Трансформация рынка перевозок России
Трансформация рынка перевозок России

Автомобильная доставка остается самой приоритетной в стране

Наш рынок выступает индикатором экономики, он одним из первых откликается на наметившийся рост, так и одним из первых стагнирует, если начинается обратный процесс. Так как может развиваться ситуация на рынке перевозок сборных грузов в ближайшие годы?

В автомобильных грузоперевозках сегмент LTL (перевозок сборных грузов) в последние годы развивался наиболее высокими темпами, чем рынок в целом.

Его рост по сравнению с 2017 годом составил 8%, тогда как прирост по всему рынку составил в среднем 2%

Это позволяет рассчитывать на то, что уже к 2020 году, согласно данным агентства M.A.Research, LTL-рынок будет занимать 25% в общем объеме грузоперевозок, тогда как еще по итогам 2017 года его доля составляла 20,7%.

Впрочем, это и не удивительно, поскольку сегодня грузоотправители (главным образом, различные компании и ИП) все больше внимания обращают на эффективность своего бизнеса и нередко делают выбор в пользу LTL, так как сборные перевозки зачастую оказываются выгоднее доставок отдельными фурами (FTL). К числу основных факторов роста спроса на сборные перевозки можно также отнести развитие интернет-торговли и территориальную экспансию торговых сетей.

Опираясь на различные исследования рынка грузоперевозок, а также данные нашей компании, «Байкал-Сервис ТК», готов поделиться своими основными выводами о том, как будет развиваться ситуация на рынке перевозок сборных грузов в течение двух ближайших лет.

1. Учитывая отрицательный тренд покупательской способности в 2019-2020 годах, мы ожидаем замедление темпов роста рынка грузоперевозок и, как следствие, обострение конкуренции среди перевозчиков.

Этот тренд значительным образом скажется на общих грузоперевозках в ритейл.

Можно сказать, что общая тенденция отрицательная или без роста

Если разбить доставки в ритейл на две части – это сетевой и не сетевой ритейл, то динамика роста наблюдается только в сегменте сетевого ритейла (порядка 3,3% в 2018 году к аналогичному периоду 2017 года). Но эта точка роста не является существенной для перевозчиков сборного груза, так как процент перевозимых грузов в сети от общего оборота достигает не более 30%. То есть в общем грузообороте это даст не более 1% прироста. Учитывая высокие требования к срокам и качеству перевозки, а также документальному сопровождению, не многие смогут взять на себя риски штрафных санкций.

Но, тем не менее, уже выделился ряд компаний, готовых гарантировать сроки доставки, а в случае их несоблюдения оплатить штраф

2. В связи с существенным замедлением роста рынка грузоперевозок возрастет конкуренция среди компаний и усилится борьба за клиентов. Один из инструментов, к которому в этом случае все чаще будут прибегать транспортные компании, – это ценовой демпинг. Его с великим удовольствием принимают крупные клиенты, которых удовлетворяет существующее качество и скорость услуги. Клиенты сами подогревают такие ценовые предложения, постоянно сравнивая тарифы, а не качество.

Безусловно, сохранится часть клиентов, которые готовы будут платить более высокую цену, но требовать за это высокое качество или эксклюзивное предложение

Тем не менее, ценовой демпинг будет основным инструментом в конкурентной борьбе.

3. Продолжит меняться география LTL-перевозок. Влияние Москвы и Санкт Петербурга в объеме грузоперевозок будет уменьшаться, смещаясь в сторону регионов. Замедление прироста происходит по Центральному федеральному округу.  И наоборот, темпами выше, чем в среднем по рынку, идет развитие грузоперевозок сборных грузов по Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому федеральным округам. Соответственно, транспортные компании с более развитым региональным бизнесом смогут быстрее перестроиться, что в свою очередь позволит им улучшить свое положение в регионе и на рынке в целом.

