Бизнес
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Бизнес
Русская планета

Онлайн-обучение пришло в жизнь каждого маленького россиянина

Онлайн-образование
Фото: Time.com
Станет ли электронная школа основой, и какие у нее есть преимущества и недостатки
Елена Горбачёва
22 мая, 2020 20:52
14 мин

Коронавирус заставил школы и дошкольные учреждения осваивать онлайн-формат. Если государственные школы после карантина постараются как можно быстрее вернуться к обычному режиму работы, то для частных школ переход в онлайн стал главным фактором выживания бизнеса как такового.

С какими трудностями образовательный бизнес при вынужденном переходе на «удаленку»? Почему родители настороженно отнеслись к переходу на удаленное обучение, и какие перспективы ждут дистанционное образование в России – выясняла «Русская Планета».

Сложности перехода

Онлайн до сих пор был в образовании удобным вспомогательным средством, не более того. Но в условиях пандемии образование, как и вся экономика, вынужденно сидит на карантине и в спешном порядке перешло на онлайн-рельсы. Государственным школам это удается со скрипом, но они так или иначе выживут, считает Вадим Хабиров, сооснователь сети школ скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых «IQ007». По его словам, многие частные школы, курсы и учреждения дополнительного образования уже закрываются, не сумев перестроиться на виртуальное общение с учениками, и во многом это произошло из-за того, что большинство педагогов в России прежде никогда не работали онлайн не то что с целым классом, но даже с одним учеником.

«Что касается государственных школ, то есть пример Российской и Московской электронных школ. Бесплатный доступ к своим онлайн-решениям открыли Яндекс.Учебник, Учи.ру, «Фоксфорд». Уроки можно проводить на интернет-платформе Zoom, есть интереснейшие образовательные каналы на YouTube, портал «Инфоурок», проект Arzamas и другие. Но и сами эти сервисы иногда не справляются с наплывом запросов, и не все учителя могут быстро в них ориентироваться: по одним предметам и темам – море вариантов урока, по другим, наоборот, их или совсем нет, или те, что есть, требуют доработки».

До карантина IQ 007 была исключительно оффлайновой школой. Сегодня все ее 575 заведений так или иначе перешли на онлайн-режим, делится опытом Хабиров.

Как мы работали раньше? Уроки проходили с 8 до 20, родители учеников и взрослые клиенты выбирали удобное время – как правило, вечер. Сегодня, когда все сидят дома и учатся онлайн, наши учителя работают в основном днем. В нашей команде около 850 человек – это и учителя начальной и средней школы, и филологи, и профессиональные методисты, среди них есть кандидаты педагогических, психологических, философских наук. 80% педагогов пришли к нам из общеобразовательной школы и привыкли к очному общению. Поэтому до сих пор наш курс подготовки учителей был очным. Но теперь мы переводим его в «цифру»: тех, кто переходит к нам из госструктур, все больше, и нужна постоянная онлайн-платформа обучения педагогов

Еще одна проблема, возникшая при вынужденном переходе на онлайн – отсутствие единых образовательных платформ, да и сам контент не систематизирован.

Судорожно занимаясь поиском e-learning платформ, школьная администрация в большинстве своем ищет что-то, к чему может сразу бесплатно подключиться и попробовать, а затем добавить в свой белый лист либо не возвращаться больше, рассказала Рада Рыжикова, специалист по онлайн-образованию в белорусской компании «Бамбу Груп», которая занимается поставкой образовательных сервисов и платформ.

«Когда твоя платформа - это кастомизируемое решение, сделанное под различные виды клиентов, без комментариев и демонстрации предоставлять ее как есть - это для нас невыгодное решение, поэтому мы такую возможность отбросили в пользу первоначального созвона и презентации. В результате, видя твое сообщение в ответ на запрос, школьный директор уже не помнит деталей платформы, так как он в суете пересмотрел десятки и сотни и все перемешалось в голове. Пока он подключился к другим продуктам и исследовал их функционал, он уже скорее всего смирился с этим решением, а потому низко замотивирован смотреть что-то еще».

