Новости – Бизнес
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Бизнес
Чистая планета без бензина
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/49/98/WhatsApp_Image_2019_05_13_at_09.59.00.jpeg)
Фото: BMPower
Алексей Иваненко, BMPower: водородные технологии изменят мир быстрее, чем кажется
13 мая, 2019 12:00
12 мин
Выбросы С02 в атмосферу – одна из главных угроз планеты. Альтернатива сжиганию ископаемого топлива существует: учёные уверены, что в водород станет главным источником энергии для мировой экономики. Что мешает массовому внедрению технологий водородного топлива и как можно делать бизнес в этой области уже сегодня – «Русская Планета» узнала у Алексея Иваненко, директора по развитию компании BMPower, специализирующейся на производстве водородных топливных элементов для дронов и роботов.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/lena/WhatsApp_Image_2019-05-13_at_10.01.17.jpeg)
Всё просто: водород – это самое энергоёмкое топливо (140 МДж/кг - это в три раза больше чем бензина). К тому же, это самый распространённый элемент во вселенной. Он легко вступает в химические реакции, и из него очень легко получать электричество в топливном элементе, причём с очень высоким КПД.
Тогда почему водород в качестве топлива пока не распространён повсеместно?
Это смотря на какой рынок посмотреть. В мире на сегодняшний день уже существуют компании, работающие в этой сфере, с многомиллионной выручкой в долларах США. К тому же, есть различные сегменты рынка по применению: электротранспорт, рынок дронов, и так далее. Да, в России топливные элементы пока не распространены так широко. Именно поэтому 70% выручки нашей компании – это зарубежные каналы продаж.
Я бы назвал основным барьером на пути распространения водородных топливных элементов не технологии, а инфраструктуру, точнее, её отсутствие. Например, компания Toyota серийно выпускает автомобили с водородным двигателем аж с 2014 года. Но такой автомобиль пока негде заправлять. Отсутствие заправок сдерживает развитие технологии, хотя все понимают, что будущее за ней. В Европе, в США, в Корее уже начали создавать инфраструктуру, там активно строят большое количество водородных заправочных станций. Нидерланды, к примеру, планируют к 2030 году вообще отказаться от бензиновых двигателей в черте столицы.
Можно сравнить внедрение водородных технологий с тем, как это было с бензиновыми двигателями в начале прошлого века. Когда двигатели внутреннего сгорания только появились – долгое время все продолжали ездить на лошадях. Но прошло 50 лет – и автомобиль появился почти в каждой семье. Конечно, на водородные двигатели мы перейдём не завтра, но это будущее наступит быстрее, чем нам кажется. И, к слову, в мире многие страны принимают программы по внедрению и распространению водородных технологий, с каждым годом их становится всё больше.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/lena/WhatsApp_Image_2019-05-13_at_09.58.37.jpeg)
С другой стороны, природа нам оставила богатые залежи углеводородов, а залежей водорода не существует. Его ведь не так и просто получить.
Увы, этих запасов надолго не хватит. И вопросы экологии со счетов также сбрасывать не стоит. С водородной технологией нет проблем с экологией, к тому же, существует большое количество способов получения водорода. Самый простой и дешёвый на данный момент – из природного газа. С одной стороны, получается, то мы по-прежнему зависимы от углеводородов, но технологии не стоят на месте. Буквально каждый месяц где-то в мире открывается новый завод по производству водорода.
А как же Россия?
Пока, к сожалению, не очень. Но в нашей стране есть ниши, где водородные технологии смогут найти применение и, в свою очередь, стать катализатором для развития рынков.
Например, электроснабжение удалённых объектов, особенно в арктической зоне. Или сегмент, в котором мы приняли решение развивать нашу компанию – рынок дронов. Россия – гигантская страна, и на государственном уровне есть понимание, что у нас не слишком развита дорожная система для такой огромной территории, из-за этого возникают проблемы с логистикой, с обеспечением людей товарами первой необходимости. Здесь есть что развивать, и, выходя на этот рынок, мы понимаем, что он очень перспективный.
