Новости – Бизнес
Бизнес
Куда движется рекламный рынок в регионах?
Ни для кого ни секрет, что уже несколько лет Интернет занимает внушительную долю рекламного рынка, постепенно отбирая бюджеты у других рекламных каналов.
16 июня, 2017 12:30
3 мин
В первую очередь свои позиции сдают печатные издания, которые уже несколько лет подряд показывают отрицательную динамику. Однако в регионах, а особенно в небольших городах, дела обстоят немного иначе. Несмотря на глубокое проникновение Интернета по всей России рекламный рынок в маленьких городах отличается от федерального. О том, каковы эти отличия и куда он движется мы поговорим с Максимом Мамонтовым, директором международной сети городских порталов “Городор”.
Максим, в чем вы видите основное отличие рекламного рынка в регионах от той же Москвы?
Регионы между собой тоже сильно отличаются. Например, Новосибирск от Москвы в плане рекламы отличается не очень сильно, а вот Калуга - очень. По ощущениям, чем меньше город и чем дальше он находится от крупных городов, тем меньше там развит рекламный рынок. Поэтому когда я буду говорить про регионы, то подразумеваю в первую очередь небольшие города до 500 000 жителей.
Отличия в основном заключаются в восприятии людей. К сожалению, бизнес-образование в регионах сильно запаздывает, поэтому технологии и методы, применяемые в крупных городах, до небольших городов доходят только через несколько лет.
Вот пример. Про RTB-рекламу (показ рекламы в Интернете конкретному пользователю на основе аукционных ставок) в России заговорили еще в 2013 году, однако в регионах про нее узнали и начали применять только в 2016-2017.
Еще одно ключевое отличие - это бюджеты. У региональных рекламодателей очень небольшие бюджеты на рекламу, которые часто формируются по остаточному принципу. Т.е. вот открыл человек свой бизнес, арендовал помещение, нанял сотрудников, закупил товар, а потом что осталось - отдал на рекламу. Такой образ мыслей накладывает определенный отпечаток на используемые инструменты, в связи с чем предпочтение отдается более дешевым и понятным рекламным возможностям.
Другая проблема - инерция мышления. Когда собственник бизнеса 5 лет размещал рекламу в газете и не думал о других вариантах, то ему сложно вот так взять и отказаться от этого вида размещения. Именно поэтому в регионах до сих пор живы и, скорее всего, будут живы еще несколько лет газеты бесплатных объявлений. Однако с каждым годом они становятся тоньше и выходят меньшим тиражом.
А как себя чувствует Интернет-реклама в регионах?
За последний год мы видим большие изменения в этом вопросе. Многие клиенты охотно пробуют новые возможности, экспериментируют с различными каналами продаж и новыми механиками. Например, особенно популярным в последнее время стало продвижение в социальных сетях. Многие также начинают использовать RTB-рекламу, ретаргетинг. И если раньше, 5 лет назад, 99% собственников бизнеса не поняли бы, что вообще значат эти термины, то сейчас уже около 20% ведут с тобой диалог на одном языке.
А как обстоят дела с региональными порталами?
Региональные, а точнее, городские порталы очень неплохо себя чувствуют. Их количество с каждым годом только растет, и пока что все говорит о том, что этот рост продолжится. В первую очередь это связано с ростом рынка Интернет-рекламы в целом, во вторую - с достаточно низкой ценой входа на рынок. Если раньше, чтобы создать портал нужна была целая команда программистов и дизайнеров, то сейчас есть готовые решения.
Один из путей - сделать городской портал на основе бесплатного “движка” и публиковать там городские новости. По такому пути идут более половины всех новых порталов, но успешных примеров можно встретить единицы. Другой - купить франшизу городского портала и получить в свое распоряжение готовую техническую платформу с огромным количеством разделов.
Почему самостоятельное создание портала сейчас редко бывает успешным?
Потому что люди, которые создают такие городские порталы, редко понимают, как на них зарабатывать. Они публикуют там только новости и, может, ведут пару других разделов, однако для успешной конкуренции с другими рекламными каналами этого явно недостаточно. Нужно постоянно развивать портал, менять модели монетизации, публиковать интересный пользователям контент.
Как правило, сейчас в каждом более-менее крупном городе (около 300 000 жителей) уже есть 2-3 хорошо зарабатывающих портала. Чтобы конкурировать с ними, нужно иметь либо большой опыт в этой сфере, либо сильную команду для поддержки и развития, а лучше и то, и другое.
Вы упомянули про франшизу, с ней портал будет более успешен?
Безусловно. Мы решили создать франшизу городских порталов по двум причинам. Первая - мы поняли, что наш собственный городской портал стал прибыльным и успешным, и мы знаем, как сделать рентабельным портал в других городах.
Вторая - в запуске новых городских порталов есть потребность. Многие традиционные рекламные агентства видят, что бюджеты рекламодателей медленно, но верно перетекают в Интернет и хотят тоже быть к этому причастными.
А когда запускаешь что-то по франшизе, то покупаешь не только бренд или, как в нашем случае, техническую платформу, но и успешный опыт управляющей компании. Именно поэтому всегда ценны те франшизы, где ее владельцы сами прошли путь с нуля до успешного бизнеса.
Если люди запускают городской портал по нашей франшизе, то они получают не только сам портал, но и постоянную поддержку с нашей стороны, благодаря чему такой проект всегда будет более успешен. Согласитесь, что запускать бизнес под руководством опытной команды, которая работает на этом рынке уже 10 лет, будет гораздо проще, чем делать это с нуля, не понимая всей специфики продажи Интернет-рекламы.
Как у вас обстоят дела и какие перспективы у вашей франшизы?
На данный момент у нас партнеры в 17 городах, до конца года планируем увеличить их количество до 50.
Мы видим хорошие перспективы в развитии франшизы. Во многих городах с населением до 100 000 человек еще нет полноценных городских порталов - там эта ниша еще свободна. Там, где порталы уже есть, мы выходим вперед за счет грамотного позиционирования и проверенной стратегии продаж.
Вы говорили о контекстной рекламе и других направлениях Интернет-рекламы, а какое лучше всего?
Это все разные инструменты для решения разных задачах. Например, с помощью контекстной рекламы можно привлечь внимание тех пользователей, кто хочет купить товар прямо сейчас, а с помощью статьи на городском портале можно вызвать желание этим товаром воспользоваться. Нельзя сказать, что какой-то из каналов лучше или хуже другого, каждый из них будет в одних случаях эффективен, а в других - нет.
Городской портал объединяет в себе сразу несколько инструментов и при правильном их использовании всегда будет полезен рекламодателю. Именно поэтому данное направление продолжает набирать популярность в регионах и не планирует останавливаться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости