Культура OLD
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Культура OLD
Культура OLD

Язык воскрес?

В «Редакции Елены Шубиной» выходит книга главного идеолога ОПОЯЗа

Владимир Лактанов
1 мин
Достаточно ли яркой и насыщенной жизнью живет современная литературная Россия? На этот риторический вопрос можно дать диаметрально противоположные ответы. Они будут верными. А было время! В 20-е годы минувшего столетия, литературные мейнстримы сменяли друг друга, являя миру все новые и новые имена.
Можно ли представить себе живого теоретика литературы в век нынешний? Навряд ли. Каждый блоггер, каждый комментатор новостной ленты обходится с «великим и могучим» так, как ему заблагорассудится. Но всего сто лет назад над сборниками теории поэтического языка трудились не только специалисты, но и те, кто еще вчера с винтовкой в руках сражалась на фронтах Первой мировой.
Одним из них был Виктор Шкловский, который в тандеме с Осипом Бриком, Евгением Поливановым, Львом Якубинским создавал актуальные и поныне теоретические труды о поэтическом языке, а впоследствии основал легендарный ОПОЯЗ. Так называлось общество, которое во главу угла своей деятельности поставило работу по развитию русского поэтического языка. Происходило это в предлагаемых обстоятельствах нелегких лет России, когда душа многих просила – нет! – требовала куда более крепких слов.
Книга «Самое Шкловское» содержит самые главные фрагменты трактатов легендарного теоретика, сделавшего максимум возможного для того, чтобы в годину испытаний и перемен русский язык обрел новое звучание через тернии избранного футуристами пути.
«Слова мертвы, язык подобен кладбищу!» - в своей теоретической работе «Воскрешение языка» утверждал Шкловский, пытаясь вернуть нас к тому пониманию существительных и глаголов, которое они имели в момент их появления на свет. Так слово «месяц» (в интерпретации Виктора Шкловского) имеет прямую связь со словом «мерило», а значение слов «горе» и «печаль», которыми была пронизана насквозь окружающая молодого литературоведа военно-революционная действительность, имело прямую связь с глаголами «гореть» и «опекать» (в значении обжигать).
Не правда ли – в те минуты, когда мы находимся в экстремальной ситуации, все чувства (включая «языковое чутье») становятся более яркими, острыми, дающими возможность к прорыву на новый уровень знания?
Кому же порекомендовать «Самое Шкловское»? Пожалуй тем, кто всем сердцем любит русский язык, среди всех видов искусства выбирает для себя литературу и… быть может, мечтает о том, чтобы дарить миру неповторимые, живые и говорящие образы, рожденные практически всемогущим русским словом.
темы
Россия
культура
искусство
Новости партнеров
Реклама
Реклама
1 мин