Например, обслуживание линий нефтепроводов и газопроводов. Дрон со стандартной батареей может провести в воздухе максимум час, и то без нагрузки. Дроны на наших топливных элементах могут летать по 2-3 часа. Представьте сами, сможет ли обычный дрон качественно обследовать большой участок.
Или доставка грузов: дрон с обычной батареей, несущий груз, может лететь всего полчаса. А вам нужно доставить груз на расстояние в 100 километров, и чтобы он обратно мог вернуться, и как быть?
Наши водородные технологии могут снять барьеры применения дронов, стать драйвером для развития рынка в целом. Именно поэтому наша компания решила развиваться на этом рынке, более того – уже активно развивается, и достигла определённых успехов. Например, буквально несколько дней назад одно из ведущих мировых изданий в области инноваций включило нас в ТОП-20 компаний, поставляющих революционные решения для рынка дронов.
Какие технологические наработки отличают вас от конкурентов?
Мы с самого начала делали ставку на мощную русскую научную школу, на базе Московского энергетического института. В нашем пуле такие учёные, как, например, Сергей Иванович Нефедкин, профессор МЭИ, специалист в области автономных энергетических систем. Сила нашей компании в том, что мы не занимаемся наукой ради науки, чем грешат многие компании и российские стартапы, в частности. Мы исходим из потребностей рынка. Сперва мы определили сегмент, в котором планируем развиваться, и лишь затем была поставлена задача учёным, инженерам, производству. И за год с момента основания компании в 2016 году мы создали продукт, успешно прошедший испытания.
Идя от запросов клиентов, мы видим, какие ноу-хау будут востребованы. Это и отличает нас от конкурентов. Например, мы разработали преобразователь, который весит около 200 грамм. Стандартный преобразователь весит более 1 килограмма. Если говорить о топливных элементах для дронов, то их установка для клиента выглядит максимально просто: достаточно нажать кнопку, подсоединить один провод, подождать 30-50 секунд, и дрон взлетает. Вся система построена по принципу plug and play - это очень удобно. Простота использования и конструкций – вот в чём наш секрет. Клиенту не важно, как что устроено. Мы предлагаем коробочное решение для всех его проблем.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/lena/WhatsApp_Image_2019-05-13_at_09.58.24.jpeg)
А ценовое преимущество?
Обычная li-ion батарея стоит 500 долларов. Наш топливный элемент дороже: от 13 тысяч долларов. Клиент не готов сходу купить такой дорогой продукт. Да, традиционная батарея дешевая. Но её ресурс конечен, при регулярной нагрузке её хватит на 2-3 месяца, после чего нужно покупать новую. И когда начинаешь объяснять клиенту все преимущества, рассчитываешь стоимость владения, которая учитывает все расходы, то он понимает, что в конечном итоге километр полета дрона будет стоить столько же. Но дрон сможет лететь не 30 минут, а 2-3 часа.
А если ваш дрон может лететь дольше – то вы начинаете конкурировать не с другими дронами, а с малой авиацией, с вертолётами. Это уже совсем другой рынок.
Простой пример: добыча ископаемых на шельфе. У вас вышла из строя деталь, и необходимо срочно её заменить. Либо вы поднимаете в воздух вертолёт за 5000 долларов в час, чтобы доставить с земли деталь весом в 1 кг, либо используете дрон, стоимость часа полёта которого – всего 150 долларов. В такой ситуации топливный элемент, пусть даже он стоит 15 тысяч долларов, обойдётся намного дешевле.
Где ещё могут применяться водородные технологии?
Их можно назвать мировым трендом. К слову, Россия активно поддерживает стартапы в сфере водородных топливных решений, наш проект в области высокотемпературных топливных элементов принял участие в одном из государственных проектов и прошёл одобрение в первой стадии. Эту технологию мы назвали «тихий дизель», я верю, что она придёт на смену стандартным дизельным генераторам.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/lena/WhatsApp_Image_2019-05-13_at_09.56.58(1).jpeg)
Несколько дней назад мы испытали наш новый переносимый источник энергии для ремонтных бригад вместе с компанией МТС. Этот энергомодуль весит 17 кг, в то время, как стандартный генератор – около 70 кг. Его может поднять один человек, он легко включается и запускается, может работать при температуре -40, а главное – он совершенно бесшумный.
