Бизнес
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Бизнес
Русская планета
Бизнес

В ожидании «второй волны». Бизнес с молотка

Российские предприниматели распродают готовый бизнес после весенней самоизоляции
Дмитрий Степнов
12 октября, 2020 14:25
12 мин
Пекарня
Фото: Lesaffre.ru

Объявленный режим самоизоляции, вызванный эпидемий коронавируса, поставил на паузу работу тысяч компаний малого и среднего бизнеса.

Не все из них смогли пережить «коронакризис», возобновив деятельность после снятия ограничений. По подсчетам экспертов Циан.Коммерческая, число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на треть в крупнейших городах РФ. Чаще всего уходят с рынка владельцы гостиниц, офисов, а также развлекательных заведений.

● Число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на 28% в крупнейших городах. Хуже всего пережил «карантин» бизнес в Воронеже, Самаре и Уфе, где число предпринимателей, продающих бизнес, выросло в два раза. В Москве рост составил 28%.

● Чаще всего уходят с рынка владельцы гостиничного бизнеса, офисов, развлекательных заведений, компаний, связанных со сферой спорта, а также – салонов красоты и образовательной сферы (для детей).

Более устойчивым бизнесом (с минимальным приростом по числу объявлений в продаже) оказался автомобильный бизнес, коворкинги, медицинские клиники, пекарни и кафе.

● В туристических городах (Москва, Казань) предприниматели продают гостиницы, в Нижнем Новгороде, Челябинске, Красноярске, Воронеже – развлекательные заведения. В Волгограде – спортклубы, в Уфе – автосервисы, в Ростове-на-Дону – клиники.

● В 6 из 15 городов-миллионников основную долю готового бизнеса в реализации составляют кафе и рестораны. Еще в 5 городах – салоны красоты. В Москве и Санкт-Петербурге готовый бизнес в продаже чаще всего представлен гостиницами.

● Текущий интерес к покупке готового бизнеса на четверть ниже, чем в начале года. Самые низкие показатели – в Челябинске (-54%), Перми (-47%), Красноярске (-44%). Быстрее восстанавливается спрос на готовый бизнес в Уфе, Волгограде и Самаре.

Во время самоизоляции спрос на готовый бизнес просел на 39% относительно начала года. В сравнении с «карантином» текущий спрос выше на 20%.

I. Число желающих продать свой бизнес после самоизоляции выросло на треть

Режим самоизоляции стал серьезным испытанием для бизнеса. Компании наиболее пострадавших отраслей, официально выделенных на уровне российского правительства, получили поддержку в виде отсрочки по налогам и страховым взносам, моратория на проведение проверок налоговыми органами, беспроцентного займа на выплату зарплаты и пр. Даже с учетом мер поддержки, не все предприниматели смогли пережить «коронакризис» и вернуться к работе после самоизоляции. Часть из них были вынуждены продавать готовый бизнес, не имея ресурсов для его возобновления и развития.

Эксперты Циан.Коммерческая сравнили число объявлений о продаже готового бизнеса в начале марта 2020 года (в относительно стабильный период - до девальвации рубля и самоизоляции) и в начале октября 2020 года.

По подсчетам экспертов, число желающих продать свой бизнес после самоизоляции увеличилось в целом по всем городам-миллионникам на 28%. Средние по стране значения наблюдались в Волгограде (26%), Москве и Челябинске (по 28%), Новосибирске (29%). В полтора раза увеличилось число желающих продать бизнес в Ростове-на-Дону (45%), Казани (51%), Нижнем Новгороде (59%). Самая сложная ситуация – в Уфе, Самаре и Воронеже, где готовый бизнес сегодня продается в два раза чаще, чем еще в марте

Впрочем, в ряде городов «коронакризис» не стал причиной массового закрытия бизнеса. К примеру, в Перми и Екатеринбурге число объявлений в продаже увеличилось всего на 6%. А в Омске и Красноярске найти готовый бизнес стало сложнее: выбор сократился на 9% и 15% соответственно.