4. Также в последние годы мы отмечаем тренд на консолидацию транспортного рынка. Этому способствует и обостряющаяся конкуренция, и предпринимаемые государством меры по его «обелению» этого сегмента перевозок.

Процесс уже затронул и небольшие транспортные компании, которые постепенно выходят из «серой зоны»

А это значит, что все игроки рынка начинают играть по одним правилам. Кроме того, надо отметить, что деятельность по госзакупкам стала более открытой, проводятся реальные тендеры. И это упорядочивание деятельности предъявляет к перевозчикам свои требования. Более подготовленные, организованные тендеры чаще выигрывают, и это тоже способствует укрупнению бизнеса.

5. Мы также видим все возрастающую роль информационных технологий и ИТ-платформ в отрасли. Уход с рынка в конце 2018 года одного из заметных игроков стал подтверждением того, что даже внушительные объемы грузоперевозок не гарантируют выживания компании на рынке: будущее за теми перевозчиками, которые внедряют все новые технологические решения, способствующие повышению эффективности бизнеса. Мы активно в этом направлении продвигаемся. 

6. Выделяем тенденцию по минимизации объемов партий груза и увеличении кратности заказов, рост отправок для интернет-магазинов.

Доля мелких грузов стабильно прирастает по всей стране, с начала 2017 года она увеличилась с 0,8 до 1,9%

7. Кроме того, и это мы наблюдаем по своей компании, в перевозках увеличивается доля промышленных товаров (средне- и крупногабаритных), изделий машиностроительной отрасли и обрабатывающей промышленности. Тогда как еще до 2013 года у нас в перевозках преобладали товары народного потребления (одежда, бытовые приборы и так далее).

8. Отмечаем увеличение отправок со стороны физлиц, но здесь ситуация по регионам неоднородна. Например, в Иркутске мы заметили интересный тренд в домашних переездах. Число обращений за этой услугой в филиал продолжает расти, а вот объем падает. Если еще два года назад наши клиенты перевозили вещи солидными объемами и весом в 2-12 тонн, то сейчас, зачастую, ограничиваются грузом, который умещается на 1-2 палетах. Получается, что люди сейчас в меньшей степени привязаны к вещам, перевозят только самое необходимое.

И еще несколько слов в заключении. В нашей компании работают люди, которым не так давно довелось вести бизнес, связанный с грузоперевозками сборных грузов, в США. 

Разумеется, мы сравниваем эти рынки и видим, что пока в этом сегменте мы еще догоняем Америку

Но при этом развиваемся быстрее, берем от них самое лучшее, добавляем своей энергии, опыта и продвигаемся вперед семимильными шагами.

Так как будут трансформироваться сборные перевозки, учитывая те тренды, которые уже проявились в Америке?

Мы понимаем, что в будущем скорость принятия решений изменится, и мы к этому должны быть готовы. Если сегодня, допустим, логисты одной компании отправляют груз в Нижневартовск и видят, что у них там избыток товаров, а в Новом Уренгое, к примеру, товар заканчивается, то они должны иметь возможность быстро, в онлайн, изменить маршрут и транспортная компания обязана на это молниеносно отреагировать и перенаправить груз из Нижневартовска в Новый Уренгой. 

Будущее за перевозчиками, которые развивают customer experience, которым не все равно, какое у клиента компания вызывает эмоциональное восприятие. Вот и мы в «Байкал-Сервисе» нацелены на то, чтобы наша компания была в первую очередь удобной и технологичной, качественной и надежной, предлагала хороший клиентский сервис при адекватных ценах. И все усилия работников так или иначе направлены на достижение этих целей.

Автор: Алексей Худов, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ООО «Байкал-Сервис ТК»

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Вячеслав Семенчук: В бизнесе создавайте случайности сами! Далее в рубрике Вячеслав Семенчук: В бизнесе создавайте случайности сами!Автор книги «Бизнес-хакинг» о том, как находить уязвимости вокруг себя и создавать из них бизнес

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»