Допустим, у вас упала сеть, на часах 23.00, бригада выехала по адресу в жилой микрорайон, но садится на лавочку и ждёт утра, чтобы включить генератор, иначе разбуженные грохотом жители вызовут полицию. А с нашим генератором люди и не заметят, что в их районе или на крыше их дома вообще ведутся какие-то ремонтные работы. Поэтому рынок телекома для нас как производителей топливных элементов крайне привлекателен.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles5/lena/WhatsApp_Image_2019-05-13_at_09.56.58.jpeg)
Почему российские компании стремятся выйти на зарубежные рынки? Только ли потому, что внутреннего рынка недостаточно?
Для нас выход на западный рынок – не просто мечта, а свершившийся факт – 70% нашей выручки, это заказы из-за рубежа. Теперь у нас мечта запустить несколько новых проектов и вывести компанию на первое место в своей сфере, с оценкой в 1 млрд долларов и выше. Но для того, чтобы стоить 1 миллиард, у тебя должны быть клиенты по всему миру.
Дело не только в прибыли. Общение с иностранными партнёрами для нас – всегда плюс. У них совершенно иной образ мышления, они могут помочь тебе найти бизнес там, где ты его просто не увидишь. В этом смысле мы воспринимаем иностранных партнёров как помощников, которые могут помочь нам настроить бизнес-модель, найти правильные рынки, и их помощь в этом плане бесценна.
Международный конкурс стартапов IPIEC GLOBAL (Китай) в прошлом году присудил вашей компании 12-е место в рейтинге мировых компаний, разрабатывающих энергетические решения. Стало быть, азиатские компании к вам присматриваются?
С одной стороны, Китай создаёт неплохие условия и всю необходимую инфраструктуру для размещения инновационных технологий на своей территории. Но потом понимаешь, что из тебя просто хотят выжать все соки. Сперва тебе говорят – у вас отличный проект, мы готовы вложиться, но на деле они просто хотят, чтобы ты разместил там свою технологию, и там же её и оставил. Это нас не устраивает.
Ни в Европе, ни в США таких условий не ставят. Там помогут с инвестициями, организуют каналы продаж, подскажут, как правильно пройти сертификацию, но то, что ты изобретаешь и производишь в России, останется твоим. Это совсем иной подход. К слову, в мире всего 5 стран занимаются разработкой энергетических технологий для дронов и у которых есть коммерчески доступный продукт – Россия, Великобритания, Сингапур, Канада и Китай. И китайские, между прочим, худшие в этом сегменте.
А как обстоит дело с российским рынком?
Потенциально, рынок огромный. Но нужна законодательная поддержка. За рубежом наши продукты покупают не только потому, что это выгодно, или ещё что-то. А потому, что они могут это использовать. Российские покупатели пока не видят всех возможностей, и я понимаю, почему: законодательных барьеров слишком много, рынок слабо отрегулирован. Закон пока не позволяет осуществить доставку груза дроном из Звенигорода в Наро-Фоминск, к примеру – слишком плотная застройка. В Штатах не так давно сняли запрет на управление дроном исключительно в пределах видимости, как результат, там сейчас наблюдается настоящий бум компаний доставки дронами.
У России есть всё для того, чтобы занять первое место на мировом рынке доставки при помощи дронов. У нас отличная научная база, авиационная школа, наши дроны ничуть не уступают аналогам за рубежом, а даже превосходят их. И географические особенности нашей страны сами говорят о том, что нужно что-то делать с логистикой. Чем не цель - сделать Россию страной с самым развитым бизнесом в этой сфере? Хотелось бы, чтобы доступ к этому рынку был у всех компаний, чтобы рынок был конкурентным, чтобы компании соревновались друг с другом не в величине административного ресурса, а в технологиях и инновационных разработках.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости