Шеринг-экономика была мошенничеством с самого начала
Шеринг-экономика была мошенничеством с самого начала

Почему провалилась попытка укротить капитализм

Экономика совместного доступа обещала решить проблемы капитализма. Гигантское имущественное расслоение, сверхпотребление уже не страшны: каждый может получить немного комфорта. Пусть не навсегда – лишь на время, а затем передать другому. В шеринг-экономику поверили, но в итоге на ней наживаются лишь крупные корпорации, а польза, которую получают обычные пользователи, сомнительна. Обмен был призван изменить наш мир к лучшему. Но единственное, что мы разделяем – это беспорядок, который он оставил.

Прошло более 10 лет с момента зарождения экономики совместного использования, но обещания идеологов кажутся устаревшими в современных условиях. Зачем брать в прокат DVD, если можно смотреть фильмы онлайн? А такие компании, как Uber и Lyft, которые теперь стоят десятки миллиардов долларов, отказываются от аргумента об обмене, который и позволял им в течение многих лет обходить госрегулирование. Выходит, шеринг-экономика с самого начала была обманом - к такому выводу пришло издание о технологиях OneZero.

Шеринг-экономика, или экономика совместного пользования – общий и не до конца устоявшийся термин, описывающий иную модель пользования вещами: осознанный отказ от частной собственности на те или иные товары в пользу собственности коллективной. Когда-то именно так жили наши предки: на заре появления человечества частной собственности попросту не было, а все орудия труда использовались совместно.

В эпоху глобализации, размытия границ, мобильности идеи владеть вещами не постоянно, а временно, эти идеи пришлись как нельзя кстати. Добавьте к этому имущественное расслоение, падение доходов среднего класса – вот и ответ, почему так много людей на планете поверили в шеринг-экономику. Шеринг обещал сделать их жизнь проще и доступнее, ведь делиться вещами дешевле, чем владеть ими постоянно.

Автомобиль, стиральная машина, громоздкая мебель, недвижимость в ипотеку – зачем каждый раз тащить это всё с собой, если вы часто переезжаете с места на место? А именно так сейчас живут молодые и экономически активные люди. Даже компаниям уже не обязательно покупать или арендовать большой и дорогой офис и оргтехнику для своих сотрудников: полностью оборудованные рабочие места в коворкингах тоже доступны по модели совместного потребления.

На заре своего зарождения шеринг-экономика выглядела до ужаса привлекательной. Совместное потребление обещало снизить чрезмерное потребление и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду в глобальном масштабе. Образ жизни среднего класса на Западе подразумевает владение дорогими активами – автомобилями, гаражами, большими домами, нашпигованными самой разнообразной техникой. Но можно жить, пользуясь всеми достижениями прогресса, не имея их в собственности, жить легко, активно и мобильно. «Экономика совместного использования будет сохранять ресурсы, давать людям доступ к вещам, которые им не по карману, позволит им строить сообщество», так радужно описывала перспективы шеринг-экономики исполнительный директор «Гринпис США» Энни Леонард.

Идея укрощения капитализма заразила многих. Как грибы после дождя, начали расти стартапы, предлагающие людям отдавать вещи, которыми они пользуются время от времени, в аренду другим людям. К стартапам потянулись инвесторы. Образовалось целое сообщество небольших компаний, которым казалось, что они меняют мир к лучшему. Но вскоре на рынок зашли крупные игроки, и всё изменилось.

Знаковым событием стало быстрое развитие компании Lyft. Сперва сервис сфокусировался на поездках для студентов между кампусами и колледжами. Соучредитель компании Логан Грин рассказывал, что его удручало, что в Лос-Анджелесе слишком медленное движение, а большинство автомобилей заполнено всего одним пассажиром. В 2012 году Lyft запустил сервис по обслуживанию коротких поездок по городам. Формат «дружеской поездки» за добровольное пожертвование позволил обойти законодательство и не попасть под регулирование в качестве поставщика услуг такси. Но уже через год Lyft установил тарифы на проезд и заработал 83 млн долларов.

К 2015-му году платформы, делающие ставку на совместное потребление, оценивались в несколько миллиардов долларов. И чем дальше – тем больше идеи совместного потребления стали ощущаться как наивные. Совместное пользование вернулось к старой доброй аренде за деньги, только вот у властей уже не было контроля за этой сферой. Все деньги сконцентрировались в руках крупнейших платформ.

Упрощение сдачи в аренду тех же автомобилей, как ожидалось, не разгрузило улицы. Вместо этого компании стали расширять автомобильные парки, чтобы зарабатывать на них ещё больше денег. Спекулятивные цены на рынке недвижимости привели к тому, что целые дома снимались с аренды в качестве отелей, что ещё больше сжало рынок жилья в и без того недоступных городах.

Пострадали и рабочие места. Те из них, что были созданы на волне хайпа вокруг шеринг-экономики, были не регулировались законодательством на должном уровне, в итоге большинство работников трудятся по невыгодным для них контрактам и получают меньше денег, чем фрилансеры. В США начали появляться профсоюзы и общественные организации, которые пытаются защитить права работников и хоть как-то нормализовать правила бизнеса в этой сфере. Но главную проблему – вопрос доверия экономике совместного потребления – разрешить, похоже, уже не удастся: слишком много разочарований она с собой принесла, а корпорации вовсе не желают делиться своими доходами.

 «Чтобы заработать деньги, особенно те, которые ожидают технологические инвесторы, компании, финансируемые венчурным капиталом, не могли просто активировать недостаточно используемые ресурсы - они должны были зарабатывать больше», - констатирует Адам Вербах, экологический активист и социальный предприниматель, экс-президент экологической организации Sierra Club. «Коммерческий бизнес требует роста, а платформы - масштаба. За 10 лет эксперимента по совместному использованию мы смогли полностью оценить затраты. Капитализм не был приручен - его разжигали».

Шеринг-экономика, несмотря на красивую либеральную упаковку и обещания хипстеров из Силиконовой Долины изменить мир к лучшему, оказалась всего-навсего сделкой.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Назван самый доступный проект Москвы с авторским дизайном Далее в рубрике Назван самый доступный проект Москвы с авторским дизайномЖилой комплекс RED7 на Садовом кольце как элемент искусства

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»