?

Никак. Нужно не защищать - нужно делать. Да, можно подать на патент, зарегистрировать марку, но ничто не помешает конкурентам, или тем же китайцам, скопировать вашу идею. Но если её так легко воспроизвести – возможно, это плохая идея, раз у неё нет уникальной ценности? Главный секрет - нужно делать, и делать быстро. Не обязательно стараться сразу создать многомиллионный бизнес, можно реализовать идею, захватить часть рынка и выгодно продать проект крупной компании. У маленьких компаний и небольших стартапов есть главное конкурентное преимущество: скорость, а также отсутствие бюрократии.

Российский бизнес – каковы его главные черты?

В нынешних непростых политических реалиях очень сложно привлекать инвестиции, в особенности из-за рубежа. К тому же, россияне не умеют мыслить в масштабах десятилетий: так складывалась наша история, что мы порой не знаем, как долго будем жить в стране и как она будет называться. Наш рынок небольшой, 99% проектов, созданных в России, в ней же и остаются. И здесь очень показателен пример Израиля: маленькая страна, локальный и небольшой рынок, но они строят свои бизнесы с прицелом на внешний мир, и им это удаётся.

Нужны ли цифровые знания бизнесменам?

Безусловно, нужны! Из нашего последнего опыта – мы внедряем IT-технологии в одном из автотехцентров. И эффективность этого, казалось бы, традиционного бизнеса может вырасти в 4-5 раз при использовании новых технологий. Современный человек привык не звонить – по крайней мере, в Москве и крупных городах. Один из наших клиентов – владелец сети салонов красоты. Благодаря внедрению такой простой функции, как запись онлайн, ему удалось повысить загруженность салонов с 40 до 85%.

Те люди, которые боятся высоких технологий – для меня как динозавры. Люди думают старыми метриками, которые работали 15 лет назад, но пришла пора перестраиваться. Учиться нужно постоянно, я учусь каждый день и изучаю примеры успешного внедрения инноваций в Европе и США. Но у нас привыкли смотреть в прошлое, и делать так, как делали 10-20 лет назад. Новые технологии – это как новые станки: не стоит их бояться, нужно просто использовать для повышения эффективности бизнеса.

Вы как-то говорили, что в бизнесе важна удача, стечение обстоятельств. Везение или целенаправленная работа – чего больше было у Вас?

Работы над созданием как можно большего количества случайностей! У меня часто спрашивают, как я привлек первые деньги, и я отвечаю, что это случилось благодаря одному письму, которое позволило привлечь 3 миллиона долларов. Но нужно добавить, что, кроме этого письма, было ещё 3 тысячи писем, не считая сотен звонков и встреч. Но именно то, одно письмо, сработало. Выигрывает тот, кто вовремя замечает случайности, правильно их идентифицирует, а главное – не боится вовремя подкинуть их, а затем поймать, да так, чтобы не придавило. Ни одна из посеянных вами случайностей, будь то письмо или знакомство на конференции, не исчезнет и может сработать, пусть даже через несколько лет.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Стартапам в России сложно найти деньги Далее в рубрике Стартапам в России сложно найти деньгиКонкурс #STARTUPSELECTION2019 прошёл 4 марта Читайте в рубрике «Бизнес» Евгений Федоров: У России нет национального бизнесаДепутат Госдумы о том, почему падает российская экономика и кто решает за наших предпринимателей Евгений Федоров: У России нет национального бизнеса
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»