Бизнес
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Бизнес
Русская планета

Купи слона или как выжить СМИ в цифровую эпоху

Зарабатывают ли российские медиа в непростых условиях современности?
Мария Кузьмина
22 января, 2019 10:12
8 мин
Российские СМИ – своеобразная terra incognita. Редакции очень не любят раскрывать свою финансовую информацию, да и вообще честно рассказывать о том, где на самом деле берут деньги. Между тем, вопрос, как заработать СМИ в интернете, как никогда актуален. «Русская Планета» изучила самые интересные кейсы.
Когда больше не значит лучше
Принцип, по которому зарабатывают СМИ на рекламе, очень прост: издание продаёт рекламодателю свою аудиторию. То есть тех, кто читает данное СМИ регулярно. За доступ к вниманию людей, объединённых схожими интересами, уровнем дохода и так далее, рекламодатели и платят. По крайней мере, так было раньше.
Традиционная рекламная модель уходит в прошлое. СМИ рвут на себе волосы и судорожно пытаются понять, куда, чёрт побери, делись все деньги и вернутся ли они когда-нибудь.
Плохая новость: нет, не вернутся. Почему так произошло?
Денег нет, и не держитесь
Были времена, когда рекламодатели смотрели в первую очередь на посещаемость сайта. Это сейчас мы знаем, что посещаемость -  ещё не гарантия качественной аудитории, и трафик в интернете непредсказуем, безлик и изменчив: как пришёл, так и ушёл. Но раньше все СМИ, даже, казалось бы, респектабельные и деловые (кому интересно, отголоски этого скандала до сих пор можно найти в Google) нагоняли на свои сайты трафик, не гнушаясь ничем. Боты, накрутка счётчиков, закупка трафика у агрегаторов и даже порнотрафик – всё ради нужных цифр в счётчике.
На посещаемость молились, ею хвастались, все силы и средства редакции (ну, и ботов, разумеется) были брошены ей на жертвенный алтарь. Так бы оно и продолжалось до сих пор, если бы не кризис 2008 года. Тогда рекламодатели решили проанализировать – а что, собственно, они покупают, и стоит ли вообще покупать слона?
Рекламодателю были не нужны сотни тысяч и даже миллионы людей, если они не были целевой аудиторией. Плюс ко всему, распространение цифровых технологий и всевозможных гаджетов привели к тому, что модель потребления медиа очень сильно изменилась. Журналы и газеты доживают последние времена, и даже те, кто ушёл в цифру, теряют трафик из-за того, что пользователи всё чаще читают новости через соцсети со смартфона. И часто получается, что СМИ как посредник больше не нужны рекламодателю – проще и эффективнее заплатить Instagram-блогеру с той самой, нужной целевой аудиторией.
«Оказалось, что рекламодателям не нужны медиа в таком количестве. Они могут разместить рекламу в социальных сетях и Google, и эти платформы справятся с задачей донесения рекламной информации до потребителя гораздо точнее. Они не задирают ценник и размещают рекламу автоматически», - рассказал в интервью VC.ru Максим Кашулинский, редакционный директор «Republic».
Три кита монетизации
Практически все популярные онлайн-издания принадлежат конкретным владельцам: олигархам, бизнесменам, либо же компаниям или промышленным холдингам, не суть. Не стоит забывать и о государстве: самые крупные российские СМИ существуют за государственный счёт. СМИ помельче могут попробовать отщипнуть свой кусок пирога от тех или иных властных структур, но стоит учесть, что это напрямую скажется на всей редакционной политике.
А что делать остальным? В этом, кстати, и заключается вторая новость, которая хорошая: деньги в рекламе ещё остались, только заработать их нужно иными способами.
На сегодняшний день в распоряжении независимых СМИ есть немало способов заработка. Можно выделить три основных:
1. Продажа аудитории рекламодателю. То есть, классическая схема продаж в СМИ.
2. Сбор денег напрямую с аудитории. Платная подписка, или paywall.
3. Продажа услуг.
Поскольку с первым пунктом у современных СМИ не очень хорошо, то издания всё чаще используют два других способа.
Платная подписка – отличная альтернатива традиционной модели. Посредники в виде рекламных агентств не нужны, читатель сам платит своему любимому СМИ за доступ к интересному и качественному материалу. Но это сработает, только если у вас суперлояльная аудитория, и вам есть, что ей предложить, то есть в качестве контента вы не сомневаетесь. По такому пути пошли многие издания. Первыми стали «Ведомости». Некоторые издательские дома с самого начала строили свою модель в расчёте на подписную модель, например, деловые нишевые издания медиагруппы «Актион». Самый свежий пример из российских СМИ – Republic (бывший «Слон»).