В список особо пострадавших отраслей, определенный правительством, вошли более десятка сфер, среди которых гостиничный бизнес, туризм, рестораны, сфера бытового обслуживания. Несмотря на реализованные меры поддержки, именно в данных отраслях наблюдается наибольший прирост объявлений о продаже готового бизнеса.

Аналитики Циан.Коммерческая проанализировали структуру предложений о продаже готового бизнеса в городах-миллионниках, выяснив, предприятия какой отрасли стали продаваться чаще. Для этого были выбраны отрасли, предложения в которых на сегодняшний день превышает 500 объектов (по всем городам-миллионникам).

На первом месте – гостиничная отрасль (+49% объявлений о продаже готового бизнеса). В отсутствии деловой активности, ограничений на передвижения между регионами, закрытия границ, а вместе с тем – и сокращение в разы туристического потока, в России закрываются гостиницы, хостелы, гостевые дома. Продавать такие объекты стали чаще в полтора раза, чем еще в марте 2020 года.

На втором месте по приросту объявлений – офисы (+36%), что также ожидаемо, учитывая переход многих сотрудников на дистанционный режим работы и в целом – массового расторжения договоров аренды во время ограничительных мер, когда компании не могли продолжать вносить арендные платежи из-за того, что практически весь бизнес был поставлен на паузу.

На третьем месте – индустрия развлечений (+25%). На четверть увеличилось предложение о продаже ночных клубов, помещений под выставочные залы и галереи, кальянные, оборудованные квест-комнаты, помещения под боулинг, базы отдыха и пр. В самоизоляцию россияне отказались от подобных развлечений, да и после снятия ограничений посещаемость таких заведений оказалась ниже, чем до кризиса – как из-за эпидемиологической обстановки, так и за счет снижения уровня доходов.

На четвертом месте – спортивная отрасль (+24%): на четверть больше в продаже стало фитнес-клубов, бассейнов, гимнастических и тренажерных залов, залов для йоги, школ танцев. Все эти заведения также столкнулись с резким падением спроса, многие вынуждены были закрыться.

На пятом месте – салоны красоты, парикмахерские, массажные и маникюрные салоны, (+15%). Для их также действовали ограничительные меры. Не все пережили «коронакризис» - многие помещения «под ключ», готовые к открытию салона, вышли на рынок.

На столько же (15%)увеличилось число предпринимателей, продающих бизнес, связанный с детьми (детские развивающие клубы, частные детские сады и прочее).

Среди пострадавших отраслей бизнеса, число объявлений по которым сегодня меньше 500, эксперты Циан.Коммерческая выделяют зоомагазины и ветклиники (+65%). Несмотря на сообщения о возросшем интересе россиян к домашним питомцам, помогающим пережить самоизоляцию, число желающих продать свой зообизнес резко увеличилось. Аналитики объясняют это оттоком спроса в онлайн, когда приобрести все необходимое можно с доставкой на дом, без посещения магазинов

От развития онлайн-торговли пострадали и магазины формата «у дома» - число объявлений о продаже помещений под такой бизнес выросло на 14% в сравнении с мартом.

Рост числа объявлений о продаже готового бизнеса наблюдается в большинстве сфер, однако для некоторых прирост оказался относительно небольшим. По подсчетам Циан.Коммерческая, неплохо себя чувствуют предприятия, связанные с автомобильным бизнесом: это мойки для машин, сервисы обслуживания автомобилей, шиномонтаж и прочее. Число объявлений о продаже таких объектов уменьшилось в сравнении с мартом на 1%.

Снизилось число помещений в продаже с оборудованными коворкингами (-3% в сравнении с мартом), что ожидаемо, учитывая переход сотрудников «на удаленку» и необходимостью организации рабочего пространства сотрудникам.

Относительно небольшой прирост объявлений о продаже (около 10%) зафиксирован для медицинских клиник, пекарен (магазины выпечки, кондитерские изделия и прочее), а также кафе и ресторанов.