Универсального и идеального решения для школьного дистанционного обучения нет: вы либо комбинируете сразу несколько инструментов для синхронного и асинхронного обучения и пытаетесь наладить связь школы и дома по всем каналам, либо смиряетесь и выбираете только 1-2 инструмента для конкретных активностей (например, Zoom и/или Google Classroom) и полагаетесь на то, что обучение будет просто полностью перенесено в синхронные конференции и/или самостоятельную работу с материалами, ограничивая контакты «учитель-ученик» и надеясь на ответственность учащихся

Внедрение онлайн-образования – процесс не быстрый. Для некоторых западных школ, где переход к онлайну начался намного раньше, чем в России, на это требовалось 5-6 лет. Причина, по мнению Рыжиковой, не только в педагогах: технологические решения несовершенны, у продуктов зачастую плохой дизайн, и после обучения пользованию платформой учителя не помнят, как совершить продемонстрированную им ранее операцию. Кроме того, не все педагоги могут овладеть новыми технологиями, что характерно для абсолютно любой страны независимо от ее уровня развития. К тому же, далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, не говоря уже об интернете.

Проблемы бизнеса

Непонимание родителей - основная проблема, с которой столкнулись частные образовательные учреждения при переходе в онлайн-режим, рассказывает Роза Саргсян, основатель образовательного комплекса Дари Детям Добро.

Первые недели мы столкнулись с непониманием родителей, почему сумма за обучение не снизилась в связи с переходом на онлайн образование, точнее снизилась, но не настолько, как того хотелось им. Поэтому мы уделили много времени и сил именно общению с родителями, обсуждению волнующих их вопросов. Постепенно мы нашли понимание, и со своей стороны предоставили индивидуальные условия, скидки, смогли найти компромисс. Хорошим показателем для нас стало то, что за время карантина мы потеряли только 2 детей, один из которых стал нашим воспитанником незадолго до введения ограничительных мер в стране и совсем не успел адаптироваться

Самым сложным, по словам Саргсян, было донести до родителей, что онлайн-формат сейчас возможен, что дети не потеряют в знаниях и успеют освоить программу до конца учебного года.

«Сюда накладывалось и то, что ни мы сами, ни родители, да и никто в целом не понимал: сколько все это продлится. Помимо этого, мы столкнулись недовольством родителей, что именно они сейчас должны заниматься дома с детьми: подключить к уроку, отследить ссылки и расписание. Мы с пониманием к этому отнеслись, так как многие вынуждены совмещать удаленную работу и обучение ребенка в домашних условиях.

Это действительно тяжело для всех - и для детей, и для родителей. Мой личный опыт работы из дома, в котором вместе со мной постоянно находится муж, также работающий удаленно, и двое детей разных возрастов, обучающихся онлайн, подтверждает всю сложность ситуации. Также, многие родители, и не без оснований, ждут, что, отдавая детей в частную школу, педагоги образовательного учреждения полностью возьмут на себя все функции. Мы постарались сделать онлайн-процесс максимально комфортным для всех».

Непомерная нагрузка

Главная проблема заключается в том, что дети не могут проводить столь длительное время с компьютером или планшетом, рассказывает Натали Камински, директор Британской школы и английского детского сада MAGIC CASTLE. «Даже школьники после 3 уроков на компьютере не в состоянии заниматься онлайн. Поэтому полное расписание занятий перенести онлайн нам не удалось».

В школе организовали занятия по математике, английскому и русскому языку – это примерно 3 занятия по 15-20 минут в день. Но асе остальные развивающие, творческие занятия пришлось приостановить, поскольку невозможно организовать полноценную программу для дошкольников с хореографией, спортом, изучением окружающего мира, искусством онлайн. «Кроме того, дети скучают по друзьям и преподавателям, поэтому мы иногда устраиваем онлайн праздники, где дети надевают костюмы, играют и общаются с друзьями онлайн. Конечно, такой формат не может заменить живое общение».

Нелегко приходится и учителям. Удаленная работа ответственного учителя - это двух-, а иногда и пятикратная нагрузка, ведь строгие и суженные рамки урока требуют полного пересмотра его плана, добавляет Рада Рыжикова. «30-минутные онлайн-сессии заставляют учителя фокусироваться на наиболее приоритетны темах и знаниях, готовить визуализированных материал (которого в большинстве случаев нет), настроить и проверить камеру и микрофон, удостовериться о возможности присутствия всех учащихся и др., в чем ранее необходимости не было. Поэтому налаживание формата удаленной работы и адаптация учебных материалов - страшное испытание на выносливость».