«Ты работаешь на того человека, который тебе заплатил. Аудитория голосует рублём: если мы ей нравимся, издание будет развиваться, если нет — она уйдёт, и издание закроется», - рассказал VC.ru Максим Кашулинский. «Republic» не испугался писать для узкой аудитории в 20 тысяч человек. О финансовых успехах точных данных нет, однако известно, что долги по зарплате из-за финансовых проблем погашены, и редакция уверенно смотрит в будущее.
Продажа услуг – это то, что медиа может предложить на продажу, используя свои внутренние ресурсы. Например, бизнес-издания продают экспертные услуги, либо же доступ к самим экспертам. Или собирают финансовую или иную информацию, которую крайне трудно самостоятельно найти в открытых источниках, а затем продают её заинтересованным лицам или компаниям. Либо же выстраивают вокруг СМИ сопутствующий бизнес – например, организация конференций. Так делает, к примеру, издательский дом «КоммерсантЪ». И за счёт этого уверенно держится на плаву.
Схожий вектор развития выбрал портал «Rusbase». За год под руководством Марии Подлесновой изданию удалось выйти на безубыточность. По словам самой Подлесновой, модель «Rusbase» – не просто медиа про бизнес и технологии, а «медиа как сервис».
Но реалии таковы, что ни один из трёх способов не может стать панацеей. Та же нативная реклама, которой одержимы все медиа в последние несколько лет, тоже не спасёт положение. Раскрученный проект «Medusa», который по праву можно назвать королём нативки, пока не сообщал, что наконец-то вышел на самоокупаемость, хотя ожидалось, что это произойдёт в 2017 году.
Что делать?
В эпоху слома прежних парадигм потребления контента и его дистрибуции, оказалось, что лучше всех себя чувствуют небольшие нишевые СМИ. В то время, как мастодонты отечественной журналистики повисли тяжёлыми гирями на основных бизнесах своих владельцев либо судорожно ищут спонсоров и инвесторов, маленькие редакции куда легче адаптируются к вызовам времени и не боятся рисковать. И окупаются, да-да!
Как они это делают? Секрет прост: им легче оптимизировать расходы, и они не боятся экспериментировать.
«Мы смеялись над изданиями, которые работали по подписке», - рассказал на секции Mail.ru в рамках Russian Internet Week’2016  Даниль Хасаншин, директор по развитию издательского дома «Комитет» - они издают VC.ru и TJ.ru.  Выход для себя «Комитет» нашёл в комбинировании различных моделей заработка. А ещё там не боялись экспериментировать. Например, запустили рубрику «Будущее» и контент под продажу готового и упакованного рекламного продукта рекламодателям. Один из экспериментов в итоге вылился в новый отдельный проект – DTF.ru, который работает по freemium-подписке и предоставляет часть экспертного контента за плату.
Старые и большие издания тоже не боятся экспериментировать в цифровых реалиях. Например, интернет-ресурс «АиФ» впервые удалось вывести на самоокупаемость к 2016 году. По словам генерального директора ИД «Аргументы и Факты» Руслана Новикова РПП, редакция прошла через процесс конвергенции. А ещё они стали сегментировать аудиторию и анализировать, какие тематики дают больший охват аудитории.
Если подытожить, то универсального рецепта, как заработать СМИ в новую цифровую эпоху, не существует. Но можно выделить несколько основных правил, которые помогут остаться на плаву:
1. Можно забыть о спецпроектах с кучей нулей. Денег в рекламе больше никогда не будет столько же, сколько до 2008 года.
2. Читатели важнее посетителей. Безликую аудиторию не продать. А вот найти свою узкую нишу, качественную и конкретную аудиторию – можно и нужно.
3. Нужно досконально изучить свою аудиторию и использовать таргетирование рекламы для более узкой части ЦА.
4. Научиться много работать и терпеливо ждать. Почти никому не удавалось выйти на самоокупаемость менее, чем за год, не считая первоначальных вложений инвестора.
5. Использовать комбинированные модели заработка.
6. Не бояться экспериментировать. В конце концов, можно построить удачную модель СМИ даже не имея самого СМИ, исключительно через соцсети, и это работает.
7. Котики, то есть любой виральный контент, правят миром. Рассказывайте людям классные истории, и они к вам потянутся. А следом и рекламодатели.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