Всем игрокам приготовиться
7 мин чтения
Всем игрокам приготовиться

Артём Башмаков, генеральный директор сети парков виртуальной реальности «Really»: VR крайне привлекателен для бизнеса

VR развивается ударными темпами и по праву считается самой многообещающей отраслью развлечений. Как с точки зрения интереса со стороны потребителей, так и в плане прибыли, которую VR принесёт инвесторам.

Артём Башмаков, генеральный директор сети парков виртуальной реальности «Really», рассказывает, что делает рынок привлекательным для бизнеса, почему стоит вкладываться в виртуальные развлечения сейчас, и когда мы сможем полностью погрузиться в игру – совсем как в последнем фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».

Артём, расскажите, в чем причина бурного роста рынка VR-парков? И чем для вас интересен этот рынок?

Действительно, сейчас этот рынок притягивает крупный капитал, им интересуются серьёзные инвесторы. Согласно отчету PricewaterhouseCoopers рост глобального рынка VR в среднем 51,3% в год в интервале 2018- 2022 году, а в России, по их мнению, индустрия развлечений в целом будет расти вдвое быстрее, чем в мире, с 22 до 24 млрд долларов. К тому же, рынок молод, и именно поэтому в нём можно ожидать максимальной прибыли. Думаю, это происходит ещё и потому, что рынок игр и развлечений имеет понятную монетизацию. На него можно делать упор, разрабатывая технологии, которые затем могут распространятся и по другим сферам. То есть это очень хорошая точка входа в смысле инноваций.

Если смотреть с точки зрения конечного потребителя на b2c, то для них это возможность попробовать привычные, понятные и популярные виды развлечений, такие, как квесты, лазертаг или страйкбол, но в совершенно новом формате. Достаточно «старое», чтобы быть понятным и достаточно новое, чтобы быть интересным. Вокруг нового всегда создаётся определенный ажиотаж.

Для бизнеса этот рынок интересен, во-первых, своей маржинальностью – до 98% маржи в каждом чеке. Во-вторых, нет новых и новых капитальных вложений. Приведу простой пример: вы открыли квест-рум, по франшизе или самостоятельно. Через какое-то время вашу локацию посетили все, кто хотел, второй раз в квест не играют. И чтобы остаться в этом бизнесе, вам необходимо полностью переоборудовать помещение: придумать новую игру, сделать ремонт, то есть, снова вложить немалые средства, чтобы получить новую локацию. В случае с виртуальным квест-румом, капитально ничего менять не придётся: нужно просто загрузить в систему новую игру. И контент может быть совершенно разным, без новых инвестиций каждый раз. Плюс высокая возвращаемость - люди приходят снова и снова с новыми компаниями поиграть в уже пройденные сюжеты и опробовать новинки.

Мы, по сути, разрабатываем инфраструктуру под VR-парки – контент, систему трекинга, систему управления клубом/парком. Really - это управляющая компания, которая занимается франчайзингом и управлением своей сетью парков на основе собственной технологии. Плюсом закрывает все административные вопросы франчайзи – все что нужно для эффективного открытия парка и его дальнейшего обслуживания: маркетинговый сервис, юридические и бухгалтерские услуги, корпоративные продажи.

Какие виртуальные развлечения существуют сегодня на рынке? И какие их виды представлены в Really и почему?

Если говорить о VR-развлечениях, правильнее поделить их на основные бизнес модели. Всего их пять: VR-кинотеатры, VR-квесты, VR-шутеры, VR-точка (игры в Steam) и VR-аттракционы. У нас будут представлены следующие форматы: первый формат – VR-клуб. Это небольшой формат развлекательного заведения, его бизнес-модель схожа с популярными некогда компьютерными клубами, когда игрок может поиграть в ту или иную игру на оборудовании, дорогом для домашнего использования В таких клубах используются игры со Steam – крупнейшего игрового маркетплейса, предоставляющего контент по подписке. Второй формат – островная точка в ТЦ, где также можно сыграть в виртуальную игру из Steam. Но самое глубокое погружение в виртуальную реальность можно испытать во флагманском формате – это многофункциональный VR-парк. От VR-аттракционов мы решили отказаться потому, что у них низкая мобильность, стоимость каждой точки довольно высока, а также они вызывают негативные ассоциации с VR-играми поколения 2000-х годов, когда технология была слаба и у игроков развивались тошнота, головные боли, нарушался вестибулярный аппарат. Мы решили не идти против пользовательских ассоциаций и отказались от этого формата.

