Деньги на добре: как заработать социальному бизнесу
4 мин чтения
Деньги на добре: как заработать социальному бизнесу

Почему гранты и субсидии – это зло

Нужно ли помогать, зарабатывая? Нужно, разумеется. А можно ли зарабатывать, помогая? Ответ на этот непростой вопрос попытались найти эксперты, приглашённые выступить на Московском предпринимательском форуме, который прошёл 27 мая. Они рассказали о своём опыте в социальных проектах и пришли к выводу: зарабатывать на добрых делах не только можно, но и нужно. «Русская Планета» подвела итоги беседы.

Так сложилось, что социальное предпринимательство чаще воспринимается бизнесменами исключительно с точки зрения пиара и джиара. Бизнес – отдельно, добрые дела – отдельно, а многочисленные благотворительные фонды и организации существуют благодаря пожертвованиям. Чтобы превратить социальный проект в способ заработка – об этом, как правило, мало кто задумывается. Бизнес попросту не видит коммерческой составляющей в благотворительных проектах, и очень зря.

По мнению Дмитрия Богданова, директора департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов, субсидии и гранты – зло, это растлевающее финансирование. Бизнес должен уметь зарабатывать, чтобы иметь возможность решить ту или иную социальную проблему, и таких примеров немало – только через акселератор Фонда прошло почти 150 подобных проектов. Фонд как раз и занимается тем, что помогает бизнесменам найти способ монетизации социальных проектов и учит, как обрести финансовую самостоятельность.

Есть предубеждение, что социальный бизнес – низкомаржинальный. Но это неправда. В некоторых видах бизнеса прибыль может быть выше, чем в машиностроении. На этом можно и нужно зарабатывать!

Единственное отличие социального бизнесмена от обычного предпринимателя лишь в том, что он постоянно держит в голове проблему, которую он пытается решить, зарабатывая деньги.

Гранты и субсидии сегодня есть, а завтра экономическая ситуация поменяется, и их не будет. Мы помогаем выстроить бизнес так, чтобы не было нужды просить у кого-то денег. Субсидии – это как наркотик для предпринимателя. Вместо того, чтобы зарабатывать, человек будет бегать и искать бесплатные деньги, и не всегда это будет получаться

- добавил Богданов.

Известная спортсменка, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева основала собственный благотворительный фонд, который строит спортивные площадки и помогает детям с инвалидностью и из трудных семей.

Наш фонд не зарабатывает. Но большое количество людей хотят сделать что-то полезное для общества, просто в силу своей занятости они не знают, как это сделать и куда обратиться, либо не доверяют. У нас всё прозрачно, и если мы обещаем построить площадку за 3 месяца - мы это делаем

По словам Исинбаевой, её благотворительный фонд помогает бизнесу инвестировать в социальные проекты. На деньги бизнеса, а также на гранты фонд строит по всей стране детские спортивные площадки. Сейчас всё больше бизнесменов хотят ассоциировать свой бренд с добрыми делами, так что, доверяя свои деньги фонду Исинбаевой, компания получает дополнительную пиар-поддержку – и селфи с прославленной спортсменкой в качестве приятного бонуса.

Имя очень помогает, признается Исинбаева: люди доверяют, поскольку знают, что будет результат, и эта модель по сбору средств работает. Но как можно на этом заработать, признаётся Исинбаева, в фонде пока не придумали.

У меня столько идей возникло, как монетизировать вашу деятельность! – добавила Дарья Алексеева, основательница фонда «Второе дыхание» и сети магазинов Charity shop. Это благотворительный проект, который даёт вторую жизнь вещам – одежде, обуви, предметам декора - и спонсирует образовательные программы для выпускников детских домов и людей с ограниченными возможностями.

Речь не о том, как фонд может нажиться. Но можно не только получать пожертвования, но и продавать своих специалистов, или свою инфраструктуру. Почему бы не сдавать площадки в аренду?

Но такой подход Елене Исинбаевой не нравится. За 6 лет её фонд построил 52 площадки по всей стране, и главное условие – они должны быть доступны детям 24 часа в сутки.

Мы приезжаем и срываем замки, если узнаём, что площадку закрыли. И, заботясь о будущем детей, мы обязаны создавать инфраструктуру, которая будет доступна. Мы никогда и не думали о том, чтобы сдавать площадки со всем спортивным снаряжением в аренду, чтобы кто-то занял ее, но не дети. Я мыслю не так как вы, я хочу делать реальное дело

- добавила спортсменка.

Социальный предприниматель – это тот, кто решает проблему не прося, а зарабатывая. Почти любой социальный проект можно монетизировать. Ведь обычные люди, когда покупают какой-то предмет, сделанный руками незрячих, в последнюю очередь думают о том, что помогают инвалидам, добавил Дмитрий Богданов.

Для них важно, что эта чашка красивая, удобная, ее можно мыть в посудомоечной машине и пользоваться ею каждый день, считает Богданов. И если бы Елена Исинбаева позволила сдавать часть спортивных площадок в аренду – то следующие несколько они могли бы построить сами, на свои собственные деньги, не прибегая к грантам.

Так каков путь социального бизнеса – получать бесплатные деньги или зарабатывать самим? Прелесть социального бизнеса в том, что можно делать и то, и другое. Но всё же социальное предпринимательство – это в первую очередь история про деньги. Как рассказала Екатерина Затуливетер, основатель проекта «Альтуризм», если вы не устойчивы в финансовом плане, то не сможете так же эффективно решать проблему, как если бы вы сидели на лёгких деньгах и грантах.

Зарабатывать в социальном бизнесе -  базовая потребность. Это можно, это нужно, вы можете лучше конкурировать – просто за счёт того, что у вас есть социальная миссия. Путешествуя по России, я постоянно слышу, что социальный бизнес – это максимум самоокупаемость. Но предпринимателям не интересна самоокупаемость, они хотят зарабатывать. Поэтому они и боятся заниматься этим видом бизнеса.

Проект Екатерины по-своему уникальный – он объединяет волонтёрство и туризм. Начался он с идеи, как можно было бы спасти российскую глубинку. Екатерина поняла, что никакие вложения денег не помогут развитию деревень, они продолжат умирать. Единственное, что сработает – изменение сознания людей, которые там живут. Но как это сделать?

Екатерине пригодилось её образование международника и изучение методологии в сфере разрешения конфликтов, которую применяют международные организации в постконфликтном урегулировании. Екатерина решила применить эту технологию к нашей деревне. А затем уже появилась идея, как на этом можно заработать.

Грубо говоря, наша модель монетизации – как у обычного турагентства. Проект существует за счёт тех, кому хочется влиться в деревенскую жизнь, узнать, как живут настоящие люди. Клиенты не только отдыхают на природе, но и учатся новым навыкам, работают на фермах, строят мосты, чинят причалы, убирают мусор.

В итоге, туристы уезжают – а в деревне остаётся коммюнити, вдохновлённое результатами. И люди начинают верить в свои силы и в то, что можно что-то изменить.

Именно это качество должно стать главным и для бизнесменов, которые хотят изменить мир к лучшему, но боятся, что о бизнесе как таковом придётся забыть.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Цифровые решения для девелоперов: быстрее, дешевле, качественнее Далее в рубрике Цифровые решения для девелоперов: быстрее, дешевле, качественнееГК «Основа» собрала лидеров цифровизации строительной отрасли Читайте в рубрике «Бизнес» Русский лес уже нерусский«Золотую» отрасль отдали на откуп Китаю и Европе Русский лес уже нерусский

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»