В школьные занятия вынуждены были включиться и родители – это главный минус школьного онлайн-образования, считает Саида Курбанова, эксперт в области профориентации подростков в Школе Карьерного Менеджмента.

Они вынуждены заниматься со своими детьми сами. Если раньше они тратили время на помощь с домашним заданием (не все, но большая часть родителей учащихся младших классов), то теперь они погружаются в сам процесс. И из-за неготовности системы, самих педагогов, у всех возникает много трудностей

Что будет после карантина?

Несмотря на очевидные проблемы, за онлайн-образованием будущее, считает Курбанова.

«Если перешагнуть через сложный этап становления, то в итоге дети получат большое количество преимуществ. Это и возможность выбирать индивидуальный план обучения с теми предметами, которые интересны для самого ребенка и имеют прямое отношение к сфере деятельности, в которой он хотел бы развиваться. Это также позволит нам всем стать ещё мобильнее. Если родители зарабатывают деньги без привязки к месту (удалённо), то семья с детьми-школьниками может вести полноценную жизнь (учиться, работать) и при этом путешествовать. Тотальное онлайн-образование также снимет большой ряд ограничений и сделает доступным для многих международное образование».

Однако другие эксперты, опрошенные «Русской Планетой», намерены развивать онлайн, но лишь в качестве вспомогательного инструмента. Например, в MAGIC CASTLE рассчитывают продолжать отдельные занятия онлайн для тех детей, которые не могут посещать очный занятия по каким-то причинам.

Тренд на дополнительное, после-школьное образование оправдан: в том же Китае он существует уже 5 лет и там очень популярны платформы для дополнительного обучения, курсов и репетиторства, добавляет Рада Рыжикова.

«Классическая школа включает в себя условия для полного погружения в образовательный процесс, настройку ученика на рабочий лад, а также иногда на практику и оттачивание знаний, полученных на уроке, в лабораториях, экскурсиях и просто с использованием специализированного инвентаря. Поэтому без физической школы вы не предоставите полноценную подготовку для ребенка по многим предметам - исключительно дополнительные ресурсы знаний и их проверки для закрепления усвоения».

По ее мнению, частные школы полностью в онлайн-режиме - это ограниченная и более академическая, нежели практическая, не самая надежная с точки зрения контроля знаний подготовка, однако как опция имеет место быть в виде курсов дизайна, программирования, тестирования и других областей, тренировать навыки в которых можно с использованием ПО и консультациями со стороны преподавателя. Но классическая школа к такому пока не готова. В то же время, по словам Рыжиковой, никто не рассматривает внедрение дистанционного обучения как временное мероприятие.

Карантин показал, что оцифрование материалов и учебных процессов необходимо было закладывать намного раньше, нежели условно продумывать на ближайшие 2-5 лет. Соответственно, выбор со стороны школ, районов и министерств идет в пользу решений, которые можно внедрить на долгосрочную перспективу и время от времени в качестве профилактической меры поддерживать процедуры онлайн-занятий после возвращения в привычный формат работы

Сегодня рынок дополнительного образования в России рыхлый, непонятный, добавляет Вадим Хабиров. «Если в Москве и городах-миллионниках клиенты ориентируются на бренд, моду, и территориальное расположение школы, то в маленьких городах допобразование – это в основном репетиторы, которых все в городе знают, знают, кто лучшие, и хотят попасть именно к ним. Но лет через пять все поймут, что в сфере образования системность гораздо важнее, чем громкое имя педагога. И такие школы, как наша, будут востребованы. С развитием онлайна, станет неважно и где они находится территориально».

Хотя «цифра», конечно, никогда не заменит «аналога», очная школа – важнейший социальный институт, и в государственном, и в частном образовании. Живое общение с педагогом для ребенка и результативнее, и просто необходимо

После окончания карантина для начальной школы онлайн обучение возможно только как вспомогательный формат, считает Роза Саргсян. Для детей такого возраста заменить полностью очную школу без потерь для ребенка он не может. «Ученикам не хватает движения и общения в кругу сверстников. Думаю, мы продолжим частично использовать онлайн формат в будущем, он освоен и хорошо нам дается, но не постоянной основе, а как вспомогательный вариант или для экстренных случаев. Например, если ребенок ввиду своего здоровья будет вынужден длительное время находиться на больничном дома. Или для обогащения образовательного процесса и включения в программу виртуальных путешествий, культурных мероприятий, музеев, выполнения некоторых проектных работ».

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