VR-игры уже сегодня можно встретить почти в каждом торговом центре. Но парков на сегодняшний день не так много. Почему? Ведь это, казалось бы, самый интересный формат.

Когда мы задумали открыть свой парк, то обнаружили, что готовых предложений по технологиям на рынке практически нет, разрабатывать собственный контент и систему трекинга в одиночку и под один парк – слишком долго и дорого. Денежный порог входа на рынок очень высокий. В настоящий момент стоимость входа в рынок – от 12 миллионов рублей, и при этом трекинговую часть, игры и программное обеспечение вам придётся разрабатывать самостоятельно. Готовые решения вне франшиз – от 30 миллионов рублей.

Тогда мы задумались над тем, что неплохо бы самим создать эти предложения для рынка. Мы разрабатываем систему трекинга, это самая важная часть VR-парка. Она считывает данные датчиков на игроке и при помощи системы камер фиксирует все его перемещения, а затем передаёт оцифрованные данные на очки виртуальной реальности, позволяя пользователю ориентироваться в виртуальном пространстве относительно других игроков и стен. На рынке есть готовые решения, но экономически они не целесообразны, по крайней мере в России и СНГ. С помощью нашей системы удастся понизить стоимость входа на рынок, и запуск парка обойдётся значительно дешевле. Итого получится около 5 – 5,3 млн рублей под ключ, включая отделку помещений.

Система трекинга, которую мы разрабатываем, сама по себе – очень перспективный продукт. Наши решения могут использоваться в других областях – в медицине, строительстве, в обучении. Мы планируем выходить и на смежные рынки.

Игровой контент тоже сами делать будете?

Не просто создавать, но и предлагать их в качестве продукта. На сегодняшний день парк возможно открыть только в рамках сети, поскольку разработка собственного игрового контента – дело дорогое. Можно, конечно, взять готовый продукт из Steam. Да, этот контент не требует разработки, но не позволяет создать эффект полного погружения.

Какое игровое оборудование вы планируете использовать?

Это VR-очки, жилет с обратной связью, оружие, датчики на руки, на ноги и поясницу. Ещё перчатки, устроенные по принципу экзоскелета. Это более гигиенично, их легче снять и надеть, это сокращает время подготовки к игре и помогает повысить людской поток в парке. К слову, мы будем первыми в мире, кто будет осуществлять хардверный трекинг рук до кончиков пальцев.

Ещё у игрока за спиной рюкзак, который выполняет функции игрового компьютера. В наших планах преодолеть этот технический барьер и разработать решение, чтобы данные можно было транслировать на виртуального сервера. Это еще сильнее сократит стоимость открытия каждого парка и упростит администрирование, снизит амортизационную нагрузку. Плюс такое решение само по себе станет очень сильным продуктом, который так же может быть использован в самых разных областях и иметь коммерческий успех.

Что есть у вас на сегодняшний день?

У нас запущен VR-клуб в Новосибирске, он работает на Steam-контенте. В этом месяце запускаем островную точку в ТЦ, а в марте – ещё одну. Эти точки хороши тем, что они не нуждаются в дополнительном маркетинге благодаря расположению в проходных местах. И при этом расширяют аудиторию – мы даём возможность людям познакомиться с виртуальными развлечениями, и предлагаем посетить парк для того, чтобы попробовать игры с полным погружением в виртуальную реальность.

У нас доступные цены: 600 рублей в час за одну зону в клубе и 300 рублей за 15 минут на островной точке. Командный квест – чуть дороже: час игры на 4 человек стоит 4000 рублей. Шутер на 6 человек – от 6000 рублей.

Когда планируете открыть свой первый парк?

Собственный парк планируем открыть в июне, в Москве. Стоимость игр там будет, конечно, немного выше, чем в Новосибирске, но по-прежнему доступной для самой широкой аудитории. Отдельно хочу сказать про концепцию: она будет единой, начиная от бренда, оформления интерьеров, того, как администраторы общаются с посетителями и заканчивая единым сюжетом, который человеку предстоит пройти. Раскрывать все детали пока не могу, скажу лишь, что это концепция будущего, где игрокам предстоит перемещаться во времени и выполнять различные миссии.