Эксперты Циан.Коммерческая отмечают нестандартную ситуацию – наибольший прирост предложений по продаже гостиничного бизнеса наблюдается именно в туристических городах, которые в этом году из-за закрытия границ оказались востребованы у россиян (Москва, Казань). В этих городах именно гостиничный бизнес среди всех других отраслей показал наибольший прирост предложения в продаже после самоизоляции.

Аналитики это объясняют превышением предложения над спросом - изначально в туристических городах представлено много гостиниц, гостевых домов, хостелов, которые вынуждены были закрываться из-за снижения туристического потока. Интересно, что в Санкт-Петербурге наибольшим рост показал именно ритейл, несмотря на высокий туристический потенциал.

Остальные города были изначально менее ориентированы на туристический спрос, поэтому и гостиниц в продажу выходит меньше. Зато пострадала индустрия развлечений (ночные клубы, помещения под выставочные залы и галереи, кальянные, оборудованные квест-комнаты, помещения под боулинг, базы отдыха) – сразу в четырех городах-миллионниках именно в данной сфере отмечен максимальный прирост предложения о продаже готового бизнеса: Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Воронеж.

В Екатеринбурге и Самаре максимальный прирост предложения в продаже отмечен для предприятий сферы услуг (химчистки, ремонтные мастерские, сервисы).

От спорта отказались жители Волгограда. В Москве данная отрасль тоже вошла в тройку самых пострадавших.

А в Уфе стали меньше тратить деньги на автомобиль – в продаже увеличилось количество объявлений о продаже автосервисов, моек, мастерских и пр. В Ростове-на-Дону предприниматели стали распродавать «медицинский» бизнес.

Аналитики также изучили текущую структуру предложения на октябрь 2020 года. В 6 из 15 городов кафе и рестораны составляют основную долю готового бизнеса в реализации:

● Новосибирск

● Нижний Новгород

● Самара

● Ростов-на-Дону

● Красноярск

● Волгоград

Еще в пяти крупнейших городах превалируют салоны красоты:

● Екатеринбург

● Челябинск

● Омск

● Воронеж

● Пермь

В Москве и Санкт-Петербурге готовый бизнес в продаже чаще всего представлен гостиницами.

V. Интерес к готовому бизнесу на четверть ниже, чем в начале года

По подсчетам Циан.Коммерческая, текущий спрос на покупку готового бизнеса в городах-миллионниках ниже, чем в начале года, несмотря на снятие основных ограничительных мер. Число просмотров объявлений уменьшилось на 26%. Текущий спрос превысил показатели начала года в единственном городе-миллионнике – в Уфе (4%). Приближается к докризисным показателям Волгоград (-3%) и Казань (-9%). Относительно самоизоляции текущий спрос – выше на 20%.

Динамика потенциального спроса (число просмотров объявлений) готового бизнеса в городах-миллионниках:

Графика ЦИАН
Графика ЦИАН

Абсолютно во всех крупнейших городах отмечено заметное снижение потенциального спроса во время самоизоляции (в сравнении с началом 2020 года). Самое существенное падение зафиксировано для Челябинска (-54%), Перми (-47%), Красноярска (-44%). По всем городам-миллионникам в целом во время самоизоляции активность покупателей в сфере поиска готового бизнеса снизилась на 39%.

«Пандемия коронавируса привела к падению на четверть спроса на покупку готового бизнеса, - отмечает Александр Павленко, директор по аналитике Циан.Коммерческая. – Одновременно высокая конкуренция и отсутствие запаса прочности у многих компаний способствовали существенному приросту объема предложения: число желающих продать помещение «под ключ» - с готовым бизнесом - сегодня выше на треть, даже спустя четыре месяца после снятия основных ограничений. Мы наблюдаем цифровизацию предпринимательской деятельности: компании уходят в онлайн – закрываются те, кто не имеет возможности «перейти в цифру»: салоны красоты, гостиницы, офисы. С учетом ухудшения эпидемиологической обстановки, мы не ждем возобновления докризисной активности на покупку помещений с готовым бизнесом в этом году. Многие взяли в такой неопределенности паузу, поэтому предложение будет расти дальше, а спрос - стагнировать».

темы
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