Чем сеть парков Really будет отличаться от конкурентов?

Помимо единой концепции, о которой я уже упомянул, мы предлагаем совершенно уникальный формат игрового парка – мультифункциональный игровой VR-комплекс. Это означает, что помещение будет единым, но его легко можно будет трансформировать под разные форматы. Без перегородок – получается VR-полигон для командных игр с полным погружением. Поделить помещение пополам – в каждой зоне может проходить свой VR-квест. Разделить ещё на несколько частей – получатся зоны для VR-точек или пространство для множества других игр. Отдельно будет располагаться зона VR-кинотеатра. Вся эта система будет легко собираться и разбираться на игровые зоны. Да, это нетривиальная задача, но это крайне интересно с точки зрения бизнеса.

Плюс многофункциональности в том, что вы сможете использовать одно и то же оборудование и одну и ту же площадь для оказания 4 видов услуг. Это снижает инвестиционные расходы на покупку оборудования и сокращает издержки на содержание разных типов помещений, один и тот же комплект можно будет использовать в любом формате игр, а помещение можно быстро конфигурировать под тот или иной формат.

А что насчёт условий франшизы?

У нас ниже бюджет открытия, все условия прозрачные и честные. Могу сказать, что я часто вижу сметы у других участников этого рынка, и они недосчитаны минимум на 20%. Мы же учли все расходы, включая затраты на ремонт и, например, противопожарной безопасности. Мы также поможем развивать франшизу и готовы предложить весь спектр услуг – юридическую базу, бухгалтерские и маркетинговые услуги, поскольку мы находимся в этой нише и понимаем, как и что должно работать. Наша задача - сотрудничать с партнерами по бизнесу долго и плодотворно.

Если подытожить, то мы предлагаем более выгодные условия, более низкий (почти в два раза) порог входа на рынок и сильную поддержку в управлении.. Всё это в сумме даёт высокую инвестиционную привлекательность и позволит достичь быстрой окупаемости.

Давайте поговорим про подводные камни. VR развивается очень быстро, год-другой - оборудование устаревает, и нужно покупать новый комплект, а это – дополнительные вложения, притом серьёзные.

Отчасти это так. Но, во-первых, амортизация оборудования учтена в финансовой модели каждого парка. Полное обновление за два года. А во-вторых, план развития бизнеса подразумевает вторую волну конкуренции. Половина России живёт в небольших городах, где о VR- играх вообще не слышали. Мы готовы выкупать у франчайзи старое оборудование и направлять его на развитие бизнеса в малых городах, где VR-развлечения произведут вау-эффект.

Скоро очки виртуальной реальности будут у всех дома, зачем идти в парки, если можно будет поиграть прямо у себя в гостиной?

Мир из фильма «Первому игроку приготовиться» воплотится в реальности очень нескоро. Да, VR-клубы могут ощутить конкуренцию со стороны домашних решений уже через несколько лет. Но до момента, когда полный комплект оборудования для игр с погружением, включающий не только очки и перчатки, но и систему, позволяющую совершать самые разные движения, оставаясь при этом на одном месте, будет доступен для массового потребителя, пройдет не одно десятилетие.

Но даже в этом случае формат мультиплеерных VR-парков с полным погружением по-прежнему будет очень популярным видом развлечений. Не у каждого в квартире найдутся лишние 100 квадратных метров, кишащих зомби.

В настоящий момент команда сети парков виртуальной реальности Really привлекает инвесторов на выходных условиях для разработки контента, серверных решений и системы трекинга, а также открыта для всех видов партнёрства, включая PR-сотрудничество. Также команда активно ищет таланты в области Game Development, чтобы вместе творить миры будущего. Если вы знаете, что мы можем быть друг другу полезны в этом или чем либо другом – обращайтесь на direct@vreally.ru или напрямую к Артёму Башмакову - в Instagram или Вконтакте.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Дмитрий Анфиногенов: Игорные зоны могут многое дать России Далее в рубрике Дмитрий Анфиногенов: Игорные зоны могут многое дать РоссииКак чувствуют себя казино в резервациях и что такое принцип ответственной игры Читайте в рубрике «Бизнес» Всем игрокам приготовитьсяАртём Башмаков, генеральный директор сети парков виртуальной реальности «Really»: VR крайне привлекателен для бизнеса Всем игрокам приготовиться
